Диссертация (Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы". PDF-файл из архива "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Цвик, когда изучал жанры телевизионной журналистики. Он писал так:«Телевидение развивалось, идя по пути освоения традиционных жанров. Затем– их преломления согласно своей изобразительно-выразительной природе, атакже особенностям отношений с телевизионной аудиторией. Поэтому в ТВпрограмме стали в равной степени привычными как репортажи или интервью,так и экранные игры, конкурсы или ток-шоу (также модификация жанраинтервью). Но сколь бы сложной ни была конструкция телевизионнойпередачи, в ее основании всегда можно обнаружить устойчивые жанровыепризнаки»3.Подводя итог вышесказанному, мы предполагаем, что, так как у жанраесть своя генетическая память, и на раннем этапе своего развития те же радиои тележанры несли в себе черты газетных жанров, и только потом стали1Асмус А.
В. Новые медиаплатформы // Электронный журнал Медиаскоп. [Электронныйресурс] URL: http://www.mediascope.ru/node/495 (дата обращения 15.11.2012).2Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс. 2002. С. 12.3Цвик В. Л. Жанры телевизионной журналистики // [Электронный ресурс] URL:http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=26&id=1173180321&p=132 (дата обращения3.01.2013).46приобретать свои специфические черты и признаки. Возможно, нечтоподобное происходит и с интернет-жанрами.Как было отмечено в параграфе 1.1. развитие и становление интернетжурналистики стало возможным только после разработки концепции Веб 1.0.Исходя из этих соображений, мы считаем, что будет целесообразно кназваниям жанров прибавлять приставку Веб.
Таким образом, мы будемобозначать среду, посредством которой стало возможным опубликовыватьжурналистские материалы в Интернете. Учтем и другое, что внедрениетрадиционных жанров в данный период времени позволяет нам говорить осуществовании всех трех классических жанров журналистики в чистом виде –информационные, аналитические и художественно-публицистические. Этовызвано тем, что главная идея Веб 1.0 основывалась на создании и публикациикачественного контента. Разработчики этой концепции считали, что Веб, и,следовательно,Интернет,долженсостоятьиз«раскрученных»профессиональных веб-сайтов, чья популярность измерена MediaMetrix илидругим веб-аудитором1.Глобальные и кардинальные изменения, происходящие в жанровойсистеме веб-журналистики и повлиявшие на каждый жанр в отдельности, понашему мнению, начались в начале XXI в., в эпоху развития и углублениясуществующей концепции Веб 1.0, и, как результат, создание новой концепцииВеб 2.0.
В настоящий момент под термином Веб 2.0 понимают общиетенденции в технологиях использования Интернета и веб-дизайна. Это вызванотем, что работа Веб сегодня настолько завуалирована, что многими онвоспринимается как что-то само собою разумеющееся, когда для самойинтернет-журналистики это период жанровых трансформаций. Это эпохаразрушенийтрадиционныхвзглядовнажанр,видоизменяемостииисчезновения старых жанров, возникновения и сохранения новых, а также1О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // [Электронный ресурс] URL:http://www.computerra.ru/think/234714/ (дата обращения 13.10.2012).47смены творческих парадигм и выработка новых подходов в подачеинформации.Итак, что же нового привнесла технология Веб 2.0 в развитие новогонаправления журналистики – интернет-журналистики.
Каковы основныепринципы работы Веб 2.0? И почему мы хотим положить его в основужанрообразования? Попытаемся ответить на данные вопросы.Тим О’Рейли в своей статье «Что такое Веб 2.0.» обозначает этот терминследующим образом: «Веб 2.0 – это, центр притяжения… Солнечная система,состоящая из узлов, каждый из которых построен с учетом множества правил ипрактических решений и находится на определенной дистанции от центра»1.На первый взгляд кажется, что это определение крайне расплывчато. Однакоесли разобраться, мы увидим, что это не так. Веб 2.0 это платформа, внутрикоторой содержатся синтетические приложения, составленных из сервисов ивыполняющих роль посредников между создателем, потребителем и ихонлайновым опытом.
Это сделано для того, чтобы усилить креативностьпользователей и улучшить информационное взаимодействие посетителей всети.Главным принципом работы Веб 2.0 является то, что он усиливает своивеб-технологии за счет «коллективной активности всех веб-пользователей»2через гиперссылки. Если в случае с Веб 1.0, люди просто «потребляли»информацию, то принципиальным отличием второго Веб стал тот момент, чтокоммуникация инициируется потребителем.
То есть, данная технологияподарила пользователю, не обладающему специальными техническимизнаниями, возможность управления информацией. Переход к этому принципуповлек за собой еще одно изменение – это децентрализация сообщений. Так,если в традиционных средствах массовой информации информационнаяполитика определяется издателем, то в новых СМИ при активном внедрении1О’Рейли Т. Что такое Веб 2.0 // [Электронный ресурс] URL:http://www.computerra.ru/think/234714/ (дата обращения 13.10.2012).2Там же.48различных интерактивных технологий и инструментов, информационнаястратегия вырабатывается как создателем ресурса, так и его читателями,пользователями.Еще одна особенность Веб 2.0, которая заслуживает упоминания, это то,что теперь веб не привязан к платформе ПК. Сегодня любое карманноеустройство (мобильный телефон, IPAD, iPhone и др.), имеющее выход вИнтернет, может соединиться с грандиозной веб-базой, оставив ПК рольлокального кэш-сервера и контрольной станции1.Следующая растиражированная особенность эпохи Веб 2.0 – изобилиесоциальных средств массовой информации (медиа) – одна из форм реализацииВеб 2.0 в виртуальном и реальном мире.
К социальным средствам информацииможно отнести некоторые функциональные особенности социальных сетей,такие как возможность создавать группы внутри сети, оставлять комментарии,а также вести заметки и многое другое. Однако наибольшей популярностьюпользуются, прежде всего, блоги, которые выражают точку зрения одногочеловека или малой группы лиц. В основе своей блог представляет собойпросто персональную домашнюю страничку в формате дневника. «Но какотметил Рик Скрента (Rich Skrenta) – хронологическая организация блога хотьи “кажется мелочью, приводит к совершенно новой цепочке распространениепродвижение-стоимость”»2.Успехблоговвомногомобязанфундаментальному в структуре Веба нововведению RSS (Really SimpleSyndication), которая дает возможность оперативно получать информациюсразу после ее появления на Интернет-ресурсе.
Рик Скрента называет это«прирастающим вебом» или «живым вебом». Здесь идет речь о переходестатической странички к динамическому сайту. «Только в случае живого вебадинамическими стали не страницы, а ссылки на них. Ссылаясь на вебблог, выссылаетесь на страницу с постоянно меняющимся контентом, который1О’Рейли Т. Что такое ВЕБ 2.0 // [Электронный ресурс] URL:http://www.computerra.ru/think/234714/ (дата обращения 13.10.2012).2Там же.49содержит пермалинки (постоянные ссылки) для каждой индивидуальнойзаписи и напоминает о каждом изменении.
И RSS-фид – это намного болеецепкая привязка к сайту, чем, скажем, закладка или ссылка на конкретнуюстраничку»1.Также этой среде свойственны такие признаки как: виртуальность,интерактивность, гипертекстуальность, мультимедийность, глобальность,креативность, мозаичность и анонимность. В своей работе «Влияниесоциальных медиа на коммуникативные процессы» Е. И. Горошко приводитсвойственные Веб 2.0 особенности, которые способствовали появлениюновых коммуникативных моделей. Среди них:– Быстрое создание пользовательского контента;– мгновенное и одновременное редактирование;– совместная работа над любым текстом или проектом;– практически постоянное общение;– хранение больших объемов информации непосредственно в сети, а не наэлектронных носителях;– легкость в работе с контентом;– распространение интерфейсов, дружественных для пользователей;– рост передачи аудиовизуальных данных;– обнародование любой информации в сети2.Резюмируя все вышесказанное, заметим, что развитие технологии Веб1.0 и расширение концепции Веб 2.0 кардинальным образом повлияло как наколичество коммуникативных потоков в сети, так и на их качественноесодержание.