Диссертация (Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов". PDF-файл из архива "Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Этотмеханизм приучения действий личности к норме может включать самыеразнообразные формы воздействия социума на человека: принуждение и угрозы;поощрение и осуждение; сила массового примера; сила общественного мнения;стихийное и целенаправленное воспитание и т.д. Такие формы внешнеговоздействия приводят к тому, что и сама личности будет совершать поступки,которые требует от него общество, для получения благоприятной реакции, радидостижения внутреннего удовлетворения от осознания правильности своегоповедения.33Нормативную регуляцию также можно рассматривать со стороныопределенных формообразований сознания, которые включает в себя нормы,ценности, представления о должном, представления о правильном инеправильном,представленияодопустимоминедопустимом.Этиформообразования, в свою очередь, опираются на определенную картину мира,общее представление (мифологическое, религиозное, философское) о том, чтотакое мир, чем обуславливаются процессы, происходящие в нем, какое местозанимает в нем человек.
Нормативное сознание и формы фиксации могут бытьразличны по степени развитости, они могут оформляться документально в видегосударственных законов или существовать только в пределах общественногомнения и сознании множества индивидов, они могут фиксироваться в системахнормативных представлений (к примеру, в религиозных текстах) или, напротив,не выражаться словесно, а формироваться на уровне чувств, эмоционально ипроявляться в сознании людей при определенных обстоятельствах, как это ипроисходит с нравственными нормами (Левченко И.А., 2014).Е.М. Пеньковым было отмечено, что социальная норма являетсяэлементом общественного и индивидуального сознания, которой присущи своиособенности, которые проявляются в соответствующем реальном поведениилюдей, в их общественных отношениях (нравственных, правовых, семейных)(Пеньков Е.М., 1972).М.И. Бобнева утверждает, что норма несет в себе функцию регулированияи контроля, она регламентирует взаимодействия и взаимоотношения междулюдьми при выполнении любого рода деятельности, а также при взаимодействиипредставителей любых социальных групп, которые включены в социальнуюструктуру общества.
Она говорит о том, что нормативная регуляция ирегламентация охватывает все виды активности человека, его психическуюдеятельность, а также отдельные свойства личности Социальные нормы —общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результатедлительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаныоптимальные стандарты и модели правильного поведения.34М.И. Бобнева выделяет следующие функции социальных норм социальный контроль и социальное влияние; регуляция поведения личности и социальных групп; обеспечение стабильности, устойчивости, сбалансированности всейсоциальной системы; оформление и упорядочивание взаимоотношений различных общностей всоциальной структуре общества; накопление, сохранение и передача социального опыта; реализация властных отношений при взаимодействии людей; обеспечение сочетания внеличностных требований общества с поведениемличности; разделениенормальногоианомального,отклоняющегосяипротивоправного поведения; участие в формировании «высшего этажа» регулятивных механизмовповедения человека: идеалов, убеждений, мировоззренческих установок,нормативных представлений и нравственных образований - чувства долга,совести.М.И.Бобнева выделяет виды социальных норм, в том числе: обычаи и традиции — правила поведения, ставшие обязательными в силупривычки и повторяющиеся из поколения в поколение; моральные нормы — оценка поступков по шкалам морально-аморально,добро-зло, хорошо-плохо.
Санкциями за неисполнение моральных нормявляются общественное осуждение и муки совести; нормы этикета — совокупность формальных правил поведения в заранееопределенных ситуациях, в том числе нормы общения, деловой протокол ит.д.; правовые нормы — требования, закрепленные в государственных законах.Соблюдениеправовыхнормобеспечиваетсягосударственнымпринуждением;35 эстетические нормы — оценивание по шкале красиво-безобразно;применяется по отношению к искусству, природе, человеку и егопоступкам; политические нормы — регуляторы политической жизни, выраженные вмеждународныхдоговорах,декларациях,хартиях,политическихпринципах; религиозные нормы — правила поведения, заповеди, содержащиеся всвященных книгах и церковных установлениях; корпоративные нормы — правила поведения, установленные в крупныхорганизациях, и закрепленные в уставе, кодексах, соглашениях иидеологии организаций (Бобнева М.И., 1978).Обратим внимание на то, что М.И.Бобнева рассматривает правила этикета какразновидность социальных норм.
Такая точка зрения является наиболеераспространенной. В «Большом психологическом словаре» в статье «нормысоциальные» дается перевод с латинского: norma – мерило; руководство,правило, закон, образец) и далее «… конвенциональные (т. е. принятые вопределенной группе или общности) правила, предписывающие илизапрещающие какое-либо поведение, деятельность, действие» (2004, с.337).В некоторых источниках понятия «норма» и «правила» рассматриваютсяотдельно, однако четкого различия не устанавливается. Так, Г.Триандис вразделе «Анализ современной культуры» наряду с другими компонентамвыделяет как самостоятельные подразделы «нормы» и «правила», но неприводит обоснования их различия.
Нормы он определяет как «представления оправильном поведении для конкретной группы» (Триандис Г., 2007, с. 135).Определения правил он вообще не дает, а приводимые им примеры норм иправил не позволяют понять, чем же различаются эти регуляторы поведения.Н.М.Лебедева представляет точку зрения, сформулирванную М.Аргайломи М.Хендерсоном: они определяют правила как предписания, говорящие, какдолжно вести себя в данной ситуации… В отличие от норм, в сильной степени«пропитанных культурой принципов, которые дети усваивают в процеессе36социализации, культурные правила общения более индивидуализированы изависят от ситуации и личностных особенностей включенных в общение людей»( Лебедева Н.М., 1999, с. 138).Правила этикета, достаточно жесткоопределяющие поведение людей в данной культуре, с позиций М.Аргайла иМ.Хендерсона является скорее нормами поведения.Таким образом, анализ концепций нормы позволяет рассматриватьправила этикета как элемент системы нормативной регуляции поведения.1.2.2 Этикетная регуляция поведения в Китае и России: общее испецифическое.Взаимодействие представителей разных культур – это всегда этикетнаяситуация, которая требует знания специфики культурной среды, правил общения.Усиление взаимодействия граждан России и Китая выдвигают задачуисследования традиционных для данных культур способов регуляции поведенияв ряды актуальных (Яковец, 2003).
Наше исследование, посвященноепсихологическим факторам отношения к этикетным моделям поведения,осуществляется с использованием метода кросс-культурного сравнения навыборках китайских и российских студентов. Обращение к трудам специалистовимело целью выявить черты сходства и различия этикетной регуляции поведенияв Китае и России. Результаты нашей работы с литературными источникамиопубликованы ранее (Ли Ц., 2015; Даниленко О.И., Ли Ц., 2016).Европейскому понятию слова «этикет» в китайском языке соответствуетодин из аспектов многозначного иероглифа «ли», который используется дляобозначения широкого круга понятий (правила поведения, обряд, обычай,благопристойностьит.п.).Российскиеспециалистыпереводятегословосочетанием «этика-ритуал» (Васильев, 1988).Истоки китайского этикета лежат в далеком прошлом.
В конфуцианскомтрактате «Ли Цзи» содержится описание и идеологическое обоснование многихправил поведения. С позиций конфуцианства, смысл правил этикета состоит втом, что они детально регламентируют взаимоотношения и формы поведения37людей с разным социальным статусом (Линь, 2010). «Нет ли — значит нетразличий между государем и подданными, верхами и низами, старыми имолодыми; нет ли — и нет разницы между связанными друг с другомродственными и брачными связями мужем и женой, отцом и сыном, старшим имладшим братом» (Ли Цзи, 1957; цит.
по: Васильев Л.С., 1988, с.178).Конфуцианство содержит определенные этические требования к личности(Лунь Ю., 1973; Мартынов Р.И., 2005; Маслов А.А., 2010, 2014, 2015). Анализисследований специалистов по китайской культуре позволил выделитьпринципыконфуцианскойморали:заботаобобщественномблаге,справедливость, гуманность, скромность, взаимность, сыновняя почтительностьи др. ( Васильев Л.С., 1988; Малявин В.В., 2001; Кобзев А.И., 2015 и др.).Этические принципы конфуцианства воплощались в этико-ритуальныхнормах и правилах поведения, которые следовало неукоснительно выполнять.Таким образом формировался определенный тип личности. Это позволилоР.М.Грановской рассматривать конфуцианство как психологическое учение сакцентом на психологию личности как участника социальной жизни (ГрановскаяР.М., 2004).Большое внимание в традиционном Китае уделялось внешним формамповедения (Чжан Ч., 2014; Гу С., 2004; Инь В., 2004; Ду В., 1998; Ху Ц., 2006;Сюй Г., 2004; Цзан И., 2005; Ху Цзин, 2006).
Символическое значение придавалосьмимике и жестам. К примеру, ритуал приветствия включал в себя такой жест:левая кисть охватывает правый кулак на уровне груди Знаком особого уважениябыло осуществить этот жест на уровне лба и при этом сделать глубокий поклон.Ритуал беседы также строго регламентировался. Запрещалось первымобращаться к старшему, перебивать собеседника, на вопросы даватьодносложные ответы, смотреть в глаза во время разговора; взгляд можно былодержать только на уровне груди.
Высказываясь, требовалось хвалить своихучителей и мыслителей древности (Ball J., 1925).Вцеломконфуцианскоеучениеоказалобольшоевлияниенаформирование мировоззрения древних китайцев, оно внесло в сознание людей38социально-философское понимание жизни и своего места в обществе. Главныйпринцип конфуцианской идеологии заключается в четком следовании правилами выполнение требований, которые предписаны определенной социальнойролью (Сяньбан Я., 1987; Титаренко М.Л., 1994; Тун Син, 2005).