Диссертация (Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов". PDF-файл из архива "Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Она в том, что ее инструментами являются знаки изнаковые системы, а также предметы и действия, наделенные значениями,зафиксированными в культуре.Модели поведения обладают значениями, благодаря чему они способнырегулироватьповедениеруководствуясьлюдей.паттернамиАнтропологкультуры–К.Гирцпишет:упорядоченными«...Несистемамиозначающих символов, - человек вел бы себя абсолютно неуправляемо, егоповедение представляло бы собой хаос бессмысленных действий и спонтанныхэмоций, его опыт был бы совершенно неоформленным.
Культура, накопленнаясумма такихпаттернов–это не простое украшение человеческогосуществования, но... важнейшее его условие» (Гирц К., 1997, с. 128).В психологии проблему культурной регуляции поведения разрабатывалиученые разных научных направлений и школ.Родоначальник культурно-исторической психологии Л.С.Выготский выделялдва плана развития психики — натуральный и культурный. Натуральныйпроисходит за счет развития естественных задатков организма человека.Культурныйосуществляетсяблагодарятому,чточеловековладеваеткультурными инструментами — орудиями и знаками - и у него формируютсявысшие психические функции, обеспечивающие возможность пользоватьсяэтими инструментами и создавать новые специфически культурные способыповедения. Эти процессы происходят в онтогенезе.
В ходе историческогоразвития создаются человек создаются новые формы культурного поведения(Выготский, 1983, с. 30).17Эти идеи получили развитие в теории деятельности, разработаннойА.Н.Леонтьевым. С позиций деятельностного подхода знак рассматривается как«компонент деятельности человека, средство … управления собственнымповедением и поведением других людей» (Большой психологический словарь,2004, с. 175).
Знак выполняет свои функции благодаря тому, что обладаетзначением. А.Н. Леонтьев определяет значение как «обобщенное отражениедействительности, выработанное человечеством» и перечисляет формы, вкоторых значение может выражаться: «в форме понятия, знания или даже вформе умения как обобщенного «образа действия», нормы поведения и т.п.»(Леонтьев А.Н., 1983,с. 242, курсив наш).
Для нашего исследования важно,что«образ действия» (т. е. модель поведения) и норма поведения трактуется какноситель значения. Этикетные модели поведения несут в себе определенныезначения; в них выражается статусное неравенство участников общения.Также А.Н. Леонтьев раскрыл понятие «личностный смысл», связав его спонятием мотива деятельности. Впоследствии это понятие получило разработкув трудах Д.А. Леонтьева. Он трактует личностный смысл как значимость длясубъекта явлений действительности ирассматривает его как регуляторповедения субъекта по отношению к этим явлениям (ЛеонтьевД.А., 2003).В антропологической психологии Б.Г.Ананьева показаны разные аспектывлияния культуры на человека.
Культура преобразует индивидные свойствачеловека, трансформируя окружающую среду и включая в виды деятельности,преобразующиеегопсихофизиологическиеидажесоматическиехарактеристики. Культура влияет на личностные свойства человека. ПоБ.Г.Ананьеву, статус, роли и ценностные ориентации входят в число личностныхсвойств Социальный статус человека и его социальные ролитребуютопределенного поведения, они ориентированы на определенные эталоны,детерминированы нормами морали и права, то есть зависят от культурыобщества, в котором формируется личность. Человек как субъект деятельностиосваивает исторически сложившиеся способы деятельности, в том числе знаки,обеспечивающие коммуникацию. Индивидуальность как внутренний мир18является продуктом переработки культурно детерминированного жизненногоопыта человека (Ананьев Б.Г., 1968).Модели поведения и механизмы их освоения рассматривает автор теориисоциального научения А.Бандура.
Он утверждает, что хотя в традиционныхпсихологических теориях научение рассматривается как результат последствиятех или иных действий, наряду с этим происходит «научение черезмоделирование». Оно состоит в том, что на основании наблюдения за другимилюдьми у человека создается представление о том, каким должно быть новоеповедение, и эта информация становится для него руководством к действию. Приэтом информация о поведении человека, который становится моделью,передается с помощью символов.
«После превращения моделируемойдеятельности в образы и готовые к употреблению вербальные символы,закодированная таким образом информация может служить руководством кдействию» (Бандура А., 2000, с. 45).Проблема культурной регуляции поведения занимает важное место вработахпсихологов,принадлежащихктеоретическойориентациисимволического интеракционизма.
Представителями этой ориентации культураопределяется как совокупность моделей поведения, принятых в группе. Самигрупповые нормы характеризуются как «подобающие способы действия».Разновидностью социальных норм являются конвенциональные роли «представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается итребуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая имв данном действии» (Шибутани, 1969, с. 43-44).Конвенциональные ролиявляются, таким образом, частью культуры группы, иными словами,культурными моделями поведения, принятыми в данной группе.С позиций интеракционизма, эффективное взаимодействие людей в группеоказывается возможным благодаря тому, что участники разделяют сходныепредставления относительно того, как они должны вести себя в той или инойситуации и какого поведения могут ждать от других.
Это происходит посколькучто члены группы усваивают общие модели поведения.19Такжеобщепринятыемоделиповеденияпомогаютчеловекуприспосабливаться к ожиданиям других людей и осуществлять самоконтроль.Дж. Мид считал, что самоконтроль связан с наличием у человека образа Я,который формируется с учетом представлений о том, каким его видятокружающие. При этом учитываются ролевые ожидания, которые по существуявляются культурными моделями.Коммуникация рассматривается сторонниками интеракционизма какспособ деятельности, облегчающий взаимное приспособление людей. Средстваи способы коммуникации также во многом определяются культурнымимоделями.ПредставителемсимволическогоинтеракционизмаявляетсяИ.Гофман. В его работах модели поведения рассматриваются как способысоздания определенного впечатления у участников общения (Гофман, 2000).Большой вклад в изучение культурной регуляции поведения внеслиспециалисты в области этнической и кросс-культурной психологии РазличиямеждуэтиминаучнымдисциплинамиопределяетЛ.Г.Почебут:«Исследованиями конкретных этнических общностей занимается этническаяпсихология, сравнительный анализ различных общностей относится к областикросс-культурной психологии» (Почебут Л.Г., 2012, с.
6).Эмпирическиеисследования в рамках этих наук позволили получить множество сведений освоеобразии протекания психических процессов и особенностях поведениялюдей, сформировавшихся в разных культурах. Разрабатываются подходы космыслению полученных данных (Мацумото Д., 2002; Триандис Г., 2007; Беррии др., 2007; Лебедева Н.М., 1999; Почебут Л.Г., 2012 и др.).Для нашего исследования важно отметить, что в поведении людей,принадлежащих к разным культурам, можно обнаружить и универсальные икультурно-специфические черты. В рамках кросс-культурной психологии этоотражено в понятиях эмик- и этик- аспектов человеческого поведения. Какпишет Д.Мацумото, этики - это аспекты жизни, которые согласуются вразличных культурах, универсальные принципы и истины; эмики — аспектыжизни, различающиеся в разных культурах, культурно-специфические истины20или принципы (Мацумото Д., 2002, с.
53). Термины этик- и эмик - появилисьблагодаря американскому лингвисту Р.Пайку, который использовал их дляописания общих и специфических аспектов языка. Дж. Берри в 1969 году показалвозможности применения этих понятий в кросс-культурной психологии (Беррии др., 2007).
Впоследствии эти подходы стали использоваться для анализаэмпирическогоматериала;проводилосьихтеоретическоеосмысление,возможности и ограничения. Этик- подход предполагает, что в исследованиииспользуется конструкт, сформулированный аналитиком. Однако необходимополучить доказательство, что этот конструкт обладает в другой культуре такимже содержанием, то есть является действительно этическим. Для этого требуетсянайти способы его измерения в исследуемой культуре.
Это возможно лишь еслииспользуютсяместныепонятияиспользование эмик-подхода.ипредставления.ТоестьтребуетсяЭто привело специалистов в области кросс-культурной психологии к выводу о необходимости использовать и этик- и эмикподходы при проведении исследования (Берри Дж и др., 2007; Триандис, 2007;Стефаненко Т.Г., 2006 и др.).Сочетание этих подходов необходимо и при исследовании этикетныхмоделей поведения.
Сам факт наличия правил поведения, регулирующих формыобщения людей с разным статусом, представляет собой этик- аспект поведения.Это позволяет считать этикет культурной универсалией. При этом в разныхстранах обнаруживаются различия формах выражения неравенства, что делаетконкретные правила проявлением эмик- элементов культуры.В кросс-культурной и этнопсихологии всесторонне рассматриваетсявопрос о культурных регуляторах человеческого поведения. Г.А.Триандиспишет о «субъективной культуре» как совокупности типичных представленийлюдей о своем социальном окружении, его восприятии и оценке.
В качествеэлементов субъективной культуры он выделяет категории, ассоциации,убеждения, оценки, коннотативные значения, ожидания, нормы, роли, правила,самоопределения, стереотипы, идеалы и ценности. Содержание субъективнойкультурывлияет на оценку прошлого опыта, а также на интерпретацию21ситуации. В результате активируются психические процессы, способствующиепринятию решения о том, какую следует выбрать форму поведения. Еслиситуация позволяет, то поведение будет реализовано (Триандис Г., 2007, с. 155).Н.М.Лебедева выделила компоненты культуры, которые оказывают влияниена общение людей: ценности,нормы, правила и роли. Опираясь натеоретические и эмпирические исследования разных авторов, она раскрыласодержание этих понятий. Ценности культуры -важнейшие принципы,определяющие отношения человека с миром и самим собой.
Нормыпредписывают поведение людей в той культуре и разделяются ими; в качествепримера она рассматривает нормы справедливости и взаимности. Определяяправила, Н.М.Лебедевассылается на М.Аргайла и М.Хендерсона; этопредписания, говорящие, как должно вести себя в данной ситуации. Ролитрактуются как система ожиданий к субъекту, обусловленная его положением вданной социальной группе.Все эти компоненты присутствуют в разныхкультурах, но различаются по тому, какое именно поведение предписываютчленам этих культур (Лебедева, 1999, с.128-145).Исследователи выявили множествофактов о различиях в культурныхпредписаниях, регулирующих социальное ведение людей. Были сделаныпопытки выделить те особенности культуры, которые являются для неестержневыми и проявляются в поведении ее членов.