Диссертация (Понятие ничто и принцип негативности в гегелевском абсолютном идеализме)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Понятие ничто и принцип негативности в гегелевском абсолютном идеализме". PDF-файл из архива "Понятие ничто и принцип негативности в гегелевском абсолютном идеализме", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Санкт-Петербургский государственный университетаэрокосмического приборостроенияНа правах рукописиПротопопов Иван АлексеевичПОНЯТИЕ НИЧТО И ПРИНЦИП НЕГАТИВНОСТИ ВГЕГЕЛЕВСКОМ АБСОЛЮТНОМ ИДЕАЛИЗМЕСпециальность 09.00.03 – история философииДиссертация на соискание ученой степенидоктора философских наукСанкт-Петербург 20142Понятие ничто и принцип негативности в гегелевском абсолютном идеализмеОглавлениеВведение………………………………………………………….................................5Глава I. Понятие ничто и принцип негативности духа в общем замыслегегелевской системы..………………...….......…........................................................161.1.
Понятие ничто и принцип негативности духа как абсолютного субъектанаучногопознания…………………………..…….……….....…………….........………………………….....161.2. Негативность в виде принципа самости и для себя бытия субстанции как абсолютногосубъекта в Феноменологии….........… ……...…………..................................................................401.3. Логический принцип негативности духа, осуществляющего себя в форме абсолютнойидеи…………………..………………………………………..……..................................................61Глава II.
Понятие ничто и негативность как принцип осуществления бытия в«Науке логике» Гегеля…………………....................................................................................712.1. Ничто как непосредственная негативность понятия и отрицательная природа бытиясущего…........……………….............................................................................................................712.1.1.Бытиеиничтовообще:непосредственноеединствотождестваиразличия….............…….….…...........................................................................................................712.1.2.
Реальность и отрицание в наличном бытии сущего………….….....................................902.1.3.Негативностьвналичномбытиисущегоипонятиеотрицанияотрицания............................................................................................................................................992.2. Негативность ничто как природа сущности всего сущего и суть бытия в видеопосредствующей себя негативности понятия..............................................................................10732.2.1. Сущность как рефлексия в самой себе и понятие ничто.……………………………..1072.2.2.
Негативность как единство противоположностей у Гегеля и понятие ничто вфилософии Канта………………………………..................….......................................................1282.2.3. Понятие негативности и принцип противоречия у Гегеля……....................................1412.2.4. Принцип отрицательного единства ничто и бытие сущего, мыслимое как реальнаядействительность ………….….......……........................................................................................1752.3.
Проблема бытия и понятие о сущем в спекулятивной Логике Гегеля……………….…..1862.3.1. Виды бытия и понятие о сущем в Логике Гегеля …….…............................................1862.3.2. Понятие о бытии как полагании в философии Канта и Гегеля…................................1972.3.3 Бытие как простое начало всего мыслимого сущего и абсолютная действительностьпонятия.
……….…………………….....................……………………………………………….2202.3.4. Объективность как бытие сущего и бытие само по себе в сфере понятия..................2242.4.Абсолютнаянегативностьничтокакконститутивныйпринциппонятия,осуществляющего себя в виде субъекта самого бытия ...............................................................2482.4.1.
Негативность как онтологический принцип понятия, мыслимого в виде субъекта вопределениях всеобщего, особенного и единичного...................................................................2482.4.2. Идея блага как абсолютная негативность понятия, лишенная в себе непосредственнойдействительности….........………....................................................................................................2612.4.3. Абсолютная идея как единый с самим собой безусловный субъект бытия, мыслимогов форме объективности……...….....................................................................................................268Глава III.
Понятие ничто и негативность как принцип реализации духа ввиде высшего сущего и абсолютного субъекта гегелевской системы....................2753.1. Переход от Логики к реальной философии в гегелевской системе и проект позитивнойфилософии у Шеллинга...................................................................................................................2753.2. Негативность и природа всеобщего разума, выражающего собственное бытие духа.Гегелевская система как абсолютный идеализм…...……………................................................29143.2.1.Понятиеабсолютногоидеализмав«Наукелогике»и«Феноменологиидуха»……………………….....……………….................................................................................2953.2.2.
Дух как сознающая себя моральная самость и высшее сущее……………...................3123.2.3. Самореализация всеобщего духа в отрицательном единстве разумной самости –совесть……………………………………………………………………………………………...3153.3. Негативность всеобщего духа как высшего сущего в его объективном бытии.Государство………..............…………………………………….....................................................3263.3.1. Государство как осуществление божественной субстанции в виде сознающего себяреального субъекта в единстве его понятия и действительности………………………….......3263.3.2.Принцип негативности и становление всеобщей самости объективного духа вгосударстве как абсолютном субъекте всемирной истории……………………………………3423.4.
Негативность как собственная самость и основание бытия абсолютного духа в видевысшего сущего…...............……………………….......................……..........................................3583.4.1. Абсолютный дух в форме представления. Религия откровения..................................3583.4.2. Негативность и абсолютный дух как высший субъект философского понятийногосамопознания ……………...................................……………………………………………..…..384Заключение....................................................................................................................................390Список литературы.....................................................................................................................4135ВведениеС именем Гегеля связан сам образ философии, познающей различные области бытия ввысшей форме разумного диалектического мышления. Выступая новым типом философии поотношению ко всей предшествующей метафизике, а также объединяя в себе классическиеформы постижения бытия с понятием полагающего себя в процессе познания субъекта,гегелевский абсолютный идеализм обусловил формирование главенствующих современныхнаправлений философского, исторического и общественного знания.
Гегелевская система смомента ее создания не испытывала недостатка во внимании, являясь предметом постоянногоинтереса в различных философских исследованиях, однако, определяющий для нее в целомпринцип негативности, вопреки его общей актуальности, остается во многом неосмысленным,а его связь с ее общепризнанными диалектическими и спекулятивными положениямифилософии Гегеля недостаточно раскрытой.Общая ограниченность многих исследований гегелевского идеализма связана, преждевсего, с тем, что принцип негативности не рассматривается в них целостным образом всоответствии с собственным замыслом его системы и в сущностном соотнесении с понятиемничто, выступающим онтологическим истоком этого принципа. Принцип негативностизачастую связывается только с формальной структурой диалектики, без выявления ееонтологических предпосылок, а понятие ничто определяется не как самостоятельный предметисследования, который обусловливает основные формы гегелевского спекулятивногомышления, а как пустое по содержанию, непосредственное отрицание, которое снимается всвоей неопределенности в процессе логического развития.
Определяющим моментомпонятия, связанного в гегелевской системе с принципом негативности, раскрывающегоконкретный смысл содержательно понимаемого ничто, выступает то, что понятие черезотрицательное соотношение с самим собой, полагает действительное бытие всего мыслимогосущего.
В этом отношении негативность имеет у Гегеля различные значения, имеющие одно ито же онтологическое основание в понятии.Негативность или отрицательность представляет собой в этом отношении у Гегеля непросто существенную идеальную форму понятия, она выражает процесс развития понятия вего абсолютном тождестве с действительностью. В современных исследованиях, предметомкоторых выступает понятие ничто, оно понимается обычно как имеющее ближайшееотношение к человеку, его положению в мире, тем самым, выявляется значение негативностикак основополагающей структуры его бытия. Однако предпосылки для подобного6осмысленияничтоприменительнокчеловеческойприроде,остаютсявомногомнераскрытыми и непроясненными.
При данном понимании бытия человека, хотя иподразумевается, что ничто вовсе не представляет собой только мысленное отрицание всегосущего, выступающее простой его противоположностью, не учитывается, однако, что оноимеет определенное отношение к бытию всего сущего. При осмыслении проблемычеловеческого существования в различных направлениях современной философии упускаетсято, что чем в большей мере человек пытается выступить в своем мышлении и конкретнойдеятельности действительным основанием своего бытия и всего остального мыслимого имсущего, тем в большей мере он сталкивается с ничто, как с истинной, но совершеннонеосмысленной им сущностью бытия вообще.Понятие ничто и принцип негативности для гегелевской философии, в которой ониопределялись положительным образом, являются в этом отношении решающимидляпонимания бытия вообще, и только на этом основании, для осмысления собственного бытиячеловека.