Диссертация (Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы". PDF-файл из архива "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Н.России:Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностныедоминанты».Вовторойчастикниги«Функционально-стилеваядифференциация речи в Рунете» исследователь утверждает, что в Интернетевозникают собственно сетевые жанры, использующие возможности новыхинформационных технологий. Однако, употребляя этот термин, автор в своейработе не дает точного объяснения этому понятию, кроме того, не уточняеткакие жанровые формы можно отнести к сетевым.
Тем не менее, для насданный подход интересен и заслуживает своего рассмотрения, поскольку Г.Н. Трофимова одна из первых в своей книге обращается к жанрам,заимствованным из традиционных источников, в частности, жанрам газетнойпериодики.По мнению ученой, сеть это сложно структурированная иерархическаясистема, все тексты которой можно разделить по критерию самобытности нажанры исконно сетевые (жанры неспециального общения, например, блоги)и перемещенные в сеть из традиционной реальности (материалы, специальнопереведенные в цифру). В целом, говорит автор, «все средства массовойкоммуникации, заявившие о себе в Интернете, можно условно разделить начетыре основные категории и одну дополнительную.
К основным категориямотносятся электронные информационные агентства, сетевые копии и сетевыеверсии бумажной периодической печати, сайты радиовещательных ителевизионных программ и собственно сетевые СМИ. Дополнительным1Антонова В. И. Трансформация типологической и жанровой систем в современнойжурналистике: по материалам печатных изданий Поволжского региона: автореферат дис.Казань: Казан. гос. ун-т.
2006. С. 135.2Засурский Я. Н. Медиатекст в контексте конвергенции / Я. Н. Засурский // Вестн. Моск.Ун-та. Серия № 10. Журналистика. М., 2005. № 2. С. 3-6.42средством массовой информации можно назвать индивидуальные вебстраницы профессиональных журналистов»1. Исследователь предлагаетнесколько подходов к классификации сетевых текстов:– По направленности интенций сетевые тексты подразделяются наразвлекательные,познавательные,справочно-информационные,императивные и репрезентативные.– По принципу разделения форм речи выделяютсякак концептуальнописьменные (научные или публицистические статьи, деловые документы,механически перенесенные в цифровую форму), так и концептуально устные(разговоры в чате или в ICQ), причем и те и другие формально являютсяписьменными.– По степени включенности в веб-контент разделяются на традиционныетексты, размещенные в сети; традиционные тексты, отредактированные дляразмещения в сети; тексты, созданные специально для сети и заранееучитывающиееёсоответствующиеособенности(сетевыеСМИ,презентации); тексты, рождающиеся в сети (электронная переписка, вебдиалоги и веб-полилоги).
В отдельную группу выделяются ключевые слова ислова-запросы или темы-сообщения, а также слова-команды, являющиесяразновидностями свернутого текста2.Из приведенной классификации, видно, что язык сетевых текстов,который приспосабливается к наиболее общим речевым навыкам массовогопотребителя в Интернете, может обладать как некоторыми специфическимипризнаками, свойственными сетевой коммуникационной среде, так иобобщеннойзаданностью.Каквидим,приобщемповышенномкоммуникативном тонусе часть контента предназначена для ее восприятия вкачестве информации, которая может подаваться и в виде копий «бумажных»текстов, и оформленная как гипертекст, с использованием внутренних или1Трофимова Г.
Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русскогоязыка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: Монография. М.: Изд-во Рос.ун-та дружбы народов. 2009. С. 145-150.2Там же. С. 145-150.43внешних гиперссылок. В то время как коммуникативная ориентацияинформационной части контекста заложена в ней изначально в связи стехнологическими особенностями доступа к ней через поисковые системы иключевые слова-запросы1.Другие ученые останавливаются на термине «жанровый форматвиртуального дискурса» (Л.
Ф. Компанцева)2. Специфика данного подходапроявляется черезгипертекст и креолизованный текст. То есть жанрывиртуального дискурса выделяются на основе структуры и композиции еготекста (дискурсообразующие жанры) и интенционального разнообразия еговысказываний (дискурсоприобретенные жанры). К первым относятсяэлектронное письмо (e-mail), чат, форум, мгновенное сообщение (например,ICQ), блог, представляющий собой дневниковую новостную ленту свозможностью комментирования, гостевая книга и sms, ко вторым – флейм,сетевой флирт, виртуальный роман, флуд, послание, креатифф и спам3.Из определения, которое дает А.
А. Калмыков, что «жанр – это элементметаязыка социальных коммуникаций, или современный код, с помощьюкоторогошифруетсямассоваяинформацияСМИидешифруетсяаудиторией»4, можно сделать вывод об адекватности данной структурыжанровогоразнообразиявиртуальногодискурса.Впрочем,еслиотталкиваться от классического определения, что жанр – это представительтворческой памяти в процессе литературного произведения, то можнодополнить следующим образом: жанры живут не независимо друг от друга, асоставляют определенную систему, которая меняется исторически.
В этом1Трофимова Г. Н. Указ. соч. С. 45.Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшее и спорное //Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия«Филология. Социальные коммуникации». Харьков, Украина, 2011. Том 24 (63). № 1. Ч.1. С. 105-124.3Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса:автореф. док.
дис. Волгоград, 2009 //[Электронный ресурс] URL:http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-filologiya/a456.php (дата обращения 4. 10. 2012).4Калмыков А. А. Проблема жанрового различения веб-публикаций // Журналист.Социальные коммуникации. № 2. М.: Изд. Дом «Журналист», 2011. C. 43-49.442смысле получается, что термин «жанры виртуального дискурса» описываютне жанровую структуру, наполненную внешними и внутренними связями, аплатформыпрограммногообеспечения,накоторыхбазируетсясуществование различных электронных жанров.С нашей точки зрения, журналистские жанры исторически меняютсяпод воздействием технологических факторов и это закономерный процесс.Вместе с тем, открытым остаётся вопрос о том, что именно поменялось в ихприроде,икакиетеперьжанрообразущиепризнакистановятсяопределяющими.В целом, проведенный анализ показал, что поиски общих оснований дляклассификации жанров, работающих в Интернете, продолжаются.
На нашвзгляд, уместнее всего рассматривать жанры через виртуальную среду ихобитания – веб-среду, которая оказывает одно из первостепенных влияний наих характеристики и функционирование. Именно из такого принципа исходилиученые, когда определяли радийные и телевизионные жанры. Например, сточки зрения Х.
М. Маклюэна, письменно-печатная культура создала средудляустной, визуально-пространственной коммуникации. Помнениюученого, устный диалог утратил то значение, которое он имел ранее,поскольку «появление печатного станка позволило зрению и слухусуществовать раздельно, и стало возможным чтение “про себя”»1. Поэтому впечатныхизданияхмыможемвстретитьжанры,работающиена«развернутость» и глубину проникновения в предмет отображения. Радиоподразумевает собой слуховую, сферическую, синхронную, имманентнуюсреду для коммуникации.
В связи с этим, оперируя только звуком, радийныежанры наполнены звукозрительными образами, переплетающимися сословом, музыкой, шумами т. п. Телевидение выступает как средство,синтезирующие в себе и элементы радио, и кино, и театра, оказывая, таким1Асмус А. В. Новые медиаплатформы // Электронный журнал Медиаскоп. [Электронныйресурс] URL: http://www.mediascope.ru/node/495 (дата обращения 15.11.2012).45образом, визуально-слуховую, «осязательную»1, по Х. М. Маклюэну, средукоммуникации. В силу этого телевизионные жанры отражают реальнуюдействительность на экране посредством движущихся зрительных образов,сопровождаемых звуком в пространственно-временной непрерывности.Как видим, технический фактор всегда носит революционный характер,как в становлении нового направления журналистики, так и в зарожденииновой группы жанров, свойственной только данной среде.
И практика нашегорадио и телевидения убеждает в несостоятельности раз и навсегда данной,застывшей жанровой схемы. В свое время В. В. Смирнов в своей книге«Жанры радиожурналистики» акцентировал внимание на том, что «жанр –категория историческая, которая видоизменяется, эволюционирует, осваиваяновоетворческоеопределяемыхпространствовозможностямисизменениемкоммуникационногоусловийканала,творчества,атакжеобщественно-политическими задачами»2. Эту мысль подхватил и поддержалВ. Л.