Диссертация (Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике". PDF-файл из архива "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Ю.М. Лотман о трех функциях текстов // Юрий Михайлович Лотман / Под. ред. В.К. Кантора.- М.: РОССПЭН, 2009, с. 294-309. Стр.295-297162Лотман Ю.М. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства / Предисл. С. М.Даниэля, сост. Р. Г. Григорьва. - СПб.: Академический проект, 2002. - 543 с. С. 58-78. Стр. 59163Там же. Стр. 62164Там же. Стр. 6245Следующий логический шаг после концептуализации понятия медиа вконцепции Маклюэна – это концептуализация понятия медиасреды.
Преждевсего, необходимо уточнить, что Маклюэн использует термин «environment»(«среда»), подразумевая под этим среду, сформированную медиа. Этосоответствует логике его представлений о медиа: с его точки зрения,практически весь окружающий мир современного общества состоит изсредств коммуникации, в нем не осталось практически ничего нетронутогочеловеком.
В этом редуцировании всей среды общества до средыискусственно созданной присутствует, с одной стороны, объективное знаниео вытеснении природы за рамки социального мира: «Все средствакоммуникации и технологии, языки и вооружение создают новую среду илиареал, который становится пространством для новых видов и технологий.Эволюционным ареалом со времен Дарвина считалась былая природа,которую мы ныне превзошли благодаря спутникам и радарам»165. С другойстороны, в этом своеобразный жест того времени, связанный с осознаниемтого, что социальный мир достиг границ планеты, на которой живетчеловечество. Последователи Маклюэна все-таки предпочитают в своихработах использовать уточнение, что речь идет о среде, сформированноймедиа,иупотребляютслова«mediaenvironment»,«communicationenvironment», «information environment»166 и т.д.
Чтобы обозначить, что речьидет о среде в понимании Маклюэна, мы будем использовать в даннойработе «медиасреда»167. Дж.Лисс отмечает решающую, «каталитическую»165Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. – М: АСТ, Астрель, 2012. Стр. 219Postman N. The Humanism of Media Ecology // Proceedings of the Media Ecology Association, Volume 1,2000. P. 10-16167В своей кандидатской диссертации Юхвид Е.Н.
называет это «информационно-коммуникативнойсистемой общества». В своей работе она пишет, что, исходя из теории Маклюэна, эту систему следуетрассматривать «как своего рода сложную матрицу социальных кодов, заключенных в средствахкоммуникации, которые обеспечивают хранение и передачу смыслов и значений, регулирующихдеятельность, поведение, общение и обеспечивающих преемственность поколений в обществе.Трансформация данной системы тесно связана с изменениями социальных способов кодированияинформации в средствах коммуникации». Юхвид Е. Н. Социально-философский анализ информационнокоммуникативной системы общества в концепции М.
Маклюэна : диссертация кандидата философских наук: 09.00.11[Место защиты: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ], Москва, 2007. Однако, на наш взгляд,не совсем корректно называть среду системой, поэтому мы будем употреблять термин «медиасреда».16646роль Маклюэна в изучении медиа168, вызванную как раз тем, что мир медиа(впервые в работах Маклюэна) конституируется как отдельная среда.Медиасреда Маклюэна во многом тожественна понятию «семиосферы»Лотмана, которое происходит от импликации свойств биосферы и ноосферына представление о культурных кодах, ценностях и т.д.
Лотман такописывает семиосферу: «Представим себе в качестве некоторого единогомира, взятого в синхронном срезе, зал музея, где в разных витринахвыставлены экспонаты разных эпох, надписи на известных и неизвестныхязыках,инструкцииподешифровке,составленныеметодистамипояснительные тексты к выставке, схемы маршрутов экскурсий и правилаповедения посетителей.
Поместим в этот зал еще экскурсоводов ипосетителей и представим себе это все как единый механизм (чем, вопределенном отношении, все это и является)»169. Именно такой мозаикой изкодов, водоворотом170 предстает для Маклюэна медиасреда, в которойсоединяютсявразличныекомбинациисредствакоммуникации:«Технологичная окружающая среда столь же символична, как и метафора»171.Маклюэн пытается воссоздать эту среду в книге «Культура – наше дело»172,котораясостоитизгазетныхвырезок,цитат,обрывковтекста,расположенных в мозаичном порядке, показывая разрыв между книжной имассовой культурой – настолько не конвенционально смотрится в книгенабор различных сообщений.Маклюэн использует понятие «клише» и «архетипов» для анализамедиасреды.
Медиа, в его понимании, это клише, которые отсылают кархетипам, но вырваны из их контекста173.168Liss J. The Heat and the Light: Towards a Reassessment of the Contribution of H. Marshall McLuhan //Canadian Journal of Communication #14, Winter 1989 p.1-21169Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: «Искусство СПб», 2000. Стр. 254170McLuhan H.M. The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man. Toronto: Gingko Press, 2002. Стр.8-9171Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне.
– М: АСТ, Астрель, 2012. Стр. 69172McLuhan H.M. Culture is Our Business. – NY: Ballantine Books, 1972.173Gordon W.T. By a Commodius Vicus: From Cliché to Archetype to Cliché // Journal of Visual Culture, 2014.Volume 13, n.1 p. 48-5147Как с точки зрения Маклюэна, так с точки зрения Лотмана, медиасредаили семиосфера постоянно трансформируется, изменяется. Маклюэн пишет о«вечном взаимодействии»174 («perpetual interplay»), в котором находятсяклише, Лотман о том, что «все элементы семиосферы находятся не встатическом, а в подвижном, динамическом соотношении, постоянно меняяформулы отношения друг к другу»175. Маклюэн писал, что предлагает«коммуникационную теорию трансформации, тогда как все остальные –только передачи («transportation»)»176.«Скрещивания, или гибридные соединения средств коммуникации,высвобождают великую новую силу и энергию, сопоставимую с той, какаявысвобождается при расщеплении ядра или термоядерном синтезе»177, - здесьМаклюэн указывает на свойство эмерджентности медиасреды – «(от англ.emergence — возникновение, появление нового) — внезапно возникающеекачество в меняющейся, эволюционирующей системе»178, которое несводится к сумме качеств тех медиа, которые ее формируют.
Медиа,образующие среду, находятся в сложных отношениях между собой, влияютдруг на друга.Также общее у Лотмана и Маклюэна – идея «взрыва» в культуре.Маклюэн и Фиоре пишут о десяти ключевых «громах», заимствуя метафоруиз «Поминок по Финнегану» Дж.Джойса, прогремевших для культуры, тоестьизменившихееконфигурациюипринятыеустановки:1)распространение речи; 2) распространение одежды и начало использованияоружия против других людей; 3) специализация труда, распространениетранспорта, городов; 4) распространение денег, рынков и базаров; 5)распространение174книгопечатания;6)промышленнаяреволюция;7)McLuhan H.M., Watson W.
From Cliché to Archetype; Viking, NY, 1970 стр 57Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: «Искусство СПб», 2000. Стр. 254176Liss J. The Heat and the Light: Towards a Reassessment of the Contribution of H. Marshall McLuhan //Canadian Journal of Communication #14, Winter 1989 p.1-21177Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека.
— М.: Кучково поле, 2007. Стр. 408178Начала современного естествознанияhttp://estestvoznanie.academic.ru/1419/%D0%AD%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C#sel=4:1,4:2017548распространениеэлектрическогосвета,телеграфа,телефона;8)распространение кино, поп-арта и радио; 9) распространение автомобиля исамолета; 10) распространение телевидения179. Сама идея «взрыва» всоциокультурной динамике приходит в том числе из работ историка ифилософа техники Л.Мамфорда, чьи ранние работы о развитии городовпослужили пищей для раздумий Маклюэна, а работа которого 1967 года, тоесть вышедшая фактически одновременно с «Войной и миром в глобальнойдеревне», предлагает близкие, тождественные идеи: «Любое проявлениечеловеческой культуры от ритуала и речи до костюма и социальнойорганизации–вконечномсчёте,нацеленонаперемоделированиечеловеческого организма и самовыражение личности»180.
Таким образомидея «взрыва» или «грома» у Маклюэна может быть сопоставлена с идеей«взрыва» в культуре у Лотмана, под результатами которых он, как иМаклюэн и Фиоре, понимает «полную перемену всего образа жизни людей ивсехихкультурныхпредставлений»181,котораяпротивопоставленастабильности постепенных последовательных изменений182.Со взрывом у Маклюэна связана и метафора «вихря» («vortex»),которая характеризует состояние медиасреды и пришла, по мнениюОнуфрийчука183, из британского авангардного движения «вортицизм»(«vorticism»), лидером которого был один из кембриджских учителейМаклюэна Уиндем Левис.
В 1914 году Левис выпустил авангардный журналманифест «Blast»184, название которого происходит от биологическоготермина «бластодерма»185 («клеточный слой, возникающему в результате179Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне. – М: АСТ, Астрель, 2012. стр 55-57Мамфорд Л. Миф машины.
Техника и развитие человека. – М.: Логос, 2001. Стр. 18181Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: «Искусство СПб», 2000. Стр. 623182Там же. Стр. 18183Onufrijchuk R. F. Object as Vortex: Marshall McLuhan & Material Culture as Media of Communication // PhDthesis, 1998.184Lewis W. Blast 1 (revised edition). - Gingko Press Inc, 2009.185McLuhan H.M. Counterblast 1954 Edition / with Foreword by Gordon T., Afterword by Lamberti E.
//transmediale, festival for art and digital culture, Berlin, in cooperation with Ginko Press, NY, 2011.18049дробления куриного яйца»186). Название журнала выступало в ролиметафоры, обозначающей точку роста новых представлений о мире,возникшую после социального «дробления»187. В этом журнале188 Левис исоавторы описывают дисбаланс между мыслями и чувствами людей,живущих в технологическом мире до Первой Мировой войны189. В середине1950-х годов, в начале первого периода творчества, Маклюэн издает на«идеалистические» публикации Левиса ответ - самодельный журналманифест «Counterblast», «состоящий из 18 страниц в ярко-голубой обложке,напечатанных на мимеографе и скрепленных 3 скобками»190.
В этот журналманифест входит текст, в котором Маклюэн дает первое определение своемупониманию медиа и кратко очерчивает историю медиа в западнойцивилизации с позиций своего подхода. Уже здесь проявляется критическийподходМаклюэна,которыйутверждает,чтодальнейшееразвитиетехнологии ставит под сомнение осуществление мечты об идеальном мире191,а также уже здесь формируются в зачаточном виде представления о том, чтомедиасреда незаметна в повседневности, что нужна «контр-среда», для того,чтобы осознать воздействие медиа192.Таким образом, представление о медиа Маклюэна во многом вырастаетиз традиций формализма в искусствоведении, а также достаточно близко спредставлениями Лотмана о тексте. Понятия медиасреды и семиосферымогут значительно обогатить друг друга при сопоставлении, так как иМаклюэн, и Лотман указывают через них на сложное устройство культуры,включающей в себя семиотическое пространство, состоящее из множествапластов, находящихся друг с другом в разных отношениях, постоянно186Большая медицинская энциклопедия.
Электронный ресурс, режим доступа:http://bigmeden.ru/article/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0187Данная интерпретация предложена автором диссертационного исследования.188Lewis W. Blast 1 (revised edition). - Gingko Press Inc, 2009. – 176 p.189McLuhan H.M. Counterblast 1954 Edition / with Foreword by Gordon T., Afterword by Lamberti E. //transmediale, festival for art and digital culture, Berlin, in cooperation with Ginko Press, NY, 2011.190Там же.191Там же.192Там же.50движущихся,трансформирующихся.Приэтомпомимопостепенныхизменений, в социокультурной динамике происходят так называемые«культурные» взрывы, когда все представления кардинально меняются. Дляуниверсалистской концепции Маклюэна эти взрывы становятся основнымпредметом исследований.1.2.3.