Диссертация (Генезис и истоки философии Артура Шопенгауэра)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Генезис и истоки философии Артура Шопенгауэра". PDF-файл из архива "Генезис и истоки философии Артура Шопенгауэра", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное автономное образовательноеучреждение высшего образованияНАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ НАУКНа правах рукописиСаттар Александр Сергеевич«Генезис и истоки философии Артура Шопенгауэра»Специальность09.00.03 — История философииДиссертация на соискание учёной степеникандидата философских наукНаучный руководитель:кандидат философских наук, доцентРезвых П.В.Москва 20162ОглавлениеВведение ............................................................................................................................................. 4Постановка проблемы ...........................................................................................................................................
4Цель и задачи, объект и предмет, методология и хронологические рамки исследования ....................... 7Степень разработанности темы ........................................................................................................................... 9Новизна исследования:........................................................................................................................................
28Актуальность исследования, теоретическая и практическая значимость его результатов.................... 30Апробация результатов исследования.............................................................................................................. 31Структура диссертации ....................................................................................................................................... 32Глава 1. Ранние годы и Гёттингенский период ..........................................................................
33§ 1.1. Романтизм Шопенгауэра: Вакенродер и Клаудиус ............................................................................. 33§ 1.2. Философия, «единственное утешение» и «Царство божие».............................................................. 35§ 1.3. Эстетика «внутреннего»: Платон и Шеллинг ....................................................................................... 37§ 1.4. Лекции в Гёттингенском университете.
Шульце ................................................................................. 40Глава 2. Берлинский период ......................................................................................................... 43§ 2.1. Первый Берлинский этап.......................................................................................................................... 452.1.1.
Критика натурфилософии и наукоучения. Задачи философии ............................................. 452.1.2. Познание сверхчувственного: «вспышка очевидности» Фихте, «интеллектуальноесозерцание» Шеллинга и «моральный закон» Канта ................................................................................ 502.1.3. Появление трансценденталистской установки и «Системка» ...............................................
54§ 2.2. Второй Берлинский этап........................................................................................................................... 562.2.1. Против религии и «Абсолюта» ...............................................................................................
562.2.2. Философия, познание сверхчувственного и «истинный критицизм» ................................... 592.2.3 «Лучшее сознание», этика и эстетика. Фихте и Шеллинг ...................................................... 622.2.4. Истоки понятия лучшего сознания и его этического измерения. Фихте, Кант и понятиеволи ............................................................................................................................................................. 662.2.5. Истоки учения о «спасении» и Фихте ....................................................................................
74Глава 3. Решающий прорыв (весна-лето 1813 г.) ....................................................................... 77§ 3.1. «Лучшее сознание» и этика ..................................................................................................................... 783.1.1. Кант и примат воли над разумом............................................................................................
783.1.2. Лучшее сознание и практический разум ................................................................................ 813.1.3. Пессимизм, учение об освобождении и Фихте ...................................................................... 84§ 3.2. «Лучшее сознание» и эстетика ................................................................................................................ 873.2.1. «Критика способности суждения», гений, возвышенное и прекрасное................................ 873.2.1. Платоновская идея, «объективное», иерархия искусств и Шеллинг ....................................
903§ 3.3. Кант и определение философии: «духовная химия» и теология....................................................... 92§ 3.4. Полемика с Кантом и эпистемологическая проблематика ................................................................. 953.4.1. Кантианство Шопенгауэра и его ранняя критика Канта .......................................................
963.4.2. «Лучшее сознание» и изменение кантовской теории познания ............................................ 98§ 3.5. Диссертация о Законе основания .......................................................................................................... 1023.5.1. Задача диссертации и Кант ................................................................................................... 1033.5.2. Таблица категорий и тело как непосредственный объект ................................................... 1043.5.3.
Закон основания познания и бытия: разум, идеи и схема ................................................... 1073.5.4. Закон мотивации: «воля», свобода и интеллигибельный характер ..................................... 110Глава 4. Веймарский и ранний Дрезденский периоды (1814 г.) ............................................. 113§ 4.1. Оформление понятия воли ..................................................................................................................... 1134.1.1.
Воля и интеллигибельный характер как патологическое и греховное ............................... 1134.1.2. Оформление понятия воли и «метод индусов» .................................................................... 1164.1.3. Безличный интеллигибельный характер .............................................................................. 1194.1.4. Понятие тела и появление метафизики воли........................................................................ 121§ 4.2. Истоки нового понятия воли в её связи с телом.................................................................................
1244.2.1. Понятия воли и тела у Фихте ................................................................................................ 1254.2.2. Понятие воли и Шеллинг ...................................................................................................... 128§ 4.3. От «лучшего сознания» к «познанию» и «резиньяции» ................................................................... 1314.3.1. От «лучшего сознания» к «познанию» ................................................................................. 1324.3.2.
Этика «резиньяции» .............................................................................................................. 136§ 4.4. Эстетика, философия как искусство и Платоновские идеи.............................................................. 1374.4.1. «Чистый субъект познания», Шеллинг и Кант ....................................................................
1374.4.2. «Теоретическое уничтожение мира», «контемпляция» и гений ......................................... 1414.4.3. Философия как искусство ..................................................................................................... 1434.4.4. «Платоновские идеи» ............................................................................................................ 1464.4.5. Истоки понятия «Платоновские идеи»: Фихте, Гёте и Кант ............................................... 150Глава 5. Второй Дрезденский период (1814-1816 г.) .................................................................
153§ 5.1. Натурфилософия и аналогия воли ........................................................................................................ 1535.1.1. Оформление философии природы и Шеллинг .................................................................... 1535.1.2. Появление «аналогии воли» и Кант ..................................................................................... 158§ 5.2. Причинность, «интеллектуальное созерцание», Кант и Фихте ....................................................... 161§ 5.3. Окончательное оформление философии Шопенгауэра .................................................................... 163Заключение ....................................................................................................................................
166Библиография и список сокращений......................................................................................... 1704ВведениеПостановка проблемыПодход Шопенгауэра к оценке собственного места в истории философии и истоков его системы можно резюмировать цитатой из известного письма Брокгаузу, в котором Шопенгауэрубеждал издателя опубликовать первый том только что законченного трактата «Мир как воля ипредставления»: «Мой труд является новой философской системой, причем новой в полномсмысле слова: не новое изложение уже существующего, но в высшей степени взаимосвязанныйряд мыслей, которые до сих никогда не приходили в чью-либо человеческую голову»1.
Он гордился «полной новизной» своего учения, ибо именно он «поднял покрывало истины выше, чемкто-либо из смертных» до него»2. Он писал: «Во всех явлениях отдельные люди во все временачувствовали истину, и она находила себе выражение в отдельных изречениях, пока она не былапонята мною в своей общей связи»3.С другой стороны, он называл и несколько своих предшественников. В первую очередь,это, конечно, «великий, навеки прославивший свое имя Кант», «школа божественного Платона»и «благодетельное воздействие Вед»: «В философии до сих пор дело происходило, как на аукционах, где всякий, кто говорит последним, этим самым уничтожает значение всего сказанногораньше.