Диссертация (Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов". PDF-файл из архива "Психологические факторы отношения к этикетным моделям поведения у китайских и российских студентов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
В России соблюдение правил этикетасвязывалось прежде всего с социальным статусом субъектов общения, однакособлюдению правил придавался и нравственный смысл — признаниедостоинства личности.1.3 Психологические подходы к изучению регуляции поведенияличностиВ разделе 1.1 были представлены психологические концепции, в которыхрассматривалось роль культуры в регуляции поведения личности.
Культура вэтих концепциях выступает как фактор, детерминирующий формирование ижизнедеятельность личности. Важно подчеркнуть, что воздействие культуры насознание и поведение человека опосредуется его внутренним миром.С.Л.Рубинштейн дал следующую формулировку принципа детерминизма:44внешниепричины(внешниевоздействия)всегдадействуютлишьопосредствованно через внутренние условия» (Рубинштейн, 1973, с. 241). Какпишет Н.А.Логинова, рассматривая внутренние условия, основное вниманиепсихологи уделяют природе субъекта. «Отсюда возник принцип личностногоподхода как конкретизация принципа детерминизма, в той его части, котораякасается внутренних, «преломляющих» условий (Логинова Н.А., 2005, с. 150).В качестве посредников, преломляющих влияние культуры на поведениечеловека, мы рассмотрим элементы мотивационной сферы личности.
Именносистема мотивационных механизмов обеспечивает внутреннюю регуляциюповедения человека.Необходимо уточнить содержание понятия «мотив» и «мотивационная сфераличности». Дело в том, что в психологии существуют разные подходы копределению этих понятий. Мы принимаем позицию авторов, которые послеобзора разных точек зрения формулируют рабочее определение мотива.
Ониназывают мотивом внутреннее побуждение личности к тому или иному видуактивности. Исходя из концепций современных психологов (В.К.Вилюнас,Е.С.Кузьмин, Б.Ф.Ломов и др.), под мотивационной сферой личности эти авторыпонимают «совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию,и выражающую направленность личности».
При этом в качестве мотивов могутвыступать самые разные психологические образования, в том числе убеждения,социальные установки, ценности, за которыми стоят разнообразные потребностиличности- от биологических до социальных (Реан А.А. 2006, с.85-86).В.А. Ядов предложил концепцию диспозиционной регуляции поведенияличности, где «механизм взаимосвязи между различными элементамидиспозиционной структуры и ситуацией поведения следует рассматриватьименно как механизм мотивации, обеспечивающий целесообразное управлениеповедением личности..» (Саморегуляция…, 2013.
С. 46).Сутьконцепциивтом,чторегуляцияповеденияосуществляетсяиерархически выстроенной системой диспозиций, высший уровень которойобразуетсистемаценностныхориентацийличности.Наследующем45диспозиционномуровнестоитобщая(доминирующая)направленностьинтересов личности в ту или иную сферу социальной активности. Третийуровень занимает система социальных установок, которая представляетсясложной структурой и содержит три основных компонента: эмоциональный(оценочный),когнитивный(рассудочный),поведенческий(аспектповеденческой готовности). На четвертом уровне располагаются элементарныефиксированные установки. Сама идея системы диспозиций предполагаетналичие взаимосвязей между отдельными ее уровнями, а именно низшие уровнидиспозиционной иерархии перестраиваются таким образом, чтобы обеспечитьповеденческую регуляцию более высоким диспозиционным уровнем: «низшиеуровни диспозиционной иерархии перестраиваются так, чтобы обеспечитьрегуляцию поведения, регулируемого адекватным ситуации более высокимдиспозиционным уровнем…».Это дает нам основание предполагать, чтоотношение к правилам этикета не просто связано, а зависит от ценностейличности.
Но эта зависимость не жесткая, поскольку, хотя «в системедиспозиций реально имеется иерархическая упорядоченность, причем высшие еекомпоненты несут ответственность за гармонизацию нижележащих» это немешает «гибкому ситуативному поведению». (Ядов В.А., 1975; Саморегуляция,2013).Ключевым для нашего исследования является понятие отношения.Благодаря работам психолога А.Ф. Лазурского это понятие вошло в психологию;он писал об экзопсихике, как об отношении человека к окружающей среде.В.Н.Мясищевым разработана концепция отношений, получившая широкоепризнание в российской науке.
По В. Н. Мясищеву, «Психологическиеотношения человека в развитом виде представляют целостную системуиндивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с разнымисторонами объективной действительности» (Мясищев, 2003б, с. 15). Заметим,что в определении указывается на «сознательность», то есть осознанностьотношений. Однако в другом месте Мясищев пишет о том, что не всякоеотношение осознано, но лишь наиболее развитое (2003 б).46Отношения человека носят содержательный характер; невозможно относитсявообще в принципе, отношения обязывают к рассмотрению их объектов.Отношение является целостным психологическим образованием, котороевключает различные компоненты, такие как сознание, чувство, воля, которые«представляют то процессуальное единство, которое выражается потенциальнок каждому объекту (Мясищев В.Н., 2003в, с.51).Отношения характеризуют личность, которая взаимодействует с объективнойдействительностью.
Именно они определяют и действия человека, и егопереживания. Согласно В.Н. Мясищеву, «личность характеризуется, преждевсего, как система отношений человека к окружающей действительности»(Мясищев В.Н., 2003б, с. 15). Формирование отношений происходит напротяжении всей человеческой жизни. В них человек проявляет себя какпредставителя определенного общества и культуры. Именно поэтому дляпонимания психологических отношений необходимо знать общественноисторические условия жизни человека, ведь у отношений есть природная основа.Отношениекправиламэтикетапредставляютсобойодиниз«потенциалов», который позволяет понять реальное поведение человека вконкретной ситуации. В связи с тем, что этикет является «потенциальной»характеристикой, наблюдение за ним не представляется возможным.
Егоизучение может быть произведено лишь на основании умозаключений, каксамого субъекта, так и непосредственно исследователя.Отношение к этикету относится к числу оценочных, поскольку на егоформирование влияет уже сформировавшаяся в обществе система критериевоценки поведения (Мещеряков, 2004). На основании этих положений мы можемговорить об еще одном критерии – оценочном, который подразумевает разнуюстепень значимости этикета для конкретной личности.Близнким по своему значению к понятию «отношение» является понятие«аттитюд» – социальная установка, которая активно изучалась в рамкахзарубежной психологии. Об этом упоминал и сам В.Н.
Мясищев. Главнымразличием данных понятий, по мнению автора, является осознанность. Так,47установки следует относить скорее к неосознанным отношениям, а отношения –к осознанным установкам. Имеется и другое отличие, сущность которого состоитвтом,чтоустановкахарактеризуетсяготовностью, аотношения–избирательностью. Кроме того, обязательным компонентом отношенияявляются эмоции, а для формирования установки эмоции не представляютсяособо значимыми (Мясищев В.Н., 2003. С. 119).Одно из первых определений понятия аттитюд принадлежит Г.
Олпорту,который говорил, что установка является состояниемготовности. Онаскладывается на основе опыта и оказывает направляющее и динамическоевлияние реакции личности относительно всех объектов или ситуаций, скоторыми он связан (Олпорт Г., 2002). Исходя из этого определения, следует, чтоаттитюды определяют действия людей, однако, немного позже выяснилось, чтоэто не совсем так. Популярное исследование Р. Ла-Пьера доказало, чтовыраженные установки могут не соответствовать реальному поведению.Объясняется это тем, что и выраженные установки, и поведение подвергаютсяпостоянному постороннему влиянию (Майерс Д., 1997).
В результате этого Д.Кац сформулировал определение аттитюда, как предрасположенности индивидак оценке какого-либо объекта как положительного или отрицательного. Онговорил о том, что установки включают как аффективный (чувство симпатии илиантипатии), так и когнитивный (знания) элементы, которые отражают объектустановки, его характеристики, его связи с другими объектами (Шихирев П.Н.,1979).В зарубежной психологии понятия аттитюда и ценностей можно найти каксвязанные между собой. У.Томас и Ф.Знанецкий использовали понятиеустановки в работе в 1918 году. Они определили, что ценность являетсяобъективнойсторонойустановки,следовательно,установкаявляетсяиндивидуальной, субъективной стороной социальной ценности.
Г. Айзенк всвоей статье говорит о том, что позитивные аттитюды в отношении сравнительноабстрактных объектов (свобода, честность, безопасность), которые разделяютсяшироким кругом людей, называются ценностями (Шихирев П.Н., 1979).48В контексте предложенной Д.А. Леонтьевым теории смысловой регуляцииповедения отношение к этикету можно рассматривать как выражение смысла,которым правила этикета обладают для субъекта. Понятие отношение вконцепции Д.А.Леонтьева сопоставляется с понятием смысловой диспозиции,которую он трактует как отношение к объектам и явлениям действительности,имеющим для субъекта устойчивый жизненный смысл, которое консервируетсяв форме фиксированной установки и проявляется в эффектах личностносмысловой и установочно-смысловой регуляции, не связанной с мотивомактуальной деятельности (Леонтьев Д.А., 2003, с.