Диссертация (Культ Богоматери в современной России)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культ Богоматери в современной России". PDF-файл из архива "Культ Богоматери в современной России", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиДмитриев ДмитрийВладимировичКУЛЬТ БОГОМАТЕРИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИСпециальность: 09.00.14 – философия религии и религиоведениеДиссертация на соискание ученой степени кандидата философских наукНаучный руководитель:проф., д-р. филос. наук Чумакова Т. В.Санкт-Петербург2017Введение………………………………………………………………………………3Глава 1. Культ Богоматери в христианстве…………………………………….111.1 Догматическое учение о Богоматери. Его особенности и основные периодыразвития в православии и католичестве……………………………………………111.2 Народные представления о Богоматери в культурных контекстах………….21Глава 2. Иконография Богоматери в православии…………………………....392.1 Православная иконография Богоматери.………………………………………392.2 Неканонические иконы Богоматерив контексте современной русскойкультуры…………………………………………………………………………..…95Глава 3.
Культ Богоматери в Новых Религиозных Движениях: опытрелигиоведческого анализа……………………………………………………...1313.1 Особенности культа Богоматери в катакомбныхцерквях…………………………………....................................................................1313.2Почитание Богоматери в движении «Царебожников»...................................1513.3 Формирование культов Богоматери в НРД на примере «ПравославнойЦеркви Божьей Матери Державная» и «Белого Братства».................................168Заключение...............................................................................................................191Список источников и использованной литературы.........................................1942ВведениеАктуальность исследования.
Почитание Богоматери в христианствестоль велико, что за все время существования христианской религии онооформилось в самостоятельном культе, нашло свое выражение в богатойиконописной традиции и послужило основанием для возникновения различныхрелигиозныхдвижений,существующихвконтекстесовременных«альтернативных» направлений в христианстве и на сегодняшний деньтребующих исследовательской оценки и религиоведческого анализа.Культ Богоматери является одним из важнейших христианских культов,и, обладая определенной спецификой религиозного почитания в каждом из них,в целом предстает доминирующим как в православии, так и в католичестве. Впротестантизме отношение к Деве Марии несколько иное.
Существенныммоментом здесь является то, что протестанты считают, что общаться с Богомчеловек может и без посредников. И все же отношение к Деве Марии впротестантизме изначально было не однозначным. Позиции Мартина Лютера иКальвина были диаметрально противоположными: если Лютер в целомпридерживался традиционных мариологических взглядов, то Кальвин резковыступалпротивидолопоклонению.почитанияНаБогоматери,сегодняшнийденьприравнявотношениекеёкультБогоматериквпротестантизме имеет внутренние отличия и определенные противоречия вразных его направлениях.1Особый исследовательский интерес в настоящей работе напрямую связанс современными религиозными движениями, возникающими в контекстехристианского культа Богоматери.
Речь идет о различных новых религиозныхдвижениях в рамках так называемого «альтернативного православия», в которыхпочитаниеБогоматериприобретает доминирующийхарактер,еёкульт1См.подробнее: Waller G. The Virgin Mary in Late Medieval and Early Modern English Literature and Popular Culture.CambridgeUniversityPress, 2011. 250 p.3принимает гипертрофированные формы, с чем мы имеем дело, когдасталкиваемся с деятельностью различных современных религиозных движений,будь то катакомбные церкви, движение «царебожников», позиционирующихсебя в качестве членов Русской православной церкви, но по сути являющихсямаргинальной религиозной группой, либо деятельностью церкви Божией Матери«Державная».
Подобные движения в целом характеризуются синкретизмомнародных и церковных форм почитания, эклектикой различных элементовкульта, интенсивностью развития и возникновения новых форм и объектовпоклонения. Все это создает определенное проблемное поле для исследования вобласти современных, актуальных проблем религиоведения и несомненнотребует экспертной оценки и научного осмысления.Целью диссертационного исследования является анализ основныхтенденций формирования и развития православного культа Богоматери всовременной России.
Цель определила основные задачи исследования:рассмотреть исторические и культурные предпосылки становления культаБогоматери в христианстве; проанализировать формирование богородичнойдогматики в основные этапы развития христианства; исследовать особенностинародного почитания Богоматери в контексте различных культур; рассмотретьформирование и развитие богородичной иконографии в православии; провестианализ неканонической иконографии Богоматери в контексте современныхрелигиозных движений; проанализировать основные тенденции развитиямариологического культа в новых религиозных движениях в контексте«альтернативного православия»; выявить специфику почитания и основныесоставляющие богородичного культа на примере катакомбных церквей,религиозного движения «царебожников», деятельности церкви Божией Матери«Державная» и «Белого Братства».Объектом исследования данной диссертационной работы являетсясовременноехристианство,проявляющеесебявмаргинальных,«альтернативных» движениях в контексте православного культа Богоматери.
В4связи с этим выстраивается основная структура текста, включающая в себяисследованиеисторическихаспектов формированияиразвитиякультаБогоматери в христианстве, канонической и неканонической богородичнойиконографии,формированияновыхрелигиозныхдвижений,напрямуюсвязанных с культом Богоматери.Методология данного исследования выстраивается в соответствии споставленными задачами. В первую очередь, речь идет об анализе и критическойоценке источников, выбор которых был обусловлен настоящей темой, а именноеё ориентированностью на современность.
Таким образом, основными методамиисследования в данной работе выступают критический анализ источников, методсравнительного анализа исследовательской литературы, статей, интернетисточников, напрямую связанных с данной темой.Степеньдиссертационногоразработанностиисследованияпроблемы.отсылаеткТематикабольшомупластуданногонаучнойлитературы в области истории религии, богословских работ, а такжерелигиоведческих и междисциплинарных исследований в этой сфере.
Однако,следует отметить, что самих исследовательских работ, всецело посвященныхсовременным тенденциям в контексте богородичного культа в православии, нет,в связи с чем перед автором диссертационного исследования была поставленазадача рассмотреть и проанализировать целый ряд источников, связанных сбогородичным культом в современности, до сих пор не подвергавшихся вполной мере какой-либо экспертной оценке и религиоведческому анализу.Теоретической основой исследования послужил ряд фундаментальныхработ, посвященных культу Богоматери в Европе и России.
Это трудыВ.Н. Лосского,Г.П. Федотова,М. Козлова,Д.П. Огицкого,И. Левин,А.Я. Гуревича, В.Н. Топорова,S. Benko2,M. Clayton3и др.2Benko S. The Virgin Goddess: Studies in the Pagan and Christian Rootsof MariologyNew York: Brill, 1993. 308 p.Clayton M. The Cult of the Virgin Mary in Anglo-Saxon England. Vol. 2.CambridgeUniv.Press, 2002. 332 p.35Отдельный пласт исследовательской литературы связан с богородичнойиконографиейвправославии.Изучениюэтоговопросапосвященымногочисленные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, вцелом эта тема предстает хорошо изученной, обладает огромной базойисточников,религиоведческихиискусствоведческихработвобластибогородичной иконографии.
Это сочинения Ф.И. Буслаева, Н.П. Кондакова, Е.Н.Трубецкого, А.Н. Грабаря, А.Д. Алексидзе, О.Е. Этингофа и многих другихисследователей XIX - XXI вв. Среди современных исследований иконографииинтерес в контексте настоящей темы представляют работы А.М. Лидова, автораконцепции «иеротопии» - сакрального пространства храма, в контексте котороговозникает понимание иконического образа как неотъемлемой части таинствалитургии.В процессе изучения народных форм почитания Богоматери былизадействованы работы по этнографии и фольклористике Н.М. Маторина4, Н.Е.Мазаловой, Б.Ф. Райана, Л.А. Топоркова, Л.А.
Тульцевой, А.В. Юдина и др.Вопросы, связанные с «неканоническими» иконами Богородицы испецификой культа Богоматери в новых религиозных движениях затрагиваютсяв сочинениях исследователей, занимающихся изучением маргинальных теченийв православии и новых религиозных движений в современной России. ЭтоработыЕ.Г. Балагушкина,Д.Е. Фурмана,И.Я.
Кантерова5,Б.К. Кнорре,С.Л. Фирсова, Т.В. Чумаковой, А.Н. Лещинского, А.К. Погасия, Б.Б. Михайловаи др.Также для религиоведческого анализа развития религиозных культов вРоссии важны работы тех ученых, которые затрагивают вопросы особенностейрусской религиозности. Это как работы многих из уже упомянутых авторов, таки работы философов, культурологов и религиоведов, занимающихся поисками4Маторин Н. Женское божество в православном культе.
Пятница-богородица. Очерк по сравнительноймифологии. М.: ОГИЗ «Московский рабочий», 1931. 155 с.5Кантеров И.Я. Новые религиозные движения. Владимир : Изд-во Владимирского гос. ун-та, 2006. - 385 с.;6оснований русской религиозности и исследующих отечественную культуру вситуации постмодерна: Б.В. Маркова 6 , Е.Г.
Соколова 7 , М.В. Силантьевой 8 ,Т.И. Хижей9 и многих других.ИсточникиисследованияСпецификанастоящегоисследованиязаключается, главным образом, в прямом обращении к деятельности новыхрелигиозных движений в рамках богородичного культа, этим обусловлен выборлитературы, используемой в третьей части работы «Культ Богоматери в новыхрелигиозных движениях: опыт религиоведческого анализа». Здесь объектомрелигиоведческого анализа становятся тексты, принадлежащие основателям идеятелям подобных движений, все эти тексты в большинстве своем имеютхарактер проповеди и все они, как правило, прежде не подвергались какой-либоэкспертной оценке. Речь идет о многочисленных работах Арх.