Диссертация (Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике". PDF-файл из архива "Концепция Герберта Маршалла Маклюэна медиа в социокультурной динамике", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Некоторые интерпретации идейМаклюэна оказываются далеки от оригинала настолько, что содержатпротивоположныйсмысл–например,интерпретацииизвестныхисследователей Ж.Бодрийяра75 и М.Кастельса76. Наиболее подробно и близкок тексту работы Маклюэна интерпретируются в рамках направления68Onufrijchuk R. F. Introducing Innis/McLuhan concluding: the Innis in McLuhan “system” // The AustralianJournal of media & culture. 1993. Vol.7 n.169Logan R. McLuhan Misunderstood: Setting the Record Straight. The Key Publishing House Inc..KindleEdition.201370Розин В.М.
Понятие «цикл» и типы циклов в культуре // Циклические ритмы в истории, культуре,искусстве / [Отв. ред. Н.А.Хренов]; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ; Научный совет «Историямировой культуры». – М.: Наука, 2004. – 621 с. С. 74-8571Хренов Н.А. Искусство в контексте XX века на фоне повторяющихся флуктуаций в большихдлительностях исторического времени // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве / [Отв. ред.Н.А.Хренов]; Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ; Научный совет «История мировой культуры». –М.: Наука, 2004. – 621 с. С.
15-7372Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. I: Отпрошлого к будущему. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 1998.73Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху:культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. – М.: Прогресс-Традиция, 2011.74Черносвитов П.Ю.
Человек и культура: кто кем правит? // Культурологический журнал, 2014, №3(17).75Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Пер. О.А. Печенкина. – Тула, 2013.76Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М.: ГУ-ВШЭ, 2000.16медиаэкологии в работах Н.Постмана77, Дж.Мейровица78, П.Левинсона79.Д.Рашкоффа80идругих.Однакосамонаправлениемедиаэкологииисследовано только в одной монографии Л.Стрейта81, ученика Постмана иэкс-президента Ассоциации медиаэкологии, который выделяет ключевыеотличия медиаэкологии от традиционных научных теорий. Также очеркавторов, составляющих дискурсивное ядро медиаэкологии, представлен встатье К.Сколари82.
В статье В.Степанова83 выделено несколько уровнеймедиаэкологии. Тем не менее, роль медиаэкологии в истории науки в целомне определяется перечисленными авторами, однако такой анализ позволитуточнить место Маклюэна в науке. Для этого мы воспользуемся подходомВ.С.Степина84 к истории науки, который выделяет три типа научных картинмира: классическую, неклассическую, постнеклассическую.Изучение работ, разрабатывающих проблему данного исследования,дало автору необходимую теоретическую базу, с одной стороны, и показалопробелы, неизученные области, требующие рассмотрения в работе, с другойстороны.Объектомданногодиссертационногоисследованиявыступаетконцепция медиа Маклюэна, представленная в работах 1950-70-х годов.Предметом данного диссертационного исследования стала роль медиав социокультурной динамике в концепции Г.М.Маклюэна.77Postman N.
Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. New York: Penguin,1985; Postman N. The Disappearance of Childhood: Redefining the Value of School. New York: Vintage Books,1994; Postman N. Technopoly: The Surrender of Culture to Technology. NY: Vintage Books, 199378Meyrowitz J.
No Sense of Place: The Impact of Electronic Media on Social Behavior. Oxford University Press.1985. Kindle Edition.; Meyrowitz J. The Rise of Glocality: New Senses of Place and Identity in the Global Village //A Sense of Place: The Global and the Local in Mobile Communication. – Vienna: Passagen Verlag, 2005. – p. 2130; Meyrowitz J. From Tribal to Global: A Brief History of Civilization from a McLuhanesque Perspective. TheLegacy of McLuhan. Hampton Press. 2005.
p. 35-4379Levinson P. Digital McLuhan: A guide to the Information Millenium. UK: Routledge, 1999.80Rushkoff D. Present Shock: When Everything Happens Now. Penguin Group US. Kindle Edition. 201381Strate L. Amazing Ourselves to Death: Neil Postman’s Brave New World Revisited (A Critical Introduction toMedia and Communication Theory; v.10). Peter Lang Publishing, NY, 201482Scolari C. Media ecology. Map of the theoretical niche. Quadernsdel CAC, 2010.
34 (June). P. 17-25.83Степанов В.А. Медиаэкология: опыт демаркации научного направления. 2011. Электронный ресурс, режимдоступа: http://media-ecology.blogspot.ru/2011/05/blog-post_3319.html84Степин В.С. Классика, неклассика, постнеклассика: критерии различения // Постнеклассика: философия,наука, культура. СПб.: Издательский дом «Мiръ»,2009. С.249 – 29517Цельдиссертационногоисследованиясостоитвтом,чтобыреконструировать роль медиа в социокультурной динамике в концепцииМаклюэна.Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:1.Предложить периодизацию творчества Маклюэна, исходя изразвития представлений о роли медиа в социокультурной динамике в егоработах;2.Выявить основные понятия в концепции социокультурнойдинамики Маклюэна, их происхождение и логические связи друг с другом иих близость с понятиями из семиотики культуры Ю.М.Лотмана иисследований повседневности Г.Гарфинкеля;3.ВыявитьспецификумоделисоциокультурнойдинамикиМаклюэна, ее конфигурацию и основные фазы, а также проанализироватьсвязь этой модели с моделью социокультурной динамики представителейпервой волны Франкфуртской школы;4.Выявить специфику участия медиа в культурных циклах вконцепции Маклюэна;5.Реконструировать основные паттерны модели социокультурнойдинамики Маклюэна и значения, которые они могут принимать в разныхфазах культурного цикла;6.Привести эмпирическую иллюстрацию специфики медиасредысовременного российского села с помощью модели социокультурнойдинамики Маклюэна.Последняя задача служит в качестве эмпирической иллюстрацииконцепции Маклюэна и демонстрирует возможность интерпретироватьполевые данные с ее помощью.
Выбор пал на изучение медиасредыроссийских сельских жителей, поскольку они долгое время отставали в своеммедиапотреблении от остальной страны в силу ограниченности доступа ктелевидению и Интернету. Спутниковое телевидение и мобильный Интернетв 2010-х годах изменяет эти обстоятельства, и сельские жители активно18включаются в практики просмотра широкого набора телеканалов ипользования других новых технологий. Мы считаем, что на этом примерехорошо видна специфика концепции Маклюэна, позволяющая описатьпроисходящие изменения в медиасреде.Гипотеза исследования состоит в предположении о том, чтоспецифика участия медиа в социокультурной динамике в концепцииМаршалла Маклюэна не сводится к инструментальной «функции», ногораздо более сложно вписана в этот процесс, то есть медиа не простовоспроизводят те или иные культурные паттерны, но и участвуют в ихизменении.Методологияисследованиястроитсянаоснованиимеждисциплинарного подхода, в котором учитываются историческиепредпосылки формирования концепции медиа в социокультурной динамике,связиэтойконцепциискультурологическими,лингвистическими,семиотическими, социологическими, искусствоведческими концепциями.
ВработеиспользуютсяметодыпериодизациитворчестваМаклюэна,теоретическая реконструкция его концепции и сравнение ее с другимиконцепциями. Для эмпирической иллюстрации, показывающей применениеконцепцииМаклюэнадляизучениямедиасредыроссийскогосела,использованы метод глубинного интервью и метод анализа контента.Эмпирическую базу исследования составляют глубинные интервью85,собранные в экспедициях Лаборатории медиаисследований ЦФИ НИУ ВШЭв 2012-2014 годах86, а также контент телепередач популярных среди сельскихжителей каналов («Охота и рыбалка», «Шансон ТВ» и др.). Диссертант85В разработке гайда для глубинных интервью участвовали сотрудники Лаборатории медиаисследованийЦФИ НИУ ВШЭ Давыдов С.Г., Качкаева А.Г., Кирия И.В., Логунова О.С., Новикова А.А., Чумакова В.П.Глубинные интервью брали сотрудники Лаборатории медиаисследований ЦФИ НИУ ВШЭ, а такжестуденты и аспиранты НИУ ВШЭ, студенты и преподаватели ДГТУ, КФУ, участвовавшие в экспедициях.86Исследования выполнены в рамках проектов, поддержанных фондом Прикладных ФундаментальныхИсследований НИУ ВШЭ: «Трансформация медиа в России в условиях новой коммуникационнойреальности», 2012 (руководитель Качкаева А.Г.); «Трансформация российского телесмотрения в условияхпоявления новых медиаплатформ», 2013 (руководитель Кирия И.В.); «Медиа в новой социальной,экономической и технологической реальности», 2014 (руководитель Кирия И.В.).19принимал участие во всех экспедициях, из 195 интервью в общем массиве имсобрано 47 интервью.Положения, выносимые на защиту:1.ПредлагаетсяучитывающаяноваястановлениепериодизацияконцепциитворчествасоциокультурнойМаклюэна,динамики:в«ранний» период (1946 -1967 годы) формулируется ее понятийный аппарат, в«средний» период (1967 – 1972 годы) определяется циклический вид модели,в «поздний» период (1972 – 1979 годы) происходит систематизация иобобщение концепции.2.Совокупность существующих одновременно медиа образуетмедиасреду.
Медиасреда Маклюэна тождественна понятию семиосферы вкультурнойсемиотике.Онанаходитсявсостояниипостояннойтрансформации и состоит из клише, которые отсылают к архетипическимобразам, но вырваны из их контекста и образуют новые сочетания,перемещаясь из «фигуры» в «фон» и обратно.3.Маклюэн предлагает циклическую модель социокультурнойдинамики, в которой фаза цикла определяется с помощью концепции«констелляции». Движущим фактором культурного цикла выступаютизменения в представлениях о такой базовой категории реальности какпространство в широком смысле слова (пространство мира природного исоциального,пространствопроизведенияискусстваит.д.),котороеконструируется медиасредой.
Выделяются две противоположные фазыцикла,соответствующие«идеальным»способамконструированияпредставлений о пространстве, исходя из доминирующего воплощениявербальной коммуникации: «акустическому» и «визуальному», большая жечасть культуры находится в промежуточных состояниях.4.Медиасредавсоциокультурнойдинамикенетольковоспроизводит способы конструирования представлений о пространстве,существующие в культуре, но также вытесняет устаревшие, возвращает изпрошлоговытесненныеранееиобращаетдоминантныеспособы20конструирования представлений о пространстве в противоположные. То естьмедиа участвуют в культурном цикле не только как инструмент длявоспроизводства существующих культурных паттернов, но и изменяют их.5.НаосновеконцепцииМаклюэнавыделено5паттернов,характеризующих способ конструирования представлений о пространстве вмедиасреде: 1) паттерн степени гомогенности пространства; 2) паттернстепени централизованности пространства; 3) паттерн жесткости внутреннихграниц пространства; 4) паттерн степени жесткости внешних границпространства;5)паттерннаправлениядвижениявпространстве.«Акустическому» способу конструирования представлений соответствуетпространство гетерогенное, децентрализованное, с мягкими внутренними ижесткими внешними границами, циклически движущееся.