Диссертация (Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике". PDF-файл из архива "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Его идеи представлены также впубличных выступлениях на телевидении и интервью массовым изданиям,8788Gordon W. T. McLuhan: A Guide for the Perplexed (Guides for the Perplexed). 2010. Kindle Edition.Marchand Ph. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger, MIT Press, 1998.26так как в 1960-е годы его фигура на время стала весьма популярной.Помогают глубже понять его концепцию и многочисленные письма изаметки в записных книжках ученого, часть из которых была издана в видекниг и опубликована на Интернет-сайтах после его смерти.В первую очередь, для рассмотрения формирования концепции о ролимедиа в социокультурной динамики Маклюэна необходима периодизация еготворчества, которая отражала бы этапы этого пути.
Подробная периодизацияжизни Маклюэна представлена Ф.Марчандом: 1911-28 гг., 1928-34 гг., 193436 гг., 1936-40 гг., 1940-46 гг., 1946-51 гг., 1951-58 гг., 1958-64 гг., 1964-67гг., 1967-68 гг., 1968-72 гг., 1972-79 гг., 1979-80 гг.89, однако нам она несовсем подходит, так как отражает в большей степени контекст, в которомформировалась концепция, нежели те ее содержательные повороты (то, чтопроисходит именно в текстах за авторством Маклюэна, а не в его жизнивообще), которые стали принципиальными для модели социокультурнойдинамики. Поэтому на основании периодизации Марчанда и выявленияспецифики объектов исследования и используемых инструментов дляанализа в работах Маклюэна, мы считаем, что необходимо выделитьследующие три крупных периода: ранний период (1946 – 1967 гг.); среднийпериод (1967 –1972 гг.); поздний период (1972 – 1979 гг.).
Период 1979-80 гг.– время тяжелой болезни Маклюэна90, когда уже трудно говорить оразработке научных концепций ученым.Исследователитакжеобращаютвниманиеназначимость«подготовительного» периода (1930-40-е годы), когда Маклюэн занималсялитературнойкритикой.Получивстепеньмагистраидоктораискусствоведения в Кембридже, Маклюэн вернулся в Новый Свет,продолжая переписку с британскими модернистами и заведя знакомства самериканскими критиками и писателями.
По словам И.Б.Архангельской91, в89Marchand Ph. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger, MIT Press, 1998.Там же. Стр. 27091Архангельская И. Б. Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. – М.:Издательство Московского Университета, 2007. Стр. 1309027это время Маклюэн обращает внимание на приемы, которые кинематографзаимствует у литературы. Основательная монография Е.Ламберти, разбираяего приемы, показывает, что Маклюэн первым «открыл для традиционныхформ критики новые формы массовой коммуникации и культуры»92.
Однакомы в данном исследовании сфокусируемся на изучении творчестваМаклюэна, в котором он осознанно пишет о медиа, и таким образом,«подготовительный период» не рассматриваем.Ранний период: 1946 – 1967 гг.Этот период можно рассматривать как период подбора «оптики»изучения медиа в творчестве Маклюэна. В 1946 году, как пишет Марчанд93,Маклюэн после обучения за рубежом и поисков дома переезжает(фактически окончательно) в Торонто и начинает преподавать в колледжепри Университете Торонто, где знакомится со многими учеными в областикоммуникации, медиа, культуры, антропологии, которые влияют настановление его концепции. Этот период заканчивается, когда в 1967-68 гг.Маклюэн приезжает в Нью-Йорк, уже будучи известным экспертом в областимедиа, и эта поездка, на наш взгляд, меняет его подход к изучению медиа,позволяя обратить внимание на отдельные аспекты, а не на все целиком.В этот период выходят такие ключевые работы:«Механическая невеста: фольклор индустриального человека»(1951)94,«Галактика Гутенберга: становление человека печатающего»(1962)95,92«Понимание медиа: внешние расширения человека» (1964)96,«Средство коммуникации – это «век масс» («massage») (1967)97.Lamberti, Elena (2012-02-28).
Marshall McLuhan's Mosaic: Probing the Literary Origins of Media Studies (p.266). University of Toronto Press. Kindle Edition.93Marchand Ph. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger, MIT Press, 1998.94McLuhan H.M. The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man. - Toronto: Gingko Press, 2002.95Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. — М.: Академический проект,2005.96Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека.
— М.: Кучково поле, 2007.28Три первые перечисленные книги – это три «атласа звездного неба»,если развить метафору «галактик», которую автор применяет в них кисторическим периодам развития культуры. В этих атласах мало объяснений,аргументация имеющихся интерпретации зачастую не выдерживает критики,но ценность этих работ в том, что в них произведена попытка собратьразрозненные, разнообразные данные о максимально возможном количествепроявлениймедиа.Наблюдениям,собраннымвкниге,нехватаетсистемности и последовательности изложения.
Как пишет сын МаклюэнаЭрик, «Понимание медиа» предполагало использование поэтических техникпробуждения читателя98, что можно экстраполировать и на другие работыэтого периода, так что на момент их написания и нельзя было говорить окакой бы то ни было системности, так как, по сути, происходило созданиеязыка,спомощьюкоторогопредлагалосьописыватьмедиакаксамодостаточный объект исследования, чего прежде не происходило внаучной мысли.В это время Маклюэн находится под влиянием исследованийполитэкономиста Гарольда Инниса99 и антрополога Эдмунда Карпентера100,которые обуславливают его интерес к медиа в истории западнойцивилизации, с одной стороны, и к медиа у устных племен (африканских,народов крайнего севера и пр.), с другой стороны.Начиная, как и многие другие конвенциональные исследователимедиа101, с анализа прессы, радио, кино102, Маклюэн уже тогда включаетрекламные объявления в свой фокус внимания, говоря о том, что они создают«типическую визуальную образность нашей среды»103.
Затем происходитрасширение круга объектов изучения в два этапа: через погружение в97McLuhan H.M., Fiore Q. The Medium is the Massage: An Inventory of Effects. – USA: Penguin books, 1996.McLuhan H.M., McLuhan E. Laws of Media: The New Science, University of Toronto Press, 1992. Стр. viii99Onufrijchuk R. F. Introducing Innis/McLuhan concluding: the Innis in McLuhan “system” // The AustralianJournal of media & culture. 1993.
Vol.7 n.1100Prins H.E.L., Bishop J. Edmund Carpenter: Explorations in Media & Anthropology // Visual AnthropologyReview. Fall-Winter 2001-2002 vol.17 num. 2101Например, Р.Мертон, П.Лазарсфельд, У.Шрамм, А.Моль102McLuhan H.M. The Mechanical Bride: Folklore of Industrial Man. - Toronto: Gingko Press, 2002. Стр.5103Там же. Стр. 79829историю западного общества Маклюэн включает в свою модель артефакты,технологическиеизобретенияразличныхэпох104,ачерезанализсовременного ему общества – инновационные технологии 20 столетия,например, автомобиль, самолет, телевидение105, ЭВМ и т.д106.Уже в этот период Маклюэн предлагает основу периодизации этаповобщественной трансформации и описывает часть ее механизмов.
Маклюэнпостулирует циклическое развитие медиа, однако пока что большесфокусирован на описании линейных переходов. На данном этапеформулируются основные категории, которыми Маклюэн оперирует, говоряо медиа и трансформации общества: «галактики»107 общественного развития,«глобальнаядеревня»108,«горячие»и«холодные»медиа109.Такжепоявляются важные категории, которые будут наиболее полно описаны вконце жизни, пока же находятся на периферии: «акустическое» и«визуальное» пространства110, среда медиа111. Больше всего на данном этапеМаклюэн концентрируется на развитии медиа в Новом Времени (15-19века)112, что служит отправной точкой для анализа современного этапа.104Маклюэн М.
Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. — М.: Академический проект,2005.105К началу 1960-х в США массово распространяется телевидение, что вызывает обширные публичныедискуссии о его влиянии на общество. Маклюэн в это время работает над проектом «Понимание новыхмедиа», заказанном Национальной Ассоциацией Образовательного Вещания США (National Association ofEducational Broadcasters), в котором впервые обращается к подробному анализу телевидения (McLuhan H.M.Report on Project in Understanding New Media, 1960.
Электронный ресурс, режим доступа:https://mcluhangalaxy.wordpress.com/2014/11/19/report-on-project-in-understanding-new-media-1960-availableonline/). «Целью проекта была разработка программы по изучению медиа в 11 классе для того, чтобыпознакомить учеников и учителей с «разнообразными и часто противоположными свойствами и эффектамимедиа», однако результат работы ученого не был высоко оценен, так как «не соответствовал ни ожиданиямбюрократов в сфере образования, ни принятым правилам написания академических текстов». В результатепосле доработки собранный материал трансформировался в книгу «Понимание медиа: внешние расширениячеловека» (Prins H.E.L., Bishop J.