Диссертация (Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе". PDF-файл из архива "Исследование гендерной идентичности в философско-антропологической перспективе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшегообразования «Санкт-Петербургский национальный исследовательскийуниверситет информационных технологий, механики и оптики»На правах рукописиНомеровская Анна ДмитриевнаИсследование гендерной идентичностив философско-антропологической перспективеДиссертация на соискание ученой степени кандидата философских наукпо специальности 09.00.13 – Философская антропология, философия культурыНаучный руководитель:д-р филос. наук, доцентОрлова Надежда ХаджимерзановнаСанкт-Петербург20152ОглавлениеВведение ........................................................................................................................... 3Глава 1. Философский анализ гендерной идентичности и структурсубъективности ..............................................................................................................
23§1.1 Бинаризм и патриархатная метафизика в философском дискурсе ........... 24§1.2. Понятие субъективности в философии постструктурализма .................. 43§ 1.3. Субъективность и перформативная гендерная идентичность вкоординатах постфеминизма .................................................................................... 66Глава 2. Гендерная система общества в оптике философского осмысления.......... 85§2.1. Конструкционистские теории идентичности.............................................
86§2. 2. Согласование дискурса нормативности и социальных практик ........... 108Заключение .................................................................................................................. 125Словарь терминов........................................................................................................ 131Библиографический список использованной литературы ......................................
140Приложение А. Перечень авторефератов по гендерной проблематике вфилософских науках ................................................................................................... 154Приложение Б. Некоторые сведения о регулировании вопросов легитимацииполового статуса субъекта в европейском и российском праве ............................ 1653ВведениеАктуальность темы исследования.
Проблема идентичности, внутреннегоядра человеческой сущности, его самости является одним из основных вопросовфилософской антропологии, который во все времена сохраняет оструюактуальность. И сегодня она обусловлена как масштабными трансформациямисамой культуры, так и трудностями осмысления их масштабов в современнойфилософии. Научно-технический прогресс и потребительская культура, расширяяграницы контроля над окружающей действительностью, маркируют точкуневозврата к традиционному пониманию оснований существования человека вмире. Урбанизация, активное распространение новых форм религии и социальныхдвижений, пересмотр внутренних моральных императивов и вместе с темвозрастание влияния масс-медиа и массовой культуры на сознание индивидов,изменили представление человека о самом себе и как природного существа, и каксущества культурного.В философии также происходит ревизия, как методов, так и теоретическихприоритетов на фоне общей тенденции отказа от классического рационализма.
Сэтим связаны и попытки современной философии решить проблему человеческойсубъективности.На XX Всемирном философском конгрессе в Бостоне в 1998 г1. впервыепрошла секция «Философия и гендер», что можно считать институционализациейВсемирные философские конгрессы проводятся Международной Федерацией Философских Обществраз в пять лет. Конгресс в Бостоне проходил с 10 по 15 августа 1998 года. В секции «Философия игендер» прозвучали следующие доклады: Anderson P., Tracing Sexual Difference: Beyond the Aporia of theOther; Borody W.
A., Classical Greek Philosophical Paideia in Light of the Postmodern Occidentalism ofJacques Derrida; Bouchard G. La «paideia» homosexuelle: Foucault, Platon et Aristote (French); Burgos E. LaIdea «Se Convierte En Una Mujer». Nietzsche y el Cristianismo( Spanish); da Penha F. S. de Carvalho M.
Lesdeux faces de la morale dans la maison de poupée (French); Rosalba Durán Forero R. Mujer, e igualdad enHobbes y Spinoza (Spanish); Gilmore R. Pragmatism, Perfectionism, and Feminism; Hell J. Women's Issuesand Multiculturalism; Mallick K. Common Ground of Feminism and Cultural Relativism in Human RightsDiscourse: The Case of Sex-determination Test in India; Rogozhin V. Two in the Face of the Third;Simons M. A. Is The Second Sex Beauvoir's Application of Sartrean Existentialism?; Songe-Møller V.
Ladifférence sexuelle chez les Grecs: Depuis le conflit tragique jusqu'à l'harmonie platonique ( French);Stoll M. L. Rawlsian Stability & Feminism; Voronina O. The Philosophy of Sex and Gender in Russia;14гендерного подхода и официальным принятием гендерной теории в кругфилософской проблематики. С момента включения концепта «гендер»2 впонятийный аппарат философии, социологии и психологии ведется разработкавопроса о наиболее исчерпывающей и аутентичной дефиниции данного понятия ифакторов его формирующих. Понятие «гендер» в «Новейшем философскомсловаре» (2003 г.) определяется как социальная организация половых различий;культурологическая характеристика поведения, которое соответствует полу вданном обществе в данное время; в общем смысле это набор социальных ролей;при этом не пол, но гендер обусловливает психологические качества,способности, виды деятельности, профессии и занятия мужчин и женщин черезсистему воспитания, традиции и обычаи, правовые и этические нормы3.
Вконтексте социальной философии гендер понимается как «совокупностьсоциальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность <…> то, что мыдумаем о поле в границах наших социокультурных представлений» 4. Такимобразом, становится невозможным провести границу между биологическойданностью и ее социальной маской, так как пол может существовать только какгендер (то есть как половая идентичность, которую человек приобретает впроцессе социализации с самого момента рождения).
Во «Введении в гендерныеисследования» (2001 г.) гендер обозначается как социальные и культурныенормы, правила и роли, «которые общество предписывает людям в зависимостиот их биологического пола»5. Оно стало концептуальной основой современногофеминизма и далее постфеминизма.Warren K. Environmental Justice: Some Ecofeminist Worries About a Distributive Model; Wesselius J. C.Gender Identity without Gender Prescriptions: Dealing with Essentialism and Constructionism in FeministPolitics. URL: https://www.bu.edu/wcp/MainGend.htm (дата обращения: 13.08.15).2См.: Словарь терминов.
С. 129-137.3См.: Чикалова И. Р., Янчук Е. И. Гендер // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.:Книжный Дом. 2003. - 1280 с. - (Мир энциклопедий). С. 227.4Шабурова О.В. Гендер // Социальная философия: Словарь. – М., 2003. – С. 67–68.5См.: Усманова А. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований // Введение вгендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001;СПб.: Алетейя, 2001. С.
428.5Как известно, теоретическая установка феминизма на эссенциализмсменилась в постфеминизме утверждением антиэссенциализма, что означалоконструктивистский подход (об этом мы будем говорить более детально в § 1.3. и§ 2.1.) в рассмотрении таких ключевых понятий гендерной теории как «пол»,«гендер», «сексуальность», «мужское» и «женское». Так на первое место ванализе данных концептов был помещен процесс социального конструированиясексуальности и половой дифференциации. До начала 70-х гг. XX в. вфеминистской мысли существовало противопоставление: гендер и пол, гдепервый понимался как культурный коррелят пола, в основании которогонаходятсяанатомическиеконструктивизмавхарактеристики.феминистскойтеорииПодвлияниемпроисходитсоциальногопроблематизациябиологических оснований пола6.
Таким образом, пол начинает пониматься каксоциальный конструкт, то есть как гендер. С точки зрения конструктивистскогоподхода7 гендер определяет социальный порядок в целом и представляет собойвоспроизводство пола в культуре, то есть работу «культуры по приписываниюполовой принадлежности»8.В 80-е гг. XX в. на базе академических программ «Женских исследований»университетов Европы и США, разрабатываемых с 70-х гг., и существовавшейкультуры политического феминизма постепенно, как самостоятельная областьсоциогуманитарного знания, оформились гендерные исследования.
В этот периодвыделилась и новая предметная область философской антропологии - гендернаяСм.: Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера: феминистская теория //Введение в гендерные исследования. Ч. I…С. 1527Теоретические основания этого подхода изначально были заданы в рамках социологического дискурса.Среди основных концепций: Социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана(Berger P. L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge.
1966;Русс. пер.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологиизнания. Пер. с англ. М.: «Медиум», 1995.); Этнометодология Г. Гарфинкеля (H. Garfinkel. Studies inEthnomethodology (Englewood Cliffs, N.J.: Prentice Hall, 1967); Создание гендера К. Уэст и Д. Зиммерман(Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера. Пер. с англ.
// гендерные Тетради / Под ред. Клецина А. СПб.:Труды СПбФ ИС РАН, 1997. Вып. Первый. С. 94-124.); Драматургический интеракционизм И. Гофмана:гендерный дисплей (E. Goffman. Frame Analysis of Gender // C. Lemert and A. Branaman, eds., GoffmanReader. Oxford, Blackwell Publ. 1997. pp. 201-208; E.