Диссертация (Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике". PDF-файл из архива "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
1На правах рукописиЧумакова Варвара ПавловнаКОНЦЕПЦИЯ ГЕРБЕРТА МАРШАЛЛА МАКЛЮЭНА: МЕДИА ВСОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕСпециальность 24.00.01 – «Теория и история культуры»Диссертацияна соискание ученой степени кандидата культурологииНаучный руководитель:Покровский Никита Евгеньевич,доктор социологических наук, профессорМосква 20152ОГЛАВЛЕНИЕОглавлениеОГЛАВЛЕНИЕ ........................................................................................................ 2 ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................. 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯИЗУЧЕНИЯ РОЛИ МЕДИА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕМ.МАКЛЮЭНА ....................................................................................................
25 §1. Обзор работ, формирующих концепцию медиа М.Маклюэна: основныепериоды и их контекст....................................................................................... 25 §2. Концепция медиасреды М.Маклюэна: основные понятия и сходства сдругими концепциями .......................................................................................
37 1.2.1. Крайний универсализм Маклюэна: границы применимости ........... 38 1.2.2. Вербальная структура медиа и представление об особой средемедиа: сходство М.Маклюэна и Ю.М.Лотмана ........................................... 42 1.2.3. Медиасреда и культуры повседневности: метафоры «фигуры» и«фона» у М.Маклюэна и Г.Гарфинкеля ....................................................... 50 §3. Влияния исследователей 20 века на формирование методологииМ.Маклюэна ....................................................................................................... 53 1.3.1. «Космические» метафоры в периодизации социокультурнойдинамики: «констелляции» В.Беньямина и «галактики» М.Маклюэна.... 54 1.3.2.
«Культурная предрасположенность» медиа: влияние Г.Инниса наконцепцию М.Маклюэна................................................................................ 61 1.3.3. Разные типы восприятия пространства с помощью медиа: влияниеЭ.Карпентера на концепцию М.Маклюэна .................................................. 69 ВЫВОДЫ ИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ .........................................................................
77 ГЛАВА 2. РЕКОНСТРУКЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИМАКЛЮЭНА О РОЛИ МЕДИА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКЕ ... 81 §1. Модель социокультурной динамики М.Маклюэна .................................. 81 §2. Медиа в социокультурной динамике западного общества в концепцииМ.Маклюэна и ее интерпретациях ................................................................... 95 3§3.
Интерпретации концепции М.Маклюэна в рамках направлениямедиаэкологии .................................................................................................. 108 2.3.1. Медиаэкология как постнеклассическая наука ............................... 108 2.3.2. Борьба культуры и технологий в концепции «технополии»Н.Постмана ....................................................................................................
117 2.3.3. Конструирование субкультур и контркультур с помощью медиа:«обобщенное где угодно» Дж.Мейровица ................................................. 127 ВЫВОДЫ ИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫ ....................................................................... 133 ГЛАВА 3. КУЛЬТУРНЫЕ ПАТТЕРНЫ МЕДИА В КОНЦЕПЦИИМ.МАКЛЮЭНА: ЭМПИРИЧЕСКАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ .............................. 138 §1.
Использование паттернов медиа для анализа изменений медиасреды вРоссии ................................................................................................................ 140 §2. Паттерн степени гомогенности пространства......................................... 147 §3. Паттерн степени жесткости внешних границ .........................................
158 §4. Паттерн степени централизованности пространства ............................. 165 §5. Паттерн направленности движения в пространстве .............................. 170 §6. Паттерн жесткости внутренних границ ................................................... 175 ВЫВОДЫ ИЗ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ ......................................................................
181 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................................... 189 БИБЛИОГРАФИЯ ............................................................................................... 196 ПРИЛОЖЕНИЯ ................................................................................................... 213 Приложение №1.
Общая характеристика исследования ............................. 213 Приложение №2. Таблица информантов ....................................................... 215 Приложение №3. Гайд интервью ........... Ошибка! Закладка не определена. Приложение №4. Пример интервью ...... Ошибка! Закладка не определена. 4ВВЕДЕНИЕАктуальность исследованияСоциокультурная динамика уже давно считается одним из важнейшихпредметов исследования в социальных и гуманитарных науках.
В разныеисторические периоды те или иные факторы, влияющие на нее, выходят напервый план, привлекая внимание ученых. Если некоторое время назадмедиавоспринималисьбольшинствомисследователейкакто,чтовоспроизводит культурные ценности и нормы1, то есть участвует всоциокультурной динамике в качестве инструментального, утилитарногосредства, то с развитием телевизионных форматов, а также Интернета,компьютерных и мобильных технологий, исследователи все большеобращают внимание на то, что роль медиа в социокультурной динамикеболее сложна, не так прямолинейна и требует более глубокого осмысления.Маршалл Маклюэн одним из первых обратил на это внимание ипроанализировалсложнуюрольмедиа.Однакоболееизвестными(переводимыми на другие языки и переиздаваемыми) оказались его ранниеработы (первой половины 1960-х годов), в которых нет того обобщающегопосыла, который есть в работах позднего периода (второй половины 1970-хгодов).
Поэтому, хоть его вклад и признается повсеместно, в связи свышеназванными обстоятельствами и поэтичностью свои работ Маклюэн досих пор воспринимается отдельно от основного поля медиатеорий и егоисследования редко используются в качестве теоретической базы. Широкоже известные фразы и метафоры Маклюэна (например, «глобальнаядеревня»,1«средствокоммуникацииестьсообщение»,«галактикаНапример: Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованноесоциальное действие // Макаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире.
М: Аспект-пресс, 2000.С. 138-149.5Гутенберга» и т.д.2), напротив, тиражируются столь избыточно, что смыслих стерся.Однако,нанашвзгляд,многиесовременныеисследованияподтверждают гипотезы, в изобилии присутствующие в работах Маклюэна.Это вызвало новую волну интереса к идеям Маклюэна в 2010-е годы3.Современные исследователи медиа, опираясь на его работы и развиваянекоторые положения, описывают процессы в современных медиа исовременной культуре. Данная работа тоже относится к этой «новой волне»и предлагает реконструированную модель социокультурной динамикиМаклюэна, которая анализирует медиа с точки зрения того, каким способомони конструируют реальность, какие клише используют и какую, исходя изэтого, формируют культурную среду общества. Это все необходимо для того,чтобы определять изменения в представлениях о мире, доминирующих вданный момент.Изучение участия медиа в социокультурной динамике занимаетзначительное место в работах Маклюэна.
Более того, он считал, что онединственный предлагает «трансформационную теорию медиа», тогда каквсе остальные «трансмиссионную»4 (под последней имеется в виду модель, вкоторой медиа только передают сообщения, но не изменяют его). Идея о том,что сфера медиа постоянно изменяется, проходит красной нитью черезработы Маклюэна разных лет. Вокруг этих изменений выстраивается логика,позволяющая объяснить способ конструирования реальности, присущийтому или иному медиа. Концепция социокультурной динамики Маклюэна,относящаясясовременную2к«циклическойэпоху,посколькупарадигме»5,позволяетвсеболееактуальнапроанализироватьвгенезисНиколаев В.Г. Герберт Маршалл Маклюэн и его книга «Понимание средств коммуникации» //Отечественные записки, 2003.
№4 (13). Электронный ресурс, режим доступа: http://www.stranaoz.ru/2003/4/gerbert-marshall-maklyuen-i-ego-kniga-ponimanie-sredstv-kommunikacii3Guins R. The Present Went This-A-Way: Marshall McLuhan’s Understanding Media: The Extensions of Man @50 // Journal of Visulal Culture, 2014. Volume 13, n.1 p. 3-134Liss J. The Heat and the Light: Towards a Reassessment of the Contribution of H. Marshall McLuhan // CanadianJournal of Communication, 1989 # 14(4-5). P.
1-29.5Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве / [Отв. ред. Н.А.Хренов]; Гос. ин-т искусствознания Мва культуры РФ; Научный совет «История мировой культуры». – М.: Наука, 2004.6способов конструирования представлений о мире, присущих медиа, и волныих повторяемости в культуре. Очевидно, что во все времена в культуреможно встретить практически все способы конструирования представлений омире, но в разные эпохи доминируют разные способы.