Диссертация (Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов". PDF-файл из архива "Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
213). Смысловая диспозицияимеет определенное место в иерархически выстроенной системе смысловыхобразований личности, где верхнюю ступень занимают ценности личности(Леонтьев Д.А., 1998). Это также позволяет нам сформулировать гипотезу освязи отношения к этикету с ценностными ориентациями личности.Как мы видим, именно ценности оказываются ключевым понятием висследовании регулятивных механизмов поведения личности. Остановимсяподробнее на концепциях ценностей.В научной литературе часто понятия «ценностей» и «ценностныхориентации» рассматриваются как равнозначные. В.Н. Карандышев отмечает,что ценностные ориентации являются отражением в сознании человекаценностей, которые выступают для него мировоззренческим ориентиром.Ценностные ориентации представляют собой интериоризированные личностьюценности социальных групп.
Исходя из этого, вполне оправданным являетсяобозначение ценностей личности, как ее ценностных ориентаций. Человекупросто необходимо наполнять смыслом его действия, его чувства и мысли,осознание своих ценностей необходимо также для принятия решений(Карандышев В.Н., 2009).О равнозначности понятий «ценности» и «ценностные ориентации»говорит М.С.
Яницкий, утверждая, что различия делаются лишь отнесением ихскорее к мотивационной или смысловой сферам личности (Яницкий М.С., 2000).49Все это позволяет нам в тексте наряду с понятием «ценностныеориентации» использовать как равнозначное понятия «ценности личности» и«личностные ценности».Понятие ценностей часто используется в общественных науках и вповседневной жизни, однако содержание этого понятия различно и исходит изразных сфер его употребления.
Д.А. Леонтьев, проанализировав разныеинтерпретации понятия ценностей, пришел к выводу, что это понятие можноотнести к трем разным группам явлений :o общественные идеалы, которые присутствуют в общественном сознании ипредставляют собой обобщенные представления о совершенстве в разныхсферах общественной жизни;o предметное воплощение, заключается в идеалах, которые представлены втворениях и поступках конкретных людей;o мотивационные структуры личности, «модели должного», побуждаютличность к воплощению ценностных общественных идеалов в своемповедении и деятельности (Леонтьев Д.А., 2003).Как отмечает Н.М.
Лебедева, ценности, которые доминируют в обществе,являютсяглавнымэлементомкультуры,аценностныеприоритетыиндивидуумов находят свою реализацию в целях поведения. В отечественнойпсихологии ценностные ориентации определяются, как правило, через понятиеотношения, отражения, установки (Лебедева Н.М., Татарко А.Н., 2010).М.Рокич в своей теории под ценностями понимал вид убеждений, которыезанимают центральное положение в индивидуальной системе убеждений.
Онговорил о том, что ценности являются руководящими жизненными принципами,ведь они определяют поведение, желательное состояние или образ жизни,достойные или недостойные того, чтобы к ним стремиться и им соответствовать(Rokeach M., 1973).Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая раскрывают содержание понятияценностей, исходя из их проявлений социальные ценности, представляют собой продукт общественного50сознания, общественные идеалы; личностные ценности, являются достоянием конкретного человека,производимы исходя из групповых ценностей, в которых формироваласьличность; ценностные ориентации, являются ценностями, которые связанны снепосредственным регулированием социального поведения, относятся кмотивационно-потребностной сфере; ценностные представления, рассматриваются в большей степени приотнесенииихккогнитивнойсфереличности(БелинскаяЕ.П.,Тихомандрицкая О.А., 2009): .Ценностные ориентации – это относительно устойчивая, обусловленнаясоциумом, направленность личности на определенные цели, которые имеют длянее некое смысловое значение, и на способы достижения этих целей, которыевыражаются в виде образцов поведения и являются относительно независимымиот конкретных ситуаций.
Это высший уровень диспозиций (Журавлева Н.А.,2012). Ценностные ориентации являются сложным социально-психологическимфеноменом,которыйхарактеризуетведущиежизненныепринципы,направление и содержание социальной активности индивидуума (Васина Е.А.,2013).Рассмотрим некоторые классификации ценностей.Еще в начале ХХ веке Э.Шпрангер выделил шесть главных типовценностей, положив эту классификацию в основу типологии личностей.
Взависимости от того, в чем люди видят главный смысл своей жизни, Шпрангервыдел следующие типы: теоретический человек; экономический; эстетический,социальный; политический; религиозный ( Шпрангер, 1982).А.Маслоу выделил две группы ценностей: Д-ценности (дефицитарные),обусловленные потребностью преодолеть тревогу или фрустрацию, и Бценности(бытийные),присущисамоактуализирующимсяличностям.Удовлетворение Д-ценностей, по А.Маслоу, является условием актуализации иреализации Б-ценностей (Маслоу А., 1997).51На основе концепции А.Маслоу Р.
Инглхарт выделяет два типа ценностей- «материалистические» и «постматериалистические», причем последниераспадаются на две группы — социальные ценности, обусловленныепотребностью в «присоединении» и ценности самоактуализации, в основекоторых лежит потребность в саморазвитии (цит.
по: Яницкий, 2012, с. 28-29).Опираясь на концепции А. Маслоу и Р. Инглхарта, М.С. Яницкий описал тригруппы ценностей, соответствующие трем типам ценностных ориентацийличности: ценности адаптации («отражают направленность на устранениетревоги по поводу физической и экономической безопасности, на сохранениедостигнутого...»), ценности социализации («обусловливают ориентацию надругих людей, на интеграцию в обществе, на достижение определенногосоциальногостатуса...»),ценностииндивидуализациинаправленности на развитие, самоактуализацию...»(«соответствуют(Яницкий, 2012. С.36).Созданный С.М.Яницким модифицированный вариант методики Р.
Инглхарта иряд психологических методик обеспечили инструмент для выделения типовличности в соответствии с тем, какой тип ценностных ориентаций являетсядоминирующим.Исследуяценностнуюструктурумассовогосознания,С.М.Яницкий показал влияние на нее таких факторов, как материальноеблагосостояние, принадлежность к социально-демографическим группам,уровень образования и др.
Также было показано, как осуществляется ценностнаярегуляция поведения человека в разных сферах общественной и личной жизни(Яницкий, 2012).М. Рокич разделяет все ценности на два класса :1) терминальные ценности, которые представляют собой убеждение в том,что конечная цель индивидуального бытия, с личной и общественной точкизрения, заслуживает стремления к ней;2) инструментальные ценности, которые являются убеждением в том, чтоконкретный набор действий (к примеру, рационализм и честность) с точкизрениясамойличностииобщественнойточкизренияявляютсяпредпочтительными в любых ситуациях (Rockeach, 1969).52На протяжении последних десяти лет наиболее авторитетной признаетсяконцепция ценностей личности Ш.
Шварца.Понятие ценностей Ш.Шварциспользует для того, чтобы охарактеризовать индивидуумов и общества,проследить за изменениями во времени и пояснить мотивационную основуаттитюдов и поведения человека.Ш. Шварц сформулировал признаки ценностей и обозначил, чтоимплицитно они существуют во многих трудах теоретиков, среди которыхнаходятся Г. Олпорт, Р. Инглхарт, К. Клакхон, М.
Рокич и ряд других авторов.Обозначим эти признаки в их короткой формулировке (Schwartz S.H., 2006): ценности являются некими убеждениями, которые сложным образомвзаимодействуют с эмоциями. В процессе активизации ценностей онисопровождаются пробудившимися переживаниями; ценности соотносятся с желаемыми целями индивида, которые имотивируют его действия; ценности трансцендентны специфическим ситуациям и действиям; ценности служат стандартами и критериями для выбора и оценки действий,стратегий, людей и событий; расположениеценностейпроисходитвопределенномпорядкевсоответствии с их важностью относительно друг друга. Набор ценностейкаждогочеловекасоздаетупорядоченнуюсистемуценностныхприоритетов, которые являются характеристиками этих людей, какличностей; относительная значимость различных ценностей руководит действием.Любой аттитюд или поведение имеет отношение не только к однойценности, определенный выбор между конкурирующими, релевантнымиценностями – это то, что направляет поведенческий акт и аттитюды.Ш.
Шварц в рамках своей теории выделяет следующие типы ценностей –самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижение, власть, безопасность,конформность, традиции, доброта, универсализм (Schwartz S.H., 2006;Карандышев, 2004). Кроме того, что эта теорияидентифицирует базовые53ценности, она еще позволяет рассмотреть структуру динамических отношениймежду ними. Структура этих ценностей определяется тем, что действия,направленные на достижение конкретной цели, имеют свои следствия, которыемогут вступить в конфликт с некоторыми иными ценностями, но бытьконгруэнтными другим ценностями.В соответствие со своей теорией Ш.