Диссертация (Слухи как особый вид прагмакоммуникативной деятельности (на материале пьес У. Шекспира)), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Слухи как особый вид прагмакоммуникативной деятельности (на материале пьес У. Шекспира)". PDF-файл из архива "Слухи как особый вид прагмакоммуникативной деятельности (на материале пьес У. Шекспира)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Болдырев, И.А. Стернин, Г.В. Быкова)2)Культурологическое–исследованиеконцептовкакэлементовкультуры в опоре на данные разных наук. (Ю.С. Степанов)3)Лингвокультурологическое – концепты исследуются как элементынациональной лингвокультуры в связи с национальными ценностями инациональными особенностями этой культуры (В.И. Карасик, С.Г.
Воркачев,Г.В. Токарев)4) Логическое – анализ концептов осуществляется логическими методамивне прямой зависимости от их языковой формы (Н.Д. Арутюнова, Р.И.Павиленис)5)Философско-семиотическое–исследуютсякогнитивныеосновызнаковости (А.В. Кравченко).Исследование языковой репрезентации слухов проводится в рамкахкогнитивно-семантического подхода, поскольку в его задачи входитизучение семантики языковых единиц.
Они участвуют в репрезентациикоммуникативной ситуации передачи слухов и в формировании условий длявозникновения и дальнейшего распространения слухов.Таким образом, изучение когнитивных основ процессов категоризациии концептуализации действительности, принципов организации знаний омире приближает нас к пониманию того, как человек воспринимаетокружающую действительность, как меняются его представления и оценки икак усложняется его видение мира. На следующем этапе исследования будетрассмотрен более подробно вопрос формирования, получения и развития20индивидуальных представлений о мире, поскольку именно их искажениечаще всего характеризует ситуацию передачи слухов.1.3.Ролькартинымиравкатегорияслуховвосприятиииинтерпретацииинформации.Посколькуврамкахданногоисследованиярассматривается как особый вид коммуникативной деятельности, важноучитывать, что определенная роль в коммуникации принадлежит исовокупности уже имеющихся знаний, и способу передачи говорящим новыхсведений.
Именно во взаимодействии этих факторов складывается то илииноевидениеситуацииилиявления,такназываемаякартинадействительности или картина возможного положения вещей. Передачаслухов влияет на формирование картины мира реципиента. Особенностьформирования картины мира в таком случае заключается втом, чтопередавая какие-то сведения и не являясь при этом первичным источникомпередаваемой информации, говорящий, как правило, заведомо снимает с себяответственность за сказанные слова и оставляет за слушающим право наформирование нового способа представления описываемой ситуации; либоадресант возможно неумышленно или, наоборот, намеренно искажаетдействительное положение дел.В философско-лингвистической литературе картиной мира именуетсяпредставление об окружающем мире. Под этим термином традиционнопонимаютупорядоченнуюсовокупностьзнанийодействительности,сформировавшуюся в общественном, групповом, индивидуальном сознании(Попова и Стернин 2007: 51); “отображение в психике человека предметнойокружающей действительности” (Красных 2003: 18).
Т.И. Воронцова считает,что картина мира – это фундаментальное понятие, представляющее собойсовокупность знаний о мире, выражающее особенности человека и его21бытия, взаимоотношения человека с миром, важнейшие условия егосуществования в мире (Воронцова 2003). “Концепция “картина мира”предполагает прежде всего когнитивное содержание – информацию оспособе познания людьми окружающего мира. Исследователи стремятсявоссоздать картину мира, вписывая в нее когнитивные установки того илииного народа, философские представления, этические и эстетические нормы,религиозные верования” (Завальников 2000: 6).
Таким образом, речь идет ободном из фундаментальных понятий, описывающих человеческое бытие.Поскольку язык служит основным способом формирования, передачи иполучения знаний человека о мире, именно он и становится важнейшимобъектом исследования когнитивистов. В последнее время проблемаотображения в сознании человека целостной картины мира, фиксируемой вязыке, стала одной из важнейших проблем когнитивной лингвистики. Какотмечает Т.В. Симашко, “теоретически понятие картины мира претендует наполный охват информационного пространства, зафиксированного в языке, иопределениеконцептуальногосодержания,котороерепрезентированопосредством языковых средств” (Симашко 2006: 4). Однако правомерноотметить, что в большинстве случае исследуются именно фрагментыязыковой картины мира.
Поэтому одной из важнейших задач в этой сферезнанийявляетсянетолькото,какобосноватьвыборфрагментадействительности, но и как отобразить именно целостность языковойкартины мира.Исследованию картины мира посвящены труды таких ученых, как Г.А.Брутян, З.М. Волоцкая, Т.И. Воронцова, Г.Д.
Гачев, А.В. Головачева, О.Н.Гронская, Г.В. Колшанский, Е.С. Кубрякова, Т.А. Казакова, В.А. Маслова,Е.М. Мелетинский, М.В. Никитин, С.Е. Никитина, В.И. Постовалова, Б.А.Серебренников, В.Н. Топоров, А.А. Уфимцева.Картина мира, которую иначе можно назвать знанием о мире, лежит воснове индивидуального и общественного сознания. Она включает не только22отраженные объекты, но и позицию отражающего субъекта, его отношение кэтим объектам.
Более того, отражение мира человеком не пассивное, адеятельностное. Отношение к объектам не только порождается этимиобъектами, но и способно изменить их через деятельность.Получая информацию о некотором положении дел, человек невольносоотносит ее с уже имеющимся знанием и собственным опытом и такимобразом получает новое знание, которое строится в большей степени наоснованиитого,какименнопреподноситсяинформация,каконаоформляется и распределяется в сообщении. Существенная роль в этомпринадлежит языку.
Он оформляет идею, точнее сказать материализует ее,поскольку представляет действительность в том или ином виде (при этомсовсем необязательно она соответствует реальному положению дел) и принекоторых условиях определяет мышление. В формировании картины мирамы зачастую отталкиваемся от того, как нам рисует мир язык.Картина мира может быть представлена с помощью пространственных,временных, количественных, этических и других параметров. На ееформирование влияют язык, традиции, природа и ландшафт, воспитание,обучение и другие социальные факторы.В концепциях разных исследователей существуют различные виды“картины мира”.Так, например, отечественные философы (Г.А.
Брутян, Р.И. Павиленис)и лингвисты (Ю.Н. Караулов, Г.В. Колшанский, В.И. Постовалова, Г.В.Рамишвили, Б.А. Серебренников, В.Н. Телия) различают концептуальную иязыковую картины мира. Они отмечают, что концептуальная картина мирагораздо богаче, чем языковая картина мира. Картина мира – то, каким себерисует мир человек в своем воображении, - феномен более сложный, чемязыковая картина мира, то есть та часть концептуального мира человека,которая имеет привязку к языку и преломлена через языковые формы23(Кубрякова//Теоретические основы… 1988: 142).
В. А. Маслова отмечает, чтоконцептуальные картины мира у разных людей могут быть различными,например, у представителей разных эпох, разных социальных, возрастныхгрупп, разных областей научного знания и т.д. (Маслова 2007: 63). Из этогоследует, что в концептуальной картине мира взаимодействует множествофакторов различного характера и на восприятие и отображение мирабуквально влияют все параметры жизни.Некоторые исследователи различают непосредственную картинумира и опосредованную картину мира. Непосредственная картина мира –это результат прямого познания сознанием окружающей действительности,то есть такая картина мира не имеет посредников в сознании и формируетсякак результат непосредственного восприятия мира и его осмысления.Непосредственная картина мира содержит не только концептуальное знаниео действительности, но и ментальные стереотипы, которые определяютпонимание явлений внешнего мира (Попова и Стернин 2007: 52).
Такуюкартину мира еще называют когнитивной: она является результатомкогниции.Опосредованную картину мира, в свою очередь, следует понимать какрезультат фиксации концептосферы, то есть упорядоченных знаний о мире.Таковымиявляютсясоответственноязыковаякартинамираихудожественная картина мира.
Последняя возникает в сознании читателя привосприятии им художественного произведения и произведения искусства.Исследователиразличаюттакжемифологическую,религиозную,философскую, физическую картины мира. Если картина мира отражаеттолько один фрагмент мира, ее называют “локальной” (Маслова 2007: 65).Для данного исследования наиболее важным является понятие“языковой картины мира”, поскольку категория слухов рассматривается икак знание, то есть результат коммуникации, и как способ преподнесенияслушающему определенного положения вещей. И именно язык является24средством и формой функционирования данного явления в ситуацииобщения. В этом смысле языковая картина мира обусловливаеткоммуникативноеповедениеучастниковобщения.Следовательно,целесообразно говорить о языковой картине мира как способе представлениядействительности в ситуации передачи слухов или злословия.Одним из основоположников учения о языковой картине мира являетсянемецкий ученый И.
Гердер. В России разработка этой проблемы началась стезаурусного изучения лексики (работы Ю.Н. Караулова). К концу XX векапоявилось много исследований, посвященных данной проблеме – работыС.А. Васильева, Г.В. Колшанского, Н.И. Сукаленко, Е.С. Яковлевой, М.Блэка, Д. Хаймса, коллективная монография “Человеческий фактор в языке.Языкикартинамира”.Сейчасэтапроблемарассматриваетсявфундаментальных трудах Н.Д. Арутюновой, Ю.Д. Апресяна, А.