Диссертация (Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы". PDF-файл из архива "Жанрообразование в сетевых СМИ технологические и творческие факторы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Медиатекст: Теория и методы изучения // Вестн. Моск. ун-та.Серия 10. Журналистика. 2005. № 2. С. 30.55модальность (как поясняет Б. Я. Мисонжников, – «это поле, в пределахкоторого автор делает то, что не противоречит установленным правилам, чтоможно делать, чтобы реализовать авторское волевое начало в егосубъективном проявлении»1); ускорение времени и сжатие пространства приакцентировании возможностей мгновенной коммуникации и уменьшениизначения барьеров физической дистанции; конвергенцию, приводящую ксозданию гибридных форм текстов и интеграции различных технологий2. Н.И. Клушина выделят ряд дополнительных признаков, утверждая, что чтомедиатексту «присущи все текстовые категории, характерные для любогоречевого произведения любого стиля: целостность (когерентность), связность(когезия),информативность,ситуативность,межтекстуальность,диалогичность»3.Таким образом, медиатекст предстает перед нами не только каксложноеустройство,хранящеемногообразныекодыиспособноетрансформировать полумедиатексты, создаваемые различными средствамимассовой коммуникации (телевидением, радио, прессой, Интернетом и др.).Кроме того медиатексты являются результатом творческого осмыслениямедиаинформации, в результате чего создается содержательная сторонамедиатекста.
Исходя из последней позиции, можно предположить, чтомедиатекст находится в тесной связи с таким понятием как веб-жанржурналистики.Рассмотрениюданногоположенияипосвященнашдальнейший анализ.Интерес к мировоззренческому переосмыслению жанрообразующихфактороввсетевыхизданияхвызваннеслучайно.Извсеговышеизложенного видно, что процесс интеграции в медиатексте работает в1Мисонжников Б. Я. Отражение действительности в тексте // Основы творческойдеятельности журналиста: учебник / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко.
СПб.: Знание, 2000. С.118-119.2Чичерина Н. В. Медиатекст как основа формирования медиаграмотности //[Электронный ресурс] URL: http://edu.of.ru/attach/17/48047.pdf (дата обращения11.05.2012).3Клушина Н. И. Публицистический текст в прагматическом аспекте // Язык массовой имежличностной коммуникации. М.: Медиамир, 2007. С. 78.56очень широком диапазоне. Обозначилась явная тенденция к смешениюжурналистских жанров и упразднению жанровых перегородок, уходу отодних форматов и возникновению новых, свободному комбинированию вструктуре одного текста разных контентов.
В силу этих причин, перед намивстала задача выяснить, какие жанровые модификации приобретаютмедиатексты в интернет-журналистике, насколько сильно измениласьприрода журналистских жанров в среде Веб, какое они несут назначение, какфункционируют, взаимопроникают и взаимодействуют друг с другом, и,наконец, как изменился внешний облик журналистского материала.Первое, с чем сталкивается исследователь Интернета, говорит А. А.Калмыков, взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, этоприсутствие всего во всем, и в каждом, и везде1. Действительно, при анализесовременного состояния интернет-журналистики нами было выявлено, чтоэффективность работы сетевой периодики несравнима с традиционнымиформами СМИ.
На практике учеными была выявлена следующая тенденция,газетная речь под действием нового опыта «стремиться уйти от сухого,официально-книжного, обезличенного и унифицированного газетного языкапрошлого. Она пытается обрести свое языковое лицо, свой стиль. Излагатьмысли, строить сообщение без оглядки на традиции, исходя лишь изхарактера сообщения, избегая готовых форм речи, особенно тех, которыебыли скомпрометированы практикой предшествующего употребления»2. Всвязи с этим, возникают следующие вопросы: если онлайн тексты стольвостребованы, не потеряют ли СМИ свои позиции окончательно; насколькосреда Веб трансформировала интернет-журналистику? Чтобы ответить напоставленные вопросы, обратимся для начала к анализу печатных жанров,приспособившихся к новой среде Веб с постоянно увеличивающимисявозможностями гипермедиа, и с акцентируем внимание на осмыслении1Калмыков А.
А. Проблема жанрового различения веб-публикаций // Журналист.Социальные коммуникации. №2. М., Изд. Дом «Журналист», 2011. C. 43.2От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже тысячелетий / отв. ред.Я. Н. Засурский и Е. Л. Вартанова. М., 2000. С. 222.57факторов, влияющих на процесс формирования гибридизации жанров ивозникновения синтетических форм.Теория журналистских жанров опирается на различные системыжанровогоделения,вкоторыхпредлагаетсяособыйвзгляднасодержательные признаки жанров. В теории советской журналистикиклассификация жанров разрабатывалась, исходя из их устойчивых признаков,которыевыводятсяизтрехтиповотображениядействительности:фактографического (эмпирического), исследовательского (теоретического) ихудожественно-исследовательского.
После жанры стали подразделять на триосновные группы: информационные (заметка, отчет, интервью, репортаж);аналитические (корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, обзор печати,письмо); художественно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет,эпиграмма)1.Позжесталипоявлятьсяновыеподходыжанровойклассификации, авторы которых не выделили единого деления жанровжурналистики. В результате один и тот же жанр в зависимости отположенного в типологию основания мог быть отнесен к различнымжанровым группам.Е. И. Пронин использовал при построении своей типологии принципперекрестной классификации. Все жанры журналистики он разделил по двумоснованиям2:– по предмету отображения: реалии, позиции, идеалы, абсурды, шедевры,мнения, контакты, решения, эффекты;–по уровню осмысления: оповещение, ориентирование, коррекция,символизация.Л.
Е. Кройчик в построении своей классификации жанров исходил изтезиса, что публицистический текст непременно включает в себя триважнейших компонента1:1Теория и практика советской периодической печати: учеб. пособ. для вузов / под ред. В.Д. Пельта. М., 1980. С. 227-237.2Социальная практика и журналистский текст / под ред. Я. Н.
Засурского, Е. Н. Пронина.М., 1990. С. 51.58– сообщение о новости или возникшей проблеме;– фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации;–приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне).Поэтому все тексты, появляющиеся в прессе, он разбил на пять групп:– оперативно-новостные – заметка во всех ее разновидностях;– оперативно-исследовательские – интервью, репортажи, отчеты, в основекоторых лежит не оперативность информации, а ее истолкование;– исследовательски-новостные – корреспонденция, комментарий (колонка),рецензия, в которых сохраняется новостное ядро передаваемой информации,оцениваются факты, анализируются проблемы;–исследовательские – статья, письмо, обозрение, базирующиеся налогически-рацональном анализе фактов;– исследовательски-образные (художественно-публицистические) – очерк,эссе, фельетон, памфлет, отражающие психологизм личности.В новом подходе к теории жанров, А.
А. Тертычный отстаивает тезис о«жанрообразующих факторах в журналистике, к которым относит предметотображения действительности, целевую установку, метод отображениядействительности»2. Как отдельные жанрообразующие факторы А. А.Тертычный выделяет «методырепрезентации материала аудитории(сообщение, повествование, изложение), исходные формы репрезентацииматериала (монолог, диалог)»3В основе классификации М.
Н. Кима лежит функциональное делениежанровнаинформационные,аналитическиеихудожественно-публицистические, а в качестве сопоставительных параметров используются1Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров. СПб., 2000. С. 138-139.Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход.М. 1998. С. 201.3Там же.
С. 204.592следующие категории: предмет отображения, целевая функция и методыработы с информацией1.Сегодня в современных дискуссиях о жанрах, отмечает Г. С. Мельник,наблюдаетсяподходы.несколькоПервый,первозданномвидеподходов:отрицаетимодернистскийнеобходимостьоставляетправоиконсервативныйсохранениязакаждымжанрававторомэкспериментировать, ломать привычные схемы, изобретать новые жанры,отвечающие«духувремени»2.Второйполучилболееширокоераспространение.
Он «основан на традициях диалектики, объясняющийпротиворечия из самой сущности явлений и рассматривающий противоречиякак источник движения и изменений. Приверженцы консервативногоподхода отрицают возможность значительных трансформаций жанра всовременной журналистике, а все нововведения рассматривают какмодификации уже известных жанров»3.По каким же тогда основаниям мы должны классифицировать жанры всреде Веб? В сети Интернет веб-жанр прессы представляет собой целостнуюи развитую систему.
Ее структура постоянно адаптируется к тем задачам,которые встают перед журналистикой. «Заметные изменения произошли вней в последние годы: некоторые известные жанры “модифицировались”, а,кроме того, появились новые устойчивые типы публикаций»4. Другимисловами, веб-жанр – это динамично развивающаяся структура, внутрикоторой существуют свои внутренние и внешние связи. «Внутренняя связьмежду различными жанрами журналистики обусловлена единым типомтворчества – публицистическим, а внешняя – тем, что каждый жанр1Ким М. Н. Жанры современной журналистики. СПб., 2004. С.16.Мельник Г.