Диссертация (Черты личности в рефлексии и жизненных проявлениях человека), страница 16
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Черты личности в рефлексии и жизненных проявлениях человека". PDF-файл из архива "Черты личности в рефлексии и жизненных проявлениях человека", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 16 страницы из PDF
Она отвечает, по сути, за два высших (из пяти возможных, с точки зрения автора) уровня в общей организации психики (Карпов, 2007; Карпов, Климонтова, 2016). Четвертый, предпоследний уровень, который автор именует «макроуровнем», отведен собственно рефлексии. Она, по задумке автора, является максимально обобщенным процессом – в сравнениис традиционными когнитивными, аффективными, мотивационными и т.п. процессами. Наконец, рефлексия не чужда и пятому, высшему уровню.
На нем рефлексия объективно приводит ксвоеобразному «выходу за пределы системы психических процессов», и «сама эта система становится доступной для ее субъективной репрезентации и частичной произвольной управляемости» (там же: С. 26). Можно заключить, что этот уровень воплощает собой сознание.В другой системе психического, предлагаемой А. В. Карповым (2013б), особый статусрефлексии подчеркнут выделением связанных с ней процессов в особый, «третичный» уровень.Собственно психические процессы, интерпретируемые здесь как «первичные», ориентируютсяна внешнюю среду и являются материалом для «третичных», рефлексивных процессов. «Вторичными» процессами в этой иерархии оказываются метакогнитивные свойства, такие как «память о памяти», «мысли о мыслях» и т.д.
Конечно, метакогнитивные свойства сами по себе являются очевидной рефлексией.В этом плане «третичная» рефлексивность трактуется какнаиболее высокоорганизованный метакогнитивный процесс.Проблема рефлексии порождает универсальный, метасистемный подход (напр., Karpov,2015). Он предполагает «удвоение» объективной реальности (с которой изначально психикавзаимодействует), что выражается в появлении субъективной, или «отраженной» реальности.Собственно, здесь роль рефлексии очевидна. Личность (или индивидуальность) в метасистемном подходе трактуется как «система со встроенной метасистемой».
Встроенной метасистемойявляется социум, а личность является функциональной репрезентацией в индивидуальной пси-78хике социума и взаимодействий человека с социумом. Личность, тем самым, является своеобразным «удвоением социальной реальности» (Карпов, 2013а: С. 55-56). Поскольку системаличности (индивидуальности) значительно уступает метасистеме социума в своих мощностях,освоение этой метасистемы личностью требует «парциальности», выражающейся в очередности наступления событий. Это создает эффект, субъективно известный человеку как время.Таким образом, как отмечает автор, личность приобретает «временную системность» (там же:С.
59).И. Н. Семенов (2007: С. 109) определяет рефлексию как «созерцание осуществляющегосябытия посредством наблюдения человеком над совершающимся и переживаемым событием исодеянным в нем собственным поступком или осуществленной при этом деятельностью». Такое самонаблюдение рассматривается автором в качестве предпосылки самосознания личности.Авторский подход к изучению рефлексии осуществляется в нескольких ипостасях.
Во-первых,это исторический анализ понятия рефлексии. Во-вторых, это так называемое рефлексивнопсихологическое изучение творческой индивидуальности, представленное в анализе единичныхслучаев ярких личностей, оставивших следы рефлексивной деятельности. Примером тому стало изучение рефлексии русского ученого начала XX века Н. Я. Пярны (Деркач, Семенов, Балаева, 2005).
В-третьих, изучается роль рефлексии в образовательном, профессиональном и клиническом контекстах. В-четвертых, особой областью является изучение рефлексии в организации креативности и творческого мышления (Семенов, 2007).Рефлексия занимает ключевое место в исследованиях В. А. Петровского, в том числе – вмультисубъектной теории личности (В. А. Петровский, 1996, 2007) и модели четырех ресурсов(В. А. Петровский, 2008).
Качество субъекта предполагает функцию рефлексии. «Самовоспроизводство», обеспечиваемое рефлексией, является неотъемлемой частью субъекта (в сравнении,например, с «индивидом»). Рефлексия предполагает образ «того, что должно быть воспроизведено» (В. А. Петровский, 2007). Отражение себя в значимых других людях полагается какнеотъемлемое условие приобретения индивидом статуса субъекта. Тем самым человек «обре-79тает инобытие, идеальную представленность и продолженность в других людях». В определенный момент человек обнаруживает «факт несовпадения» своего Я «в себе и для себя» и своего «отраженного Я» – «бытия в другом и для другого».
Так, «развитие личности» и «расцветиндивидуальности» связываются автором с уникальной значимостью индивида для других и,надо полагать, в рефлексии индивидом этой своей значимости для других.Мультисубъектная теория В. А. Петровского включает в себя три концепции: надситуативной активности, инобытия в других и дуализма самосознания человека, под которым понимается уже обозначенное выше различие «Я в себе и для себя» и «Я в другом и для другого».Рефлексия является механизмом, который создает возможность для функционирования такихявлений.Мультисубъектная теория исходит из того, что личность человека представлена многимисубъектами, или «единомножием Я».
Выделяются два полюса личности: «индивидуальность»и «личностность». Личностность трактуется как погруженность человека в других людей. Индивидуальность, напротив, понимается как неповторимость и уникальность человека. Индивидуальность также понимается как «целокупность сопряженных форм субъектности индивида»(т.е. единомножие его «я»; В. А. Петровский, 2008: С.
83). Единомножие предполагает, покрайней мере, пять последовательных форм субъектности: трансцендентальный субъект, нуклеарный субъект, целеполагающий субъект, субъект установки, субъект поведения. Фактически,для того, чтобы быть «множеством субъектов», человек должен рефлексировать свое существование с различных точек зрения.В понимании единомножия Я автор, вслед заС. Л. Рубинштейном (1975/2003), использует метафору «республики субъектов» в личности(В. А. Петровский, 2007). Республика в этой метафоре означает акцент на равенстве: ни один изсубъектов (множества Я) не обладает верховной властью над остальными.Трансакционная модель Э. Берна является другим основанием для мультисубъектности.Опираясь на данные об отсутствии корреляций между разными позициями Я (в терминахЭ. Берна) В. А. Петровский еще раз ставит под сомнение идею целостности, единичности лич-80ности (там же).
Напротив, внутренние диалоги, свидетельствующие о единомножии, присутствуют как в повседневности, так и при решении человеком ключевых, экзистенциальных проблем. Внутренний диалог между разными Я был показан в том числе и эмпирически (исследование М. В. Анисимовой; цит. по: В. А. Петровский, 2007). В целом, в терминах трансактногоанализа, индивидуальность определяется автором как «совокупный потенциал эго-состояний».Петровский не отождествляет саморефлексию субъекта и его Я.
Я является более широким феноменом. В целом, отмечая традиционные трудности с определением Я, автор понимаетего как «культурно-обусловленное, укорененное в природе индивидуума, опосредующее егоактивность и придающее ему статус субъекта знаковое образование» (В. А. Петровский, 2014:С. 75). Возможны разные формы саморефлексии Я, включая переживание себя, созерцание себя, устремленность к себе и т.п.
Возможны и состояния Я без саморефлексии. В частности, таково трансгрессивное Я. Это некое «пострефлексивное» состояние: «за этой чертой мы чувствуем, есть ―что-то такое‖, о чем сами не знаем, хотя оно и созидается нами: новое Я, пред лежащее будущему постижению» (там же: С. 73). Трансгрессивное Я предполагает особую форму рефлексии, с выходом за границы «Я сам», создающую возможность увидеть «себя нового».Модель четырех ресурсов (В. А. Петровский, 2008), равно как и мультисубъектная теория личности, в значительной степени основана на рефлексивной теории В. А. Лефевра (2004;цит.
по: В. А. Петровский, 2008). Она различает несколько видов ресурсов активности субъекта. Различаются резервные, рабочие, внешние ресурсы активности, а также состоятельность,именуемая также «итоговым ресурсом активности». На психологическом языке резервный ресурс представляет собой то, что у агента есть, рабочий ресурс – то, на что он способен, внешний ресурс – возможности, предоставляемые ситуациями, а состоятельность – переживаемоеблагополучие.