Диссертация (Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике". PDF-файл из архива "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Report on Project in Understanding New Media, 1960. Электронный ресурс, режим доступа:https://mcluhangalaxy.wordpress.com/2014/11/19/report-on-project-in-understanding-new-media-1960-availableonline/39Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. — М.: Кучково поле, 2007. Стр. 25,стр.340.40Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, Хранитель, 2006.3111подхода, которые рассматривают социокультурную динамику линейно и,прежде всего, сфокусированы на «сегодняшней истории», то есть в силусвоих методологических ограничений не затрагивают вопросы историческойпериодизации роли медиа в культуре41. Во-вторых, сюда относятся работыУ.Шрамма42 и коллег, которые рассматривали исторический аспект ролимедиа в социокультурной динамике, но исходя из того, что медиавоспроизводят политические установки.
Сравнение подхода Маклюэна сподходами Мертона и Шрамма показывает его специфику43.Пятая группа - работы авторов, с которыми Маклюэн не был знаком,но при этом сегодня мы можем обнаружить сходство идей Маклюэна с ихидеями. В целом, формирование идей Маклюэна приходится на времяосмысления перехода от индустриального к постиндустриальному обществу.В это время огромное число исследователей обратилось к вопросамсоциокультурной динамики и роли медиа в ней. Дж.Бенижер44 приводитсписок из нескольких десятков ключевых авторов 1950-70-х годов,предложивших свое название для нового общества или новой культуры,сформировавшейся благодаря информационным технологиям.
Но многиеисследователи середины 20 столетия были охвачены своего рода эйфориейперед новыми технологиями, в которых они видели некий принципиальноновый этап развития общества, однако сегодня вопрос о том, когда именноначался «новый» этап и каковы его принципиальные отличия от прошлого,оказывается более сложным и требующим комплексного рассмотрения.Во-первых, это работы А.Моля45, который внес большой вклад висследованиесоциокультурнойдинамики,рассмотревмеханизмыформирования циклов в культуре, а также введя понятие «мозаичной41Мертон Р.
Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ, Хранитель, 2006.Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Национальный институт прессы,ВАГРИУС, 1998.43Более подробно в статье: Чумакова В.П. Роль Герберта Маршалла Маклюэна в социологии медиа иформировании научного направления «медиаэкологии» // Медиаскоп, №1, 2015.44Beniger J.
The Control Revolution: Technological and Economic Origins of the Information Society. – USA:Harvard University Press, 1989.45Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Предисл. Б. В. Бирюкова. Изд. 3-е. — М.: ИздательствоЛКИ, 2008.4212культуры». Несмотря на то, что Моль никогда не отождествлял средствокоммуникации и сообщение46 и в целом не был знаком с работами Маклюэна,точно также как и Маклюэн не был знаком с работами Моля, выводы обоихисследователей относительно мозаичной культуры, присущей западнойцивилизации, во многом совпадают.Во-вторых, это работы по семиотике культуры Ю.М.Лотмана47, скоторым у Маклюэна, несмотря на разделенность железным занавесом, мыобнаружили много общего и в представлении об особой среде –«семиосфере», и в обращении к идее «взрыва» в социокультурной динамике.Сам Лотман познакомился с фрагментами концепции Маклюэна в концежизни в 1980-х годах.
Первый перевод Маклюэна в СССР вышел в 1987 году– это была глава о телевидении из «Понимания медиа» в сборнике«Телевидение вчера, сегодня, завтра»48. До этого были публикации спересказом его идей, например, в книге А.В.Кукаркина «По ту сторонурасцвета. Буржуазное общество: культура и идеология» (издание третье,доработанное),в которой излагались ключевые западные теории, в том теорияМаклюэна49 в кратком пересказе по книге-комиксу «Средство коммуникации– это «век масс» («massage»)», которая сама по себе представляет собойкраткий пересказ «Понимания медиа: внешние расширения человека».
Нопервые полноценные переводы книг Маклюэна происходят только в 21 веке,так «Галактика Гутенберга» выходит в 2003, «Понимание медиа» в 2005,«Война и мир в глобальной деревне» в 2013. Что касается Лотмана, то он неупоминается в книгах Маклюэна, хотя и становится известен на западе вконце жизни Маклюэна. Упоминание Лотмана есть в работе ученика46Mathien M.
Abraham Moles ou l’information et la communication. Au carrefour des sciences, de la viequotidienne et de l’esthétique // Communication, Vol. 22/2. 2003. P. 167-181. Электронный ресурс, режимдоступа: http://communication.revues.org/4684?lang=en47Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб: «Искусство Спб», 2000.48Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант // Телевидение вчера, сегодня, завтра. - М.:Искусство, 1987.
- 59с.49Кукаркин А.В. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология (Издание третье,доработанное). – М.: Издательство политической литературы, 1981. Стр. 285, 47513Маклюэна – В.Онга50, вышедшей уже после смерти Маклюэна в 1982 году.Поэтому можно сказать, что в целом две концепции – Лотмана и Маклюэна– формировались вне зависимости друг от друга. Их общий исток – традицииформализма в искусствоведении – вероятно, сближают авторов. Влияниеавангардного движения в культуре и, соответственно, формализма наМаклюэнадостаточноподробнопроанализированоЕ.Ламберти51,Р.Перрином52, И.Архангельской53, однако они, как и М.Данеси54, который всвоем исследовании вскрывает семиотическую составляющую подходаМаклюэна, не обращаются к Лотману.В-третьих, нам важны работы исследователей фоновых практик, вособенности Г.Гарфинкеля55, который параллельно, не пересекаясь сМаклюэном56, произвел похожую операцию – заимствовал метафору«фигуры» и «фона» из гештальт-психологии(через Л.Витгенштейна, какпишет В.С.Вахштайн57) и применил ее для исследования повседневности.Л.Ралон и М.Вието58, а также Дж.Мейровиц59 находят сходства концепцииМаклюэна и идей исследователей повседневности, однако сравнения сГарфинкелем мы не нашли в работах.
На наш взгляд, это сравнение важнопроизвести, так как оно показывает, как концепция Маклюэна может бытьиспользована для исследований повседневности, обыденной культуры.50Ong W. Orality and Literacy: the technologizing of the word/ with additional chapters by John Hartley. 30thAnniversary Edition. NY: Routledge, 2012. Стр.851Lamberti E. Marshall McLuhan's Mosaic: Probing the Literary Origins of Media Studies. University of TorontoPress, Kindle Edition, 2012.52Perrin R.T. From Cambridge to Communication: McLuhan beyond McLuhanism. Simon Fraiser University, 2000.53Архангельская И. Б.
Герберт Маршалл Маклюэн: от исследования литературы к теории медиа. – М.:Издательство Московского Университета, 2007.54Danesi M. The Medium is the Sign: Was McLuhan a Semiotician? // MediaTropese Journal, vol. I, 2008. – p. 11312655Гарфинкель Г. Исследование привычных оснований повседневных действий // Социологическоеобозрение. Т.2. №1. 2002. С. 42-7056McLuhan H.M., McLuhan E. Laws of Media: The New Science, University of Toronto Press, 1992.Стр. 557Вахштайн В. С. Социология повседневности и теория фреймов.
- СПб.: Издательство Европейскогоуниверситета в Санкт-Петербурге, 2011. Стр.5158Vieto M., Ralon L. Being-in-the-Technologically-Mediated-World: Existential Philosophy of Marshall McLuhan// The Popular Cultures Studies Journal, Vol. 1, n. 1&2, 201359Meyrowitz J. No Sense of Place: The Impact of Electronic Media on Social Behavior. OxfordUniversityPress.1985.
KindleEdition14Наконец, нам важны работы В.Беньямина60, из которых, по последнимисследованиям61, к Маклюэну пришла метафора «галактики» и сам принципвыделения периодов в социокультурной динамике на основании участиямедиа в ней. В целом, исследователи П.Гроссвиллер62, М.Постер63 отмечаютсходства Маклюэна и Беньямина, Адорно и Хоркхаймера64, однако ихсравнение показывает на сходство в представлениях о разрушении ценностейПросвещения в эпоху массовой культуры и использовании диалектическогометода, мы же хотим расширить сравнительный анализ за счет сравненияпредставлений о среде медиа Маклюэна и индустрии культуры в концепциикритической теории.Пятаягруппа–работынепосредственныхисследователейиинтерпретаторов творчества Маклюэна, на которые мы опираемся вданной работе, а также работы, которые помогут нам в анализе егоконцепции.
Работ о Маклюэне великое множество, и среди них мырассматриваем только те работы, которые интерпретируют концепциюсоциокультурной динамики Маклюэна как не относящуюся к «жесткомутехнологическому детерминизму», так как до «ренессанса Маклюэна» егоидеи зачастую относили именно к этой парадигме, что, как показываютсовременные работы, не совсем корректно.
Прежде всего, переосмысляютсявзаимоотношения Маклюэна и технологического детерминизма в работахДж.Лисса65, Р.Бейба66, Дж.Кэри67,Р.Ф.Онуфрийчука68, Р.Логана69.60Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Вальтер Беньямин:Избранные эссе. / Под.ред. ЗдоровогоЮ.А. - М.: "Медиум", 1996. с.15-6561Friesen N. Wandering Star: The Image of the Constellation in Benjamin, Giedion and McLuhan Электронныйресурс, режим доступа:http://www.academia.edu/4032277/Wandering_Star_The_Image_of_the_Constellation_in_Benjamin_Giedion_and_McLuhan62Grosswiler P.
The Dialectical Methods of Marshall McLuhan, Marxism, and Critical Theory // Canadian Journalof Communication, 1996 #1(21) http://www.cjc-online.ca/index.php/journal/article/view/925/83163Poster M. McLuhan and The Cultural Theory of Media // MediaTropese Journal, vol II.
#2, 2010. – p.1-1864АдорноТ., ХоркхаймерМ. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты. – М.: Медиум, 1997.65Liss J. The Heat and the Light: Towards a Reassessment of the Contribution of H. Marshall McLuhan // CanadianJournal of Communication, 1989 # 14(4-5). P. 1-29.66Babe R.E. Innis and the emergence of Canadian communication/media studies // Global media journal – CanadianEdition. 2008. Vol.1, Issue 1, pp.9-2367Carey J.
W. Space, Time and Communications: A Tribute to Harold Innis // Communication as Culture: Essays onMedia and Society. New York: Routledge, 199215Также сюда относятся работы современных российских авторов,посвященныеособенностяммоделейсоциокультурнойдинамики:В.М.Розина70, Н.А.Хренова71 о циклической парадигме и ее особенностях,А.С.Ахиезера72 о динамике циклов, И.В.Кондакова, К.Б.Соколова иН.А.Хренова73 об особенностях глобализации и массовой культуры вконтекстесоциокультурнойвзаимоотношенияхличностиП.Ю.Черносвитова74динамики,икультуры.Онипомогутонампроанализировать модель социокультурной динамики Маклюэна, выявить ееспецифику.Шестая группа – это работы последователей Маклюэна, которыеразвивают его идеи, в частности, применяют их к изучению Интернеткультуры.Парадоксально,нофакт,чтоприширочайшейпопулярностиМаклюэна его концепция излагается очень обобщенно, с одной стороны, сдругой, фрагментировано, несистемно.