Диссертация (Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике". PDF-файл из архива "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Edmund Carpenter: Explorations in Media & Anthropology // VisualAnthropology Review. Fall-Winter 2001-2002 vol.17 num. 2)106Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Кучково поле, 2007.107Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. — М.: Академический проект,2005.108Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. — М.: Академический проект,2005. Стр. 33109Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Кучково поле, 2007. Стр.28110McLuhan H.M., Carpenter E.S. Acoustic Space // Explorations in Communication. An Anthology // Edited byMcLuhan H.M., Carpenter E.S.; Beacon Press, Boston, 1960. P. 65-71111McLuhan H.M.
Media Log // Explorations in Communication. An Anthology // Edited by McLuhan H.M.,Carpenter E.S.; Beacon Press, Boston, 1960. P.180-183112Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. — М.: Академический проект,2005.30Однако наиболее полно и системно построение объективных суждений омедиа Маклюэн производит в конце своего творческого пути, развивая однииз перечисленных категорий, и отбрасывая другие.Средний период: 1967 – 1972 гг.ВторойпериодформированияконцепциимедиаМаклюэнахарактеризуется уточнением и углублением сформированного поля объектов,наделенных статусом медиа, как мы уже сказали выше.
Если в первыйпериод творчества Маклюэн двигался «вширь» поля изучения медиа, то навтором этапе он устремляется «вглубь», в частности за счет большегопогружения в историю искусства. В это время оформляется и циклическийхарактер модели Маклюэна. Однако, как пишет Марчанд, в это времяМаклюэн терпит много неудач – его книги этого периода оказываются менеевостребованыименеепонятысовременниками–идажеменеераспроданы113.В данный период выходят такие значимые работы Маклюэна всоавторстве с коллегами:«Через исчезающую точку: пространство в поэзии и живописи»(1968) (в соавторстве с Х.Паркером)114,«Война и мир в глобальной деревне» (1968) (в соавторстве сК.Фиоре)115,«От клише к архетипу» (1970) (в соавторстве с В.
Ватсоном)116,«Культура – наше дело» (1972)117,«Сегодня: менеджер вне системы» (1972) (в соавторстве сБ.Невиттом)118.113Marchand Ph. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger, MIT Press, 1998. Стр. 212McLuhan H.M., Parker H. Through the Vanishing Point. Space in Poetry and Painting. – NY: Harper & Row,1969.115Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. – М: АСТ, Астрель, 2012.116McLuhan H.M., Watson W. From Cliché to Archetype; Viking, NY, 1970.117McLuhan H.M.
Culture is Our Business. – NY: Ballantine Books, 1972.118McLuhan H.M., Nevitt B. Take Today: The Executive as Dropout. - NY: Harcourt Brace Jovanovich, 1972.11431Перечисленные выше работы значительно различаются между собой,но объединяет их то, что они предлагают более детальное, глубокоерассмотрение ряда проблем, выявленных Маклюэном ранее, в первый периодтворчества, в области участия медиа в формировании культурныхпредставлений, в частности о пространстве, которое становится ключевойкатегориейМаклюэнадляописаниямедиасреды.Маклюэнизучаетпредставления о пространстве в различных художественных стилях,сравнивает виды искусства между собой: литературу и живопись119, затемдобавляется театр.
Мы более подробно рассмотрим эти проблемы, когдабудем описывать модель социокультурной динамики Маклюэна в третьемпараграфе. В целом, эти проблемы представляют собой поиски ответов навопросы о механизмах участия медиа в общественных трансформациях.Маклюэн отходит от линии исследований медиа, заданных Иннисом иКарпентером, и ищет свой поворот, взгляд на проблему. В связи с этим в томчисле в данный период усиливается критическое отношение Маклюэна кмедиасреде современного ему общества. В частности он более четкофиксируютдвезначимыепроблемныеобласти:войнакакосновапериодизации общественного развития и массовая культура как набор клишепрошедших эпох, отсылающих к тем или иным паттернам общественногоустройства.Две эти темы связаны с историческим контекстом.
Что касаетсяиспользования медиа в войнах, то важным контекстом формированияконцепции Маклюэна выступает «холодная война», прошедшая за время сконца 1940-х до конца 1970-х стадии острого противостояния двух военнополитических блоков - апогей противостояния - Карибский кризис - ипотепление отношений. Анализ «информационных войн» - один из ключевыхаспектов изучения медиа, предпринятого Маклюэном. Еще в первый периодтворчества Маклюэн обращает внимание на то, как медиа способствуют119McLuhan H.M., Parker H. Through the Vanishing Point.
Space in Poetry and Painting. – NY: Harper & Row,1969. Стр.32формированию образов врага вмассовом сознании120, и вцеломхарактеризует современную ему эпоху как эпоху войны информации, вкоторой медиа оказывается сильнее традиционного оружия121. «Глобальнаядеревня» - во многом отражение страха всего человечества перед ядернойугрозой, что – вместе с развитием медийных технологий – формируетощущение единства жителей всей планеты. Но если в первый периодтворчества наблюдения о «военном потенциале» средств коммуникацииносили обрывочный характер (больше всего сказано – глава «Оружие» в«Понимании медиа»122), то в конце 1960-х Маклюэн предпринимает попыткуконцептуализировать всю историю развития средств коммуникации черезпризму истории войн.
Война представляется Маклюэну и его соавторуК.Фиоре как борьба между разными организациями опыта и знаний123. Побольшому счету, «информационные войны» XX (и XXI) столетия – этологическое продолжение предшествующих войн, за которыми всегда стоитсмена господствующей картины мира как главный «трофей» победителя.Война, по Маклюэну и Паркеру, также и «институт образования, которыйслужит тому, чтобы познакомить людей с новой технологической средой»124.В этот период творчества уточняется и детализируется периодизацияобщественных трансформаций и роли медиа в них через призму участиямедиа в войнах разного типа, в частности, как через войны происходитглобализация культуры.Распространениеопределенныхобразов,культурныхтакимценностейобразом,можетинорм,трансляциярассматриватьсякакразновидность «информационной войны».
Развитие электронных медиатесно связано с развитием массовой культуры. Массовая культура, поМаклюэну, формируется из образов, заимствованных из других культур и120McLuhan H.M. The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man. Toronto: Gingko Press, 2002. Стр. 17-19Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека.
— М.: Кучково поле, 2007. Стр. 390122Там же. Стр. 390 - 399123Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. – М: АСТ, Астрель, 2012. Стр. 16124McLuhan H.M., Parker H. Through the Vanishing Point. Space in Poetry and Painting. – NY: Harper & Row,1969. Стр. xxiv12133лишенных «старого» контекста, что удобно для трансляции в рамках«военных действий». Массовая культура принципиально отличается откультуры элитарной, которую Маклюэн изучал до этого; также как и откультуры народной, которую изучали антропологи, с которыми Маклюэнтесно сотрудничал в 1950-х годах. В своих работах Маклюэн подвергаеткритическомуанализусоциальноеявлениемассовойкультуры125,рассматривая вместе с В.Ватсоном медиа как «клише», которое организуетопыт и знания в тех или иных формах, оторванных от «архетипов»126.Именно через идею клише, по мнению самого Маклюэна, он приходит кциклической форме модели социокультурной динамики, так как клише нановых этапах развития медиасреды возвращают прошлые представлениячерез отсылку к архетипам127.
Книга «Культура - наше дело» посвященаанализу рекламы и ее роли в обществе потребления128, через более близкий кхудожественному,чемкнаучномустиль,онаиллюстрируетидеивозвращения представлений через клише, высказанные в предыдущей работеМаклюэна. Таким образом, в этот период уточняется модель общественныхтрансформаций, более подробно объясняется механизм ее циклическогодвижения.В течение своей жизни Маклюэн наблюдал смену видов электронныхсредств коммуникации, которая по своей скорости, возможно, превышает ту,что переживаем мы: родившись в то время, когда в ходу был гужевойтранспорт, Маклюэн умер в эпоху спутникового телевидения и ЭВМ 4поколения. Запуск первого искусственного Спутника Земли в 1957 году ипоследовавшее развитие спутниковых сетей нашел отражение в работахМаклюэна.