Диссертация (Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы". PDF-файл из архива "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Как отмечает С. Г. Корконосенко, в Интернете, действительно,меняется характер информационного обмена. Традиционная пресса, попадаявэлектроннуюсреду,«выходитизвечного,казалосьбы,пленамонологичности, получая возможность стать принципиально интерактивнымсредством связи между людьми, во-первых, и налаживать диалог нанеограниченно большом удалении от аудитории, во-вторых»4. Редакцииэлектронных СМИ пользуются разными форматами интерактивного общения1Горошко Е.
И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области// [Электронный ресурс] URL:http://www.textology.ru/article.aspx?aId=77???history=1&sample=20&ref=1 (дата обращения28.08.2012).2Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М.: Изд-во факультетажурналистикиМГУ.2005//[Электронныйресурс]URL:http://media.utmn.ru/library.php?book=1407 (дата обращения 23.08.2012).3Горошко Е. И.
Указ. соч.4Корконосенко С. Г. Парадоксы нормативности в мире телекоммуникаций //Периодическая печать на пороге электронной эры / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб.:СПбГУ, 2000. С. 43.28– электронными письмами, чатами, форумами, гостевыми книгами, SMSсообщениями, чтобы читатель в режиме реального времени мог делатьзаписи, выкладывать свои видеоматерилы, участвовать в различныхонлайновых конференциях и опросах, давать комментарий к тексту и прочее.Это обстоятельство приводит как к гибридизации жанров, так и к усилениюполижанровости всего текста в целом.В работе М. М.
Лукиной, И. Д. Фомичевой, интерактивностьрассматривается в широко. Под этим термином авторы понимают не толькоразные способы общения электронной редакции с аудиторией, но ипредоставление реципиентам различных потребительских услуг. В качествепримера исследователи подробно останавливаются на «пользовательскомзапросе на информацию». В этом случае, интерактивность сайта заключаетсяв том, что каждый отдельный потребитель может с помощью программногообеспечения адаптировать сайт под свои собственные вкусы, выбратьинтересующий контент: заказать домашнюю страницу в окно своего браузераили рассылку ленты новостей по электронной почте1.3.
Синхронность/ассинхронность коммуникации.«Временной параметр передачи информации в Интернете. Поэтомупризнаку можно упорядочить все жанры по определенной шкале, где одинжанр постепенно сменяет другой по степени своей “синхронизации”.Быстрота обновления информации приводит к различным типам материалов,что может повлиять на степень гибридности жанра»2.4.
Диалогичность.Следующим атрибутом жизнеспособности массово-коммуникативногообмена информации в Сети является «диалогичность». По мнению В. Ф.1Лукина М. М., Фомичева И. Д. СМИ в пространстве интернета. М.: Изд-во ф-тажурналистикиМГУ,2005//[Электронныйресурс]URL:http://media.utmn.ru/library.php?book=1407 (дата обращения 23.08.2012).2Горошко Е. И. Теоретический анализ интернет-жанров: к описанию проблемной области// [Электронный ресурс] URL:http://www.textology.ru/article.aspx?aId=77???history=1&sample=20&ref=1 (дата обращения28.08.2012).29Олешко,формированиедиалогичностивразныхречевыхжанрахэлектронных текстов представляется очень важным лингвистическиммеханизмом выражения диалога, взаимодействия смысловых позиций втакойсоциальнозначимойсфере,какжурналистика1.Поскольку«посредством языка мы не только называем, обозначаем или описываем, мытакже производим действия и осуществляем практику, от которой обществозависит»2. Как справедливо отмечает А.
Н. Васильева: «Многие особенностигазетной речи связаны с особенностями ее адресата. Газета имеет дело смассовым, чрезвычайно разнородным читателем и должна работать на всюэту разнородную массу – как содержательно, так и стилистически»3.Следовательно,всяречеваякоммуникациявсфереинтернет-коммуникации имеет, по крайней мере, двусторонний характер. «Создаетсяэффект диалога, интерактивность при пространственной отдаленности автораи адресата.
При этом движение информации можно сравнить не соднонаправленным вектором, а со сложной спиралью, которая каждым своимоборотом (автор – адресат)»4, изменяет поток информации, часто в реальномвремени. И, таким образом, вносит коррективы, свой собственныйтворческий вклад, и в форму, и в содержание информации, и в процесскоммуникации.Вместе с тем, новые правила функционирования информации вжурналистских онлайн-текстах не только в корне меняют представление омассмедиа, но и полностью революционизируют природу дискурса.Представления событий и их отображение на языковую структуру с учетомсоциальных ситуаций, когнитивной системы и возникающих риторическихотношений более полно представляется при помощи дискурсивного анализа.1Олешко В.
Ф. Моделирование в журналистике. Екатеринбург, 2000. С. 24.Олешко В. Ф. Указ. соч. С. 226.3Васильева Л. А. Делаем новости! М., 2002 // [Электронный ресурс] URL:http://evartist.narod.ru/text5/26.htm (дата обращения 20.02.2012).4Своеобразие жанров интернет-журналистики // [Электронный ресурс] URL:http://www.coolreferat.com/Своеобразие_жанров_интернет_журналистики_на_примере_газет_Lenta_ru__Ytro_ru_часть=7 (последнее обращение 10.02.2012).302Несмотря на то, что изучение процессов и явлений с помощью данногометода восходит к 1960-м гг., когда был заложен постулат – изучая язык,можно изучить человека и окружающую его действительность1, насегодняшний момент, ученые еще пока не пришли к единому мнениюотносительно того, что такое дискурс, и как его анализировать.
Каждыйисследователь предлагает свои основания. Так, исследователь М. Н. Кожинаопределяет дискурс, опираясь на категорию коммуникативного события,фиксируемого «в письменных текстах или устной речи, осуществляемого вопределенномкогнитивнопространстве»2коммуникативномреконструкциюи«внешнихпотипологическииотношениюпредлагаетктекстуобусловленномрассматриватьособенностейкоммуникативного процесса»3.В.
И. Карасик, определяя понятие дискурса, понимает его комплексно,какструктурнообусловленнуюречевуюпрактику:«интерактивнаядеятельность участников общения, установление и поддержание контакта,эмоциональный и информационный обмен, оказание воздействия друг надруга, переплетение моментально меняющихся коммуникативных стратегийи их вербальных и невербальных воплощений в практике общения»4. А. К.Жолковский назвал дискурс «воплощенными в речи мироощущением ижизненной позицией»5. По мнению О. Л.
Михалевой, «дискурс предстаёт каксложное коммуникативное явление, не только включающее акт созданияопределённого текста, но и отражающее зависимость создаваемого речевогопроизведения1отзначительногоколичестваэкстралингвистическихРусакова О. Ф. Основные разновидности современных теорий политического дискурса:опытклассификаций.2005-2007//[Электронныйресурс]URL:http://www.politex.info/content/view/267/30/ (дата обращения 17.02.2012).2Кожина М. Н.
Дискурс // Стилистический энциклопедический словарь русского языка /под ред. М.Н. Кожиной. М., 2006.3Добросклонская Т. Г. Системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008.4Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный иперсональный дискурс: сб. науч. ст. Волгоград: Перемена, 2000. С. 5.5Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Математика и искусство (поэтика выразительности). М.,1976.31обстоятельств – знаний о мире, мнений, установок и конкретных целейговорящего»1. Из приведенных подходов видно, что понятие «дискурс» каккоммуникативное явление осмысливается в связи с понятиями «речь» и«текст»: дискурс понимается как коммуникативный процесс, а текст – какрезультатэтогопроцесса,ипроисходитсобственнописьменноевречевоесовременнойпроизведение2.Чтоинтернет-журналистике:социальная информация, синтезируя технологии Интернета, печатных иаудиовизуальныхСМИ,значительнораскрепощаетираздвигаеттрадиционные формы канала коммуникации, правила преподнесениясоциального контента (содержания).
В этом смысле можно согласиться сподходом, что «в теории дискурса анализу подлежит любой текст и любойаспект этого текста, при условии, что он был транслирован с помощьютехнических средств, которые принято относить к сфере массовойкоммуникации при описании коммуникативного акта по схеме Г. Ласуэлла»:кто → что → по какому каналу → кому→ с каким эффектом.
Этукоммуникативную формулу практики журналистики, PR и рекламы назвали«матрицей Ласуэлла» и придали ей развернутую трактовку3.Таким образом, выработка многофункциональных свойств у интернетпубликаций все глубже и острее ставит вопрос о становлении новой теориивиртуальногожанроведения,котораяпоможетструктурироватьвсемногообразие электронных жанров. Надо признать, что сегодня сетевой жанрпрессы представляет собой уникальное явление, которое, с одной стороны,основывается на правилах традиционной журналистики, а с другой – имеетпринципиальные отличия, характерные только для новой медиасреды.1Михалева О. Л.
Дискурс как объект исследования. Кафедра русского языка и общегоязыкознания факультета филологии и журналистики Иркутского государственногоуниверситета // [Электронный ресурс] URL:http://www.rus-lang.com/education/discipline/philology/disrurs/material/material13/(датаобращения 17.02.2012).2Там же.3Трахтенберг А. Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации как идеологическийинструмент // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 8. С. 8594.321.2.Подходы к определению понятия жанра веб-журналистикиС интенсивным переходом печатной периодики в Интернет ираспространением в нем новых журналистских изданий наметиласьтенденция к контаминации и смешению жанров журналистики.