Диссертация (Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе". PDF-файл из архива "Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Субъект не может стать объектом самого себя - «мысль о себедеконструирует саму возможность оппозиции субъекта и объекта, располагая ихна движущейся ленте Мёбиуса».87 Говоря словами Мишеля Фуко, «суверенного иосновополагающего субъекта, универсальной формы субъекта, которую можнонайти повсюду, не существует»88. Мы будем опираться на этот тезис Фуко, атакже на его генеалогический метод, разработанный им на основе «Генеалогииморали» Ф.
Ницше. В известной степени, данный метод представляет собойальтернативуисторическомуанализу,таккакненацеленнапоискпервоисточника и первопричины. Рассматривая любой феномен «как полностьюсконструированный в прошлом без какого-либо начального пункта илиизначальной идентичности»89, он позволяет очертить основные контуры субъектаПогоняйло А. Г.
Мишель Фуко: история субъективности // Фуко М. Герменевтика субъекта: Курслекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебному году. СПб.: Наука, 2007. С. 609.86Мазин В. Субъект Фрейда и Деррида. СПб.: Алетейя, 2010. С. 687Там же.88Фуко М. Эстетика существования // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи,выступления и интервью / М. Фуко. Ч. 3. М.: Праксис, 2006.
С. 301.89Пулькинен Т. О перформативной теории пола. Проблематизация категории пола Юдит Батлер.//Герменевтика и деконструкция. Спб., 1999. С. 171.8545западноевропейской философской парадигмы, определяя его как производнуюдискурса власти. Субъект, пронизанный отношениями власти, также являетсяустойчивой константой феминистской политической теории, в которой началоформирования классической модели субъекта связывается с возникновениемпатриархатной традиции в философии, основанной на принципе бинарнойоппозиции. В феминистском дискурсе проблематизация «субъекта», каккультурного конструкта берет свое начало в экзистенциальном анализе мизогинииС. Де Бовуар, где «субъект» трактуется как изначально мужской и, одновременно,сливающийся с универсальным субъектом, отделяющим себя от Другого, которыйесть все «частное», «телесное», «осужденное на имманентность женское началовне общепринятых критериев личности».90 В русле критического переосмысленияэссенциалистских установок феминистской философской мысли, Д.
Батлер,опираясь на методологию М. Фуко, вводит понятие «субъекта», как производногосистем власти.Мы предлагаем обратиться к сущностной характеристике субъекта, котораяхарактеризует его как «человеческий субъект, человек мыслящий и мыслимый,говорящийиговоримый,действующийидействуемый,социальный,принадлежащий к определенной культуре91. В известном отрывке из «Кгенеалогии морали», где Ницше говорит о действующем субъекте, который естьакт своего действия, а не наоборот, он предвосхитил основную идею,ознаменовавшую лингвистический поворот в философской антропологии.
Вдальнейшем она реализовалась в феминистской критической мысли в принципеструктурированного посредством дискурса субъекта, где дискурс понимается какпрактики говорения. У Ницше разум, вследствие «языкового обольщения» и«окаменевших в нем коренных заблуждений», по недоразумению понимает«всякое действование как нечто обусловленное действующим, “субъектом”».Таким образом «не существует никакого “бытия”, скрытого за поступком,Батлер Дж. Гендерное беспокойство //Антология гендерной теории. Под ред. Е.
Гаповой. Минск:Пропилеи, 2000. С. 312.91Мазин В. Субъект Фрейда и Деррида. СПб.: Алетейя, 2010. С. 69046действованием, становлением; “деятель” просто присочинен к действию –действие есть все»92. В этом смысле мы будем анализировать действующийсубъект,вскрываявнутренниемеханизмыконструированияматрицсубъективности в дискурсе.Понятие «субъективности» в соответствии с постструктуралистскиманализомсубъекта,какдецентрированногоидискурсивносозданногоотношениями власти, становится «модусом (Фуко), который трансформируетсявместе с объектами, и субъект-объектное различие становится локальным исимультанно-гетерогенным»93.существующимиЕдиный,полиморфными,абсолютныйспонтанносубъект«заменяетсявозникающимиформамисубъективности»94. Субъективность становится точкой приложения практик итехник власти.
Так структуре субъективности становятся имманентны не тольковнутренние константы личности, формирующие субъект, но и внешние –социальный и политический мир вокруг, который встраивается в интимную сферупереживаний субъекта, посредством механизмов подчинения, имманентныхсамому субъекту.Таким образом, постструктурализм порывает с традицией атомарногоуниверсальногосубъекта.Критерийрациональностиутрачиваетстатуссамоочевидности.
В структуре субъективности выделяются другие магистральныеконстанты, обретаемые в бессознательных структурах жизни, психики, языка,мифа, власти. Философия постструктурализма отвергает не только модельклассической рациональности и самоочевидности декартовского «cogito», но иблизкие к ним концепции экзистенциализма и персонализма. Картезианскаяметафизика предоставляла гарантию достоверности любого знания. Структурасубъективности в данном ключе была ориентирована на достижение истинногоНицше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф.
Так говорил Заратустра. К генеалогии морали. Рождениетрагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы: Пер. с нем. / Ф. Ницше. – Мн.: Харвест, 2003. – 1040 с.- С. 317.93Колесников А.С. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: СанктПетербургское философское общество, 2000. С. 104.94Марков Б.В.Марков Б.В. На краях порядка: к философии протеста ХХI века // Философия на рубежевеков. СПб., 1996. С. 73-749247знания в сознании субъекта. Постструктурализм расцветает в тот моментсовременности, когда философия отходит от науки и ищет основаниедостоверности суждения не в эпистемологии, а в литературе, поэзии, искусстве,фольклоре, мифологии, лингвистике.
При этом возникает вопрос о системахозначивания и пределах выразительной достоверности языка.На подобное смещение акцентов повлиял ряд изменений в процессахсоциальной реальности и их осмысление. Постколониальная политика, появлениена международной политической арене стран «третьего мира», становление«философии освобождения» в Латинской Америке, студенческие волнения вАмерике и Европе в 60-70-х годах, оживление феминизма, пристальный интерес к«маргинальным» социальным группам, политики ненасилия, новой этикиэкологистов и специфические механизмы функционирования и распространениямассовой культуры; радикальные перемены в среде обитания человека95Всеобъемлющий пересмотр ценностных парадигм, поиски новых формултеоретическогоосмысленияреальности,поставиливопросоновойэпистемологии, способной адекватно воспроизвести общечеловеческий опытсамопознания и мир человеческого субъекта, который уже воспринимался какмножественная целостность.
Своеобразный «гуманизм» (или антигуманизм) впоисках субъективности стали характерной чертой эпохи формирования новойфилософии постструктурализма.Проблема объективного познания сознания в постструктурализме решаетсячерез обращение к структурам бессознательного. Леви-строссовская концепция овозможностиобъективногофункционирующихнапознаниясоциальныхбессознательномуровне,нормибылаправил,воспринятапостструктурализмом как метод расшифровки сознания. «Структуралистскоебессознательное–формопорождающийдискурсивности,95этомеханизмрасчленности,абстрактный–формоупорядочивающий«матрица», определяющаяупорядоченности,ивозможностивзаимосоотнесенностиСм: Колесников А.
С. Формы субъективности в философской культуре XX века. С. 80.и,48следовательно, символического функционирования любых других образованийсознания»96.В начале 70-х годов особый интерес исследователей вызывает теорияинтерпелляцийЛ. Альтюссера.Интерпелляция—термин,впервыепредложенный в марксистской философии, и описывающий процесс воздействияидеологии на отдельного субъекта, тем самым фактически представляя его в видеявления (effect). Отсюда, в соответствии с теорией Фуко, Альтюссер выступаетпротив классического определения субъекта как причины и сущности: другимисловами, ситуация всегда предваряет (индивидуальный или коллективный)субъект.
Особенно интерпелляция подразумевает момент и процесс признаниявзаимодействия с соответствующей идеологией. Когда Альтюссер впервыепредложил понятие интерпелляции в работе «Идеология и идеологическиеаппараты государства»97, он имел в виду действие полицейского, состоящее вокликании (интерпелляции) кого-либо: "Эй, ты!", и последующее оборачиваниевиновного субъекта. Тем самым Альтюссер указал на наличие существеннойсвязи между виной и субъективностью, как Ницше сделал в своём труде «Кгенеалогии морали». Как и в философии Фуко, субъект не существует доформированияеговластьюилиидеологией.Доктринаинтерпелляцииструктурирует современные дискуссии о формировании субъекта, предлагаяспособ объяснения субъекта, входящего в жизнь как следствие языка, но всегда врамках его терминов.