Диссертация (Оценка эффективности деятельности учреждений культуры (на примере театральных учреждений))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Оценка эффективности деятельности учреждений культуры (на примере театральных учреждений)". PDF-файл из архива "Оценка эффективности деятельности учреждений культуры (на примере театральных учреждений)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "экономика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата экономических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательноеучреждение высшего образования«Национальный исследовательский университет«Высшая школа экономики»На правах рукописиЗеленская Елена МихайловнаОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙКУЛЬТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ТЕАТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата экономических наук НИУ ВШЭНаучный руководитель:Гордин Валерий Эрнстович,доктор экономических наук,профессорМосква – 20182ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ ………………………………...……………………………………5ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙКУЛЬТУРЫ И МЕТОДИКИ ЕЕ ОЦЕНКИ …………………………...…….161.1. Культура как часть общественного сектора экономики.
Рольгосударства, потребителей и других заинтересованных сторон вразвитии сферы культуры …………………………………..……………..161.2. Подходы к определению эффективности. Особенности оценкиэффективности в изучении сферы культуры …………..………………...291.3. Ключевые факторы, обуславливающие актуальность оценкиэффективности деятельности учреждений культуры ……..…………….351.4.
Методики оценки эффективности деятельности учреждений культуры,используемые в российских и зарубежных исследованиях ………......…421.4.1. Обзор подходов к оценке эффективности деятельностиотдельного учреждения культуры ………………………..………..441.4.2. Обзор методик сравнительной оценки эффективностидеятельности учреждений культуры …………………...…………..59ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ………………………..………………………………………….702.1. Методика оценки эффективности деятельности учреждений культуры,разработанная в диссертационном исследовании ……………..………...7032.2.
Анализ показателей деятельности театральных учрежденийРоссийской Федерации методом главных компонент …………..……….902.3. Кластерный анализ совокупности театральных учрежденийРоссийской Федерации ………………………………………………..…...99ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ ………………………………………………………..………….1133.1. Сравнительная оценка эффективности деятельности театральныхучреждений Российской Федерации методом «анализ средыфункционирования» ………………………………………..……………...1133.2.
Анализ влияния показателей промежуточного результата наэффективность деятельности театральных учреждений РоссийскойФедерации ……………..……………………..…………………………….1443.3. Анализ влияния эффективности деятельности театральныхучреждений Российской Федерации на удовлетворенностьпотребителей .…………………………………………………………...…..156ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...164СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………..………...169ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………Приложение А. Сбалансированная система показателей оценкиэффективности деятельности учреждений культуры по А.
Зорлони (напримере музеев искусства) …………………..………………...………….184Приложение Б. Стратегические цели и индикаторы эффективностидеятельности учреждений культуры по И. Гилхеспи ...………….………186Приложение В. Работы, основанные на сравнительной оценкеэффективности деятельности учреждений культуры ………..………….1894Приложение Г. Показатели деятельности театральных учреждений,используемые в эмпирическом исследовании, и их соответствиенекоторым теоретическим концепциям ………………………...………...197Приложение Д. Результаты анализа среды функционирования поКластеру 3 (модель «посещаемость», постоянные эффекты масштаба) ..199Приложение Е. Результаты анализа среды функционирования поКластеру 3 (модель «посещаемость», переменные эффекты масштаба) .204Приложение Ж.
Результаты анализа среды функционирования поКластеру 3 (модель «доходы», постоянные эффекты масштаба) …..…..209Приложение З. Результаты анализа среды функционирования поКластеру 3 (модель «доходы», переменные эффекты масштаба) ..……..214Приложение И. Результаты анализа среды функционирования поКластеру 3 (модель «работа с детьми», постоянные эффекты масштаба)219Приложение К. Результаты анализа среды функционирования поКластеру 3 (модель «работа с детьми», переменные эффектымасштаба) …………………………………………………………………...224Приложение Л. Результаты анализа среды функционирования поКластеру 2 (модель «посещаемость», переменные эффекты масштаба)229Приложение М.
Результаты анализа среды функционирования поКластеру 2 (модель «доходы», переменные эффекты масштаба) …..…..261Приложение Н. Результаты анализа среды функционирования поКластеру 2 (модель «работа с детьми», переменные эффектымасштаба) …………………………………………………………………...2925ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Культурные блага, обладая какиндивидуальной, так и общественной полезностью, играют важную роль вподдержании уровня благосостояния населения и обеспечении социальнойсправедливости.Учреждениякультуры,будучипреимущественнонекоммерческими организациями, по-прежнему находятся в сильной зависимостиот государственной поддержки, однако в то же время вынуждены выстраиватьмногоканальнуюсистемуфинансированияиразвиватькоммерческуюдеятельность.Экономические трудности, связанные с кризисными явлениями нулевыхгодов, коснулись всех сфер общественного сектора экономики, поставивучреждениякультурыпереднеобходимостьюконкурироватьсдругимиотраслями за урезанный объем ресурсов и доказывать свое право на получениечасти бюджетных средств.
Спонсоры и благотворители вследствие непростойэкономической ситуации все чаще требуют детальную отчетность о деятельностиподдерживаемых ими организаций. Усиливается конкуренция в отрасли: растетчисло учреждений культуры различных масштабов и организационно-правовыхформ, при этом увеличивается разнообразие альтернативных развлечений и видовдосуга, оттягивающих внимание потребителей на себя. Развитие креативныхиндустрий, функционирующих на основе рыночных отношений, также влияет наусиление конкуренции.
Однако, как показывает статистика, в большинстве сферкультуры растущий объем предложения не приводит к увеличению спроса науслуги культуры.6В итоге в настоящее время учреждения культуры испытывают повышенноедавление ключевых заинтересованных сторон – государства, спонсоров,благотворителей и потребителей услуг, что вынуждает менеджмент учрежденийискатьспособыповышенияэффективностидеятельностииполучениястандартизированной прозрачной отчетности.С другой стороны, органы государственной и муниципальной власти,отвечающие за культурную политику и развитие отрасли, в условияхбюджетирования, ориентированного на результат, и развития программногофинансирования нуждаются в четких механизмах сравнительной оценкидеятельности учреждений культуры для принятия обоснованных решений.Несмотря на это, в настоящее время в России «наблюдается отсутствиекомплексной системы оценки эффективности деятельности как отдельныхучреждений культуры, так и региональных подсистем сферы культуры» [Гордин,Хорева, 2012, с.
159]. Под оценкой эффективности в диссертационномисследованиипонимаетсясопоставлениерезультатовдеятельностисзатраченными ресурсами.До настоящего времени вопросами сравнительной оценки деятельностиучреждений культуры занимались преимущественно зарубежные исследователи.Эффективность деятельности российских учреждений культуры не подвергаласьтщательной сравнительной оценке в существующей научной литературе.
Не доконца изучены и вопросы методологического характера.Наличие большого круга малоизученных теоретических и практическихпроблемоценкиэффективностидеятельностиучрежденийкультурыобуславливает актуальность темы данной диссертационной работы.Степень разработанности темы исследования. Подход к сфере культурыс экономических позиций был заложен в работах У. Баумоля и У.
Боуэна, которыена примере учреждений исполнительских искусств первыми обратили вниманиена экономические трудности сферы культуры, связанные с особенностямипроизводствакультурныхблаг,иобнаружилиэффект«болезницен».Впоследствии ключевые вопросы экономики культуры разрабатывались в работах7отечественных и зарубежных авторов – Т.В. Абанкиной, Ю.В. Автономова,Д. Буковински, Л.
Вайнштейна, В.Э. Гордина, М.В. Матецкой, В.Ю. Музычук,А.Я. Рубинштейна, В.Л. Тамбовцева, Р. Тоус, Д. Тросби, Л.В. Хоревой и др.Изучениекультурыкакчастисоциальнойсферы,исследованиеособенностей услуг культуры в контексте производства общественных благ испецифики культурного потребления проводилось в работах И.Ю. Благовой,Б. Вайсброда,Р.С. Гринберга,Р. Масгрейва,Д.И. Масловой,В.В. Радаева,А.Я. Рубинштейна, Б.Л. Рудник, Б. Фрея, Л.И. Якобсона.Подходы к определению эффективности в сфере культуры обсуждалисьтакими исследователями, как Ф. Бадиа, Э. Висенте, М. Гарридо, И. Гилхеспи,А.Б.
Долгин,Ф. Донато,Л. Зан,А. Зорлони,К. Камареро,М. Кошкина,К. Линдквист, Г.В. Сменцарев, Р. Смит, А. Стрит, А.С. Точилкина, Г. Эванс.Вопросам оценки эффективности деятельности учреждений культуры наоснове сбалансированной и несбалансированной системы показателей посвященыработы исследователей Ч. Вайнберга, К. Круг, К.
Лаурина, В.Ю. Музычук,О. Паулус, Г.В. Сменцарева, Й. Турбид, Е.А. Хауниной.Исследованиясравнительнойоценкиэффективностидеятельностиучреждений культуры на основе эконометрических методов проводились,преимущественно, в работах зарубежных авторов, таких как А. Бассо, П. Бишоп,С.
Бранд, Х. Ветцель, С. Гуччио, М. Дель Баррио, М. Зиеба, М. Кастро, А. Ласт,Ф. Марко-Серрано, И. Риццо, С. Фунари, Л. Херреро, П. Хьюз.Высоко оценивая результаты, полученные отмеченными выше авторами,следует подчеркнуть, что проблема оценки эффективности деятельностиучреждений культуры остается малоизученной. В особенности это касаетсяроссийских учреждений культуры: автору диссертационного исследования неизвестно о существовании исследований отечественных авторов, посвященныхсравнительной оценке эффективности деятельности учреждений культуры наоснове эконометрических методов. Кроме того, большинство существующихзарубежных исследований сравнительной оценки эффективности деятельностиучреждений культуры сконцентрировано на одном виде учреждений – музеях,8характеризуется относительно небольшой выборкой и, как правило, проводилосьв европейском контексте, что ограничивает их теоретическую значимость.Таким образом, представляется необходимым, во-первых, предложитьметодику, позволяющую оценивать эффективность деятельности большогоколичества учреждений различных сфер культуры, отвечающую требованиямстандартизированностиипрозрачности;во-вторых,протестироватьразработанную методику на эмпирических данных о российских учрежденияхкультуры.Цель диссертационного исследования состоит в создании методикиоценки эффективности деятельности учреждений культуры и ее тестировании напримере анализа деятельности театральных учреждений Российской Федерации.Эмпирическая часть диссертационной работы сфокусирована на одном видеучреждений – российских театрах – в связи с тем, что в сфере культурыфункционируют гетерогенные организации с точки зрения характера и целейдеятельности (библиотеки, театры, музеи, цирки, зоопарки, культурно-досуговыеучреждения и т.п.)1.
В исследовании учитывается тот факт, что в рамкахтеатральной отрасли представлены разнородные объекты как с точки зренияорганизационно-правовых форм, так и с точки жанровой специфики и целевойаудитории (театры оперы и балета, драматические театры, молодежные театры,детские театры и т.п.). В дальнейшем исследование может быть продолжено наоснове выборки учреждений других направлений культурной деятельности.Поставленнаяцельисследованиядиктуетнеобходимостьрешенияследующих задач:1. проанализировать существующие подходы к оценке эффективности всфере культуры и изучить методики оценки эффективности деятельностиучреждений культуры;2. разработать комплекс показателей деятельности учреждений культуры,применимых для сравнительной оценки эффективности;1Традиционно выделяется шесть направлений культурной деятельности: исполнительские искусства, музейное,библиотечное дело, культурно-досуговая деятельность, кинематография, творческие индустрии [Музычук,Хаунина, 2015].93.