Диссертация (Уголовно-правовая охрана объектов культурного наследия), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Уголовно-правовая охрана объектов культурного наследия". PDF-файл из архива "Уголовно-правовая охрана объектов культурного наследия", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
2431 УК РФ (собственник, законный владелецобъекта культурного наследия).Основываясь на выделенных признаках, можно сформулировать определение объекта культурного наследия, имеющее значение для целей уголовно-правовой науки. Объект культурного наследия (памятник истории и культуры) – сложная недвижимая вещь, обладающая культурной значимостью,заключенной в предмете охраны объекта культурного наследия, внесенная вЕдиный государственный реестр объектов культурного наследия РоссийскойФедерации, находящаяся в государственной, муниципальной или частнойсобственности.
С предложенным определением согласились 84 % опрошенных нами респондентов (см. Приложение 2).Рассмотрим классификации объектов культурного наследия.Законодательная классификация берет свое начало в международноправовых основах охраны культурного наследия85 и подразделяет объекты(по количественному критерию – см. далее) на:– памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозногоназначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от30.11.2010 № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной85См.: Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16.11.1972) // Сборник международных договоров СССР. – Вып.
XLIV. – М., 1990. –С. 496–506.54собственности»86 к имуществу религиозного назначения); мемориальныеквартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументальногоискусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;– ансамбли – четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений исооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числефрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могутбыть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтнойархитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары),некрополи; объекты археологического наследия;– достопримечательные места – творения, созданные человеком, илисовместные творения человека и природы, в том числе места традиционногобытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РоссийскойФедерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовыхрепрессий; религиозно-исторические места.Поскольку приведенная законодательная классификация не в полномобъеме удовлетворяет потребностям научного осмысления предмета, доктриной были выработаны собственные подходы к разделению памятниковистории и культуры на виды.
Так, А. М. Кулемзин по степени достоверности86Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»от 30.11.2010 № 327-ФЗ // СЗ РФ.
– 2010. – № 49. – Ст. 6423.55передаваемой исторической информации подразделяет объекты культурногонаследия на памятники-подлинники и памятники-символы87, где последние«создаются с преднамеренной целью привлечь к себе внимание и передатьзрителю то отношение к изображаемому, которое вложил в него художникили заказчик символа» и «не могут претендовать на роль исторической памяти, то есть выполнять функцию памятников в той части, чтобы утверждать вобщественном сознании историческую истину»88. В то же время автор отмечает, что такие памятники могут «передавать достоверные прямые знания необ историческом событии или лице, а о материале, из которого они состоят,технике изготовления, художественном мастерстве автора и об эстетическихвкусах и идеалах своих заказчиков и исполнителей»89.
Такую же классификацию проводит И. Я. Кирьянов, утверждая, что разрушение памятниковподлинников несет несоизмеримо больший вред обществу, тогда как видоизменение или перенос памятников-символов из первоначальной обстановкивполне допустимы. Необходимо отметить, что у культурного наследия естьмощная информационная функция90; оно представляет собой не только самостоятельный объект, но и символ, связывающий настоящее и прошлое, –«образ, созданный людьми с целью фиксации и трансляции социально значимой информации, знаний, представлений, опыта, идей и т.
п.»91. Сущностькультурного наследия проявляется в ценностях прошлого, сохраняемых итранслируемых последующим поколениям в качестве основополагающих. Всвязи с этим О. М. Медушевская вводит понятие «интеллектуального про-87См.: Кулемзин А. М. Охрана памятников России как историко-культурное явление. Дис. … д-ра культурологии. – Томск, 2001. – С. 83–84.88Галкова О. В. Теоретические основы культурного наследия // Вестник Волгоградского государственного университета. – Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии.
– 2011. – № 3 (15). – С. 109.89Там же. С. 84–85.90См.: Мастеница Е. Н. Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: сб. статей. – 2008. – С. 252–262.91Флиер А. Я., Полетаева М. А. Тезаурус основных понятий культурологии: Учебное пособие. – М., 2008. – С. 9.56дукта»92 – явления культуры в виде материального носителя, предоставляющего информацию через определенное на него воздействие. Произведениеопераций по такому воздействию можно назвать «раскодированием» заложенной в образ наследия информации.
В ходе этого процесса субъект перцепции частично воспринимает объект в первоначальном его значении, а частично наделяет его теми смыслами, которые были сформированы в его сознании субъективным опытом. В этом проявляются творческо-образующая икомпенсаторно-релаксационная функции культурного наследия, которые,безусловно, имеют существенную важность93.По совокупности информации, заключенной в памятниках, и воздействия ее на зрителя памятники делит и П. В. Боярский, различая при этом законсервированные памятники (памятники-источники), отреставрированные,а также реконструированные памятники94. Первые представляют собойнаиболее полные источники исторической информации, сохранившие ее впервоначальном виде, подвергающиеся антропогенному воздействию тольков ходе проведения исследовательских или восстановительных работ, направленных на предотвращение их разрушения.
Таким образом, историческаясреда и информация в ней остаются запечатленными в этих объектах. Втораякатегория заключает в себе памятники, сохранившие первозданный облик,однако подвергшиеся для этого обработке человеком. Они предназначеныдля воспитательного и эмоционального воздействия. Третья группа являетсобой так называемые «новоделы», которые предстают перед нами лишьизображением того первоисточника, который имитируют.По групповой принадлежности памятники классифицируют на памятники археологии (объекты, сохранившиеся на земле, под землей и под водой,характеризующие развитие и изменение материальной и духовной культуры9246.Медушевская О. М.
Теория и методология когнитивной истории. – М., 2008. – С.93Каменский С. Ю. Актуализация археологического наследия в современных социально-культурных практиках: Дис. … канд. культурологии. – Екатеринбург, 2009. – С. 30.94См.: Боярский П. В. Введение в памятниковедение. – М.: [б. и.], 1990.
– С. 43.57от первобытнообщинного строя, – древние города, поселения, курганы и т.д.); памятники истории (сооружения или исторические места, связанные спроизводственной деятельностью человека, и технические сооружения, отмечающие важные исторические этапы в развитии различных областей материального производства и преобразования природы, важнейшие события вжизни народа, жизнь и деятельность выдающихся людей); памятники архитектуры (произведения строительного искусства определенного художественного уровня, отражающие в своих планировке и художественном образехарактер жизни, общественных, бытовых и трудовых процессов, а также эстетические взгляды эпохи – остатки древней планировки, дворцы, замки, жилые дома, культовые сооружения, крепости, башни и т. д.); памятники монументального искусства (скульптурные произведения художественного творчества, характеризующие мировоззрение, эстетические взгляды и уровеньмастерства определенной эпохи – скульптурные композиции, бюсты, рельефы, мозаики, фрески, декор зданий, художественный металл ограждений);памятные исторические места (места произошедших исторических событий снесохранившимися следами исторического воздействия, поскольку в результате некоторых исторических событий не возникает подлинных объектов,свидетельствующих о них, – это места военных сражений, народных восстаний, митингов, исчезнувших исторических объектов, пребывания выдающихся людей); исторические ландшафты95.Законодатель делит объекты культурного наследия не только на виды,но и на категории – федерального значения (обладающие историкоархитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, атакже объекты археологического наследия); регионального значения (обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной95См.: Ваганова Е.
В. Охрана памятников истории и культуры: памятники историко-культурного наследия (на примере Республики Бурятия): учебное пособие / Е. В. Ваганова; отв. ред. В. В. Гапоненко. – Улан-Удэ: ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. – С. 8, 9.58ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации); местного (муниципального) значения (обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципальногообразования).Для градостроительных целей выделены иные классификации.
К примеру, по условиям размещения наследия на территории памятники делятсяна размещенные в городах, на межселенных территориях в сочетании с ценными природными ландшафтами, на межселенных территориях вне ценныхприродных ландшафтов, усадьбы, монастыри. По фактору размещения объектов наследия в исторической среде памятники делятся на размещенные вцелостной, частично нарушенной и нарушенной исторической среде96.Для целей уголовного права значение имеют следующие основанияклассификации объектов культурного наследия:– по составу: подразделяются на имеющие и не имеющие в своем составе движимые предметы, что обеспечивает различные механизмы защиты;– по уровню культурной значимости: значимые и особо значимые (особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации,объект культурного наследия народов Российской Федерации, включенный вСписок всемирного наследия, историко-культурный заповедник, музеевзаповедник, объект археологического наследия), что позволяет назначитьразные санкции за преступления, посягающие на памятник;– тип собственности: находящиеся в федеральной, муниципальной иличастной собственности, что позволяет установить лицо, ответственное занарушение правил по сохранению и использованию объекта культурногонаследия.Отдельным, но связанным с объектами культурного наследия, в УК РФвыступает феномен выявленного объекта культурного наследия.