Диссертация (Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов". PDF-файл из архива "Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Для решения эмпирических задач была разработана ииспользована комплексная диагностическая программа, включающая методики:«Отношение к репрезентативным правилам этикета», «Оценка субъективнойзначимости функций этикета» и «Мотивация соблюдения правил этикета»О.И.Даниленко; «Опросник ценностей» Ш.
Шварца (SVS 57), Сокращенныйвариант «NEO-FFI» опросника «NEO PI-R» П. Коста и Р. МакКрэ для измерениячерт личности в соответствии с пятифакторной моделью.11Использовались методы математической статистики: первичныестатистики (анализ частот распределения показателей, медиана, средние); αКронбаха; U-критерии Манна – Уитни и критерий x2 Фридмена; коэффициенткорреляции r- Спирмена; факторный анализ; регрессионный анализ. Всевычисления производились с помощью программы IBM SPSS Statistics 19.Эмпирическая база и условия проведения исследования. Выборкусоставили 332 китайских и 200 российских студентов, средний возраст 21 год;выборки уравновешены по полу; все студенты — учащиеся технических вузовРФ и КНР. Все опросы проводились с 01.12.2014 по 03.05.2016 года поэлектроннойпочтепопредварительнойдоговоренности.Участиевисследовании было добровольным и анонимным.Основные положения, выносимые на защиту.1.
Китайские студенты проявляют более положительное отношение к правиламэтикета; они выше, чем российские оценивают свое знание правил,выражают эмоциональное принятие правил и намерение им следовать, атакже в целом выше оценивают значимость функций этикета. Женщинывыражают более позитивное отношение к правилам этикета, чем мужчины вобеих выборках.2. В суждениях как китайских, так и российских студентов о мотивахсоблюдения правил этикета чаще всего проявляются уровни автономной иконвенциональной морали.
В числе наименее значимых аргументы,соответствующие доморальному уровню.3. Приоритетными в выборках китайских и российских студентов являютсяценности, мотивирующие на действия во имя общего блага и для достиженияличного успеха. Наиболее значимое различие в том, что первое место вценностнойструктурероссийскихстудентовзанимаетценность,мотивирующая на обеспечение безопасности и стабильности общества исамого себя; у китайских студентов эта ценность занимает место в серединеиерархии ценностей.124. В выборках и китайских и российских студентов наиболее сильнымипредикторами позитивного отношения к правилам этикета являютсяценности, мотивирующие на заботу об общем благополучии, менее значимопозитивное влияние ценностей, мотивирующих на личные достижения.Ориентация на ценности, мотивирующие на заботу об общем благополучии,является более сильным фактором позитивного отношения к правиламэтикета для китайских, чем для российских студентов.
Ориентация наценности, мотивирующие на личные достижения, является более сильнымфактором позитивного отношения к правилам этикета для российских, чемдля китайских студентов. В качестве предикторов отношения к правиламэтикеталичностныечертыиз«Большойпятерки»неявляютсясущественными.Научная новизна. В результате исследования впервые получены данныеоб отношении к репрезентативным правилам этикета и оценке субъективнойзначимости функций этикета китайскими и российскими студентами,мужчинами и женщинами; проанализированы мотивы соблюдения правилэтикета с точки зрения проявления в них уровня моральной регуляцииповедения; обнаружены и проанализированы взаимосвязи между показателямиотношения к этикету, ценностными ориентациями личности и личностнымичертами у китайских и российских студентов; выявлены предикторыпозитивного и негативного отношения к этикету у китайских и российскихстудентов.Обоснованностьидостоверностьрезультатовисследованияобеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретическихположений; формированием выборки испытуемых; использованием адекватныхметодов и методик сбора эмпирического материала и обработки данных;соответствием полученных результатов исходным теоретическим положениям;внутренней непротиворечивостью результатов исследования.13Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результатыразвивают и дополняют ряд отечественных и зарубежных теорий регуляцииповедения личности; содержание и выводы исследования могут статьконцептуальной основой для дальнейшего изучения психологических факторовотношения к правилам поведения; реализованные в работе подходы раскрываютперспективы кросс-культурного исследования отношения к этикетуПрактическая значимость.
Результаты работы могут быть использованыв целях совершенствования содержания и методики преподавания дисциплинвысшей школы: «Психологии личности», «кросс-культурная психология»,«Психология общения» и многих других гуманитарных дисциплин. Также онимогут быть полезны для организации воспитательной работы в вузе ипсихологической помощи студентам, испытывающим трудности в общении.Материалы исследования могут быть использованы в просветительскойдеятельности для решения задачи роста взаимопонимания и толерантностимежду гражданами Китая и России.Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит извведения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 208 источников,в том числе 35 на иностранных языках и 7 Приложений.
Диссертационная работаиллюстрирована 55 таблицами и 17 рисунками. Общий объем диссертации 219страниц.14Глава 1. Теоретические основы изучения психологических факторовотношения к этикетным моделям поведения у китайских и российскихстудентов1.1. Культурные модели поведения как предмет психологическогоисследованияКлючевое для нашего исследование понятие культурной модели сначалапоявилось в рамках культурной антропологии в направлении культура иличность. М.Мид является автором ряда работ, посвященных жизни людей внезападной цивилизации. Она обращала внимание на формы общения людейразного возраста и пола, сравнивала их и описывала причины и следствия такихразличий (Мид М., 1988). Р.Бенедикт писала о «паттернах культуры» и выявлялапсихологические механизмы их передачи из поколения в поколение (БенедиктР., 1992).
В этом научном направлении разрабатывалось понятие «культурногомоделирования (паттернирования)» личности как процесса формированиясознания и поведения человека под влиянием культуры. А.Кардинер ввелпонятие «базисный тип личности» как структуру черт, присущих большинствулюдей той или иной культуры. Эти черты создают восприимчивость к даннойкультуре и позволяют наилучшим способом адаптироваться к ней (Kardiner A.,Lipton R., 1939). Исследователи старались объяснить, как различия культурыпорождают разные типичные характеры. Для объяснения этого процессаиспользовались идеи психоанализа.
Позднее Дж.Хонигман сформулировалпонятие культурной модели как относительно постоянной формы деятельности,мышления и чувствования, которая социально регулируется и характеризуетсяограниченным набором вариаций (Хонигман Дж., 2001, с. 54).В нашей работе мы используем понятие «культурная модель поведения»,подразумевая широкое понимание концепта «поведение». Это не тольковнешне наблюдаемые действия, но психические процессы, о которых можносудить по внешним проявлениям, в том числе интеллектуальные иэмоциональные процессы (Кордуэлл, 1999, с.
224).Дж. Хонигман отметил различие между идеальными и реальными15культурными моделями. Идеальные модели соответствуют общественнымидеалам, являются желательными, но они не всегда проявляются в жизни.Реальные модели можно наблюдать на практике, это тоже относительноустойчивые формы поведения, однако они могут не соответствоватьобщественным идеалам (Хонигман Дж, 2001, с. 55-56).Также Дж. Хонигман вводит понятие «личностной модели» Этосоциально стандартизированные и относительно постоянные способыповедения личности.«… Личностные модели являются составной частьюстандартизированных поведенческих моделей устойчивой группы» (ХонигманДж., 2001, с. 59). Личностные модели соответствуют социальному статусучеловека, то есть его месту в системе общественных отношений и социальнымролям, которые определяются статусом.Культурные модели поведения составляют содержание культуры. Точнее,это один из способов определить, что такое культура.
Многообразие трактовокэтого понятия представлено в разных источниках (Кармин А.С., 2006; Теориякультуры, 2008 и др.). К.Клакхон и В.Келли, проанализировав разные подходык пониманию культуры, дали следующее определение: «под культурой мыпонимает исторически сложившиеся способы жизни, явные и подразумеваемые,рациональные или не являющиеся рациональными, которые существуют влюбой момент времени в качестве руководящих принципов поведения людей...Способ означает и теорию, и практику...
предполагает и "образцы поведения" и"образцы мысли"» (Клакхон, Келли, 1992, c.35).Неотъемлемая черта культуры — ее традиционность. Ю.М. Лотманхарактеризует культуру как «негенетическую» память коллектива. (ЛотманЮ.М., 1994, с. 8). Культурные модели передаются из поколения в поколение.Они могут постепенно меняться под влиянием изменяющихся экономических,политических и других условий. Однако могут получать распространение новыемодели поведения, если они навязываются властными структурами или являютсямодными тенденциями.16В культурологии выделяются два подхода к анализу культурных моделейповедения: системно-функциональный и семиотический (Даниленко О.И., 2013,с.18-30).
С точки зрения системно-функционального подхода культурныемодели рассматриваются как специфически человеческий способ деятельности.В том числе культурные модели указывают, как строить взаимодействие междулюдьми разного социального статуса в разных ситуациях. Семиотическийподход отвечает на вопрос, в чем именно состоит специфика культурногоспособа деятельности.