Диссертация (Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности". PDF-файл из архива "Эмпатия как личностная черта и профессиональное качество психологов-консультантов с различным стажем практической деятельности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
При этом, исследовательница различает эмпатию какпроцесс, актуально осуществляющийся в ситуации взаимодействия, и каксвойство личности [Буравцова, 2011].Некоторые ученые дают достаточно абстрактные и обтекаемыеопределения понятия эмпатия, другие же исследователи описывают данныйфеномен с особой подробностью.
С точки зрения Т. Сингер и Ф. де Виньмон,эмпатия – «это эмоциональное состояние, изоморфное эмоциональномусостоянию другого человека, вызванное наблюдением или воображениемэмоционального состояния другого человека, при условии, что мы знаем, чтоэмоциональное состояние другого человека выступает источником нашегособственного эмоционального состояния» [de Vignemont, Singer, 2006, с.43435].Исследователиподчеркиваютважностьосознаниячеловекомпроисхождения его эмоционального состояния, что оно возникло именно подвлиянием состояния другого человека.
С нашей точки зрения, этот аспектособенно важен для процесса психотерапии, где консультанту важно неподменять чувства клиента своими и не сливаться с клиентом в единое целое.Ф. де Виньмон и Т. Сингер, полагают, что проще проявлять эмпатию поотношению к человеку, испытывающему первичные эмоции (страх, радость),чем в случае со вторичными эмоциями (зависть, стыд).Важно упомянуть о перспективах рассмотрения эмпатии в рамкахсовременного системного подхода “Модель психического”, выступающего вкачестве интегративного понятия, возникшого на пересечении различныхпарадигм и направлений психологической науки.
Данный подход позволяетанализировать субъективный опыт, внутреннюю концептуализацию ипонимание мира человеком, в его индивидуальных и универсальныхсоставляющих. Эмпатия включена в модель психического в качествеспособности к интерпретации жизненных ситуаций и эмоций другогочеловека, тенденции к сочувствию и желанию помочь или разделитьпереживание [Сергиенко, 2017].Модель психического составляет основу социального познания, так каквзаимодействия и отношения не представляются возможными без пониманияпсихического состояния другого, его чувств, мыслей, намерений, желаний ит.д.
В контексте социального познания крайне важна способность кдецентрации, возможность человека: “сопоставлять модель психического вактуальной ситуации, свою и другого человека”. Человеку необходимоинтерпретироватьпсихическиесостояниядругогочеловекачтобыпродуктивно существовать в мире, так как внешне наблюдаемые компонентыповедения мало значимы в процессе социальных взаимодействий междулюдьми [Сергиенко, 2015].Представитель американской социальной психологии, Д. Батсон,рассмотрев существующие подходы к пониманию эмпатии, сформулировал44восемь определений данного феномена [Batson, 2009]. Батсон говорил овосьми взаимосвязанных, но не тождественных феноменах, относящихся кэмпатии:1) Понимание внутреннего состояния другого человека, включая мыслии чувства;2)Проявление реакции нервной системы, аналогичной той, котораянаблюдается у другого человека (например, принятие его позы);3) Переживание того же, что чувствует другой человек;4) Интуитивное понимание или проецирование себя в ситуациюдругого;5) Фантазирование о том, что и как другой думает и чувствует;6) Представление себя на месте другого;7) Сострадание и сопереживание при наблюдении страданий другогочеловека;8) Сочувствие тому, кто испытывает страдание [Batson, 2009].Некоторые исследователи дифференцируют два вида эмпатии взависимости от того, на какие эмоции она направлена.
Таким образом,позитивная эмпатия является результатом позитивных эмоций другогочеловека, а негативная эмпатия вызывается негативными переживаниямиобъекта эмпатии. При этом, многие исследователи считают, что негативнаяэмпатия встречается и изучается гораздо чаще, а также охватывает болееширокий диапазон межличностных отношений, чем позитивная эмпатия[Royzman, Kumar, 2001]. С точки зрения Е.А. Троицкой, дифференцировкасострадания и «сорадования» может стать важным шагом на пути куглублениюпониманияэмпатиииеемеханизмов.Способность«сорадоваться» характеризует эмоционально зрелую личность, данноепредположение основано на том, что негативная эмпатия в большей степени,чем позитивная, связана с социальными и этическими нормами общества, а,следовательно, с социальной желательностью [Троицкая, 2011].Вприменениякпсихотерапии45иконсультированиюособеннонаглядными являются модели этапов эмпатии, в них основное вниманиеуделяется описанию внешних (вербальных и невербальных) проявленийэмпатии в процессе терапии.К примеру, модель пяти этапов эмпатии австралийского психотерапевтачеловекоцентрированного направленияГ.
Барретта-Леннардавыглядитследующим образом:1.Фазапредварительныхусловий(определяетсяготовностьюконсультанта к эмпатическому восприятию клиента).2.Фазаэмпатическогорезонанса.Консультантнаблюдаетзавербальными и невербальными проявлениями клиента, осознает собственныйэмоциональный отклик на то, что презентует клиент, отделяет аутентичныесобственные чувства от эмоционального заражения чувствами клиента.3.
Фаза выражения эмпатического понимания. Отделив зерна от плевел,консультант эмпатически откликается на опыт клиента.4. Фаза получения эмпатии клиентом. Клиент “примеряет” эмпатическийотклик консультанта.5. Фаза обратной связи. Клиент принимает, отвергает или корректируетэмпатический отклик, полученный от консультанта, двигаясь к новомувидению собственной феноменологии.Барретт-Леннардговоритоцелостномотклике,невыделяявэмпатическом поведении консультанта эмоциональных и когнитивныхкомпонентов, так как такое дробление способно лишить терапевтическийпроцесс его живости и аутентичности. Консультант заинтересован и впонимании клиента и в передаче своей эмоциональной реакции клиенту.Автор подчеркивает, что эмпатия психотерапевта заключается не только вспособности понять и прочувствовать состояние клиента, но и в уменииправильно передать свое понимание: вербально или невербально, развернутоили кратко, в зависимости от потребностей клиента. Эта циклическая модель,затрагивает важный вопрос, а именно, восприятие эмпатии ее объектом вконтексте межличностного взаимодействия, таким образом, скорее переводя46эмпатию в субъект-субъектную область [Barrett-Lennard, 1981].Для продуктивной реализации эмпатии очень важно дифференцироватьисточник возникновения эмпатических переживаний, четко осознаватьсобственную границу и разграничение «Я»/«Другой».
Ж. Десети предложилмодель, согласно которой эмпатические переживания возникают благодарядинамическому взаимодействию следующих функциональных компонентов:1) Основанное на общности восприятия, действий и представлений,разделение эмоций между «Я» и «Другим»;2) Четкое самосознание, позволяющее дифференцировать «Я» и«Другого» даже при временной идентификации субъекта с объектом эмпатии;3) Гибкость, дающая возможность принять точку зрения другого;4) Процессы регуляции, направляющие субъективные ощущения,связанные с испытываемой эмоцией [Decety, 2007].Четкое разграничение «Я»/«Другой», позволяет не сливаться с объектомэмпатии и более продуктивно оказывать помощь страдающему человеку. Сточки зрения Ж. Десети, эмпатия - это способность переживать и понимать,что чувствуют другие, не идентифицируясь с ними [Decety, 2006, с.
146].В дискуссии об определении механизмов эмпатии интересно разделениемеханизмов на автоматические и осознаваемые (произвольные). Степеньавтоматизма/осознанности эмпатии зависит от четкости границы междусубъектом и объектом эмпатии и степени осознания субъектом эмпатииисточника своих переживаний. Как правило, механизмы, связанные саффективной эмпатией, относят к автоматическим, а познавательные аспектыэмпатии к произвольным. Данная дифференциация может быть особенноинтересной для понимания профессиональной эмпатии специалистовпомогающих профессий.Т.Д.Карягиназамечает,чтоприпопыткереконструироватьфундаментальные цели эмпатии и как способа познания, и как отклика начувства другого человека, пересечения неизбежны.
Эти цели: благополучиедругого, улучшение его самочувствия, освобождение от тяжелых чувств за47счет их разделения, чувство совместности, сопричастности с другим,экзистенциальная встреча. Поэтому исследователь предлагает рассматриватьэмпатию в контексте “исцеляющего соучастия”, и формулирует следующееопределение, с которым мы всецело соглашаемся: “эмпатия – это процесспониманияиоткликасопереживанииинапереживаниеориентированныйдругого,основанныйотносительнонавнутреннейфеноменологической перспективы другого” [Карягина, 2013, с.36].1.4 Подходы к исследованию эмпатииМожно выделить два основных подхода к исследованию эмпатии впсихологии: рассмотрение эмпатии как личностного свойства и рассмотрениеэмпатии как характеристики процесса взаимодействия между людьми. Приэтом многие исследователи характеризуют взаимосвязи между двумяподходами как сложные и непрямые.Первый подход, как правило, осуществляется посредством тестовых илипроективных методик.