Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского), страница 11

PDF-файл Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского), страница 11 Философия (35831): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского) - PDF, страница 11 (35831) - СтудИз2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского". PDF-файл из архива "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

«Душа моя томится по смерти»,говорит Сократ в платоновском диалоге (ibid. 366c)200.В своих поздних диалогах («Федон», «Горгий»201, «Федр»202, «Протагор»203,«Пир», «Государство», «Критон», «Филеб», «Тимей») Платон более подробно иобстоятельно рассматривает феномен души. В диалоге «Федон» Платон выступаетпротив материалистического утверждения, что душа есть только «гармония» тела. Поего мнению, душа характеризуется как безвидная, незримая и неизменная (79а-с), но,соединившись с изменчивым и непостоянным телом, душа испытывает затруднения:«Когда душа пользуется телом, исследуя что-либо с помощью зрения, слухаили какого-нибудь иного чувства (ведь исследовать с помощью тела и с помощьючувства – это одно и то же!), тело влечет ее к вещам, непрерывно изменяющимся, и отсоприкосноения с ними душа сбивается с пути, блуждает, испытывает замешательствои теряет равновесие, точно пьяная.

/…/ Когда же она ведет исследование сама по себе,она направляется туда, где все чисто, вечно, бессмертно и неизменно, и так как онаблизка и сродни всему этому, то всегда оказывается вместе с ним, как только остаетсянаедине с собою и не встречает препятствий. Здесь наступает конец ее блужданиям, и,в непрерывном соприкосновении с постоянным и неизменным, она и самаобнаруживает те же свойства.

Это ее состояние мы называем разумением» (79c-d)204.Тем самым, при соединении души с телом, душа, будучи божественнымначалом, властвует и является госпожой смертного и рабского тела (80а). И есличеловеческое тело - «смертное, многообразное, разложимое и тленное, непостоянное инесходное с самим собой», то душа подобна, по мысли Платона, «божественному,бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому и неизменномуСм.: там же. – С. 420-422.Там же. – С. 416.201См., напр., Горгий 448 с; 464 b-c. Здесь идет речь о разных видах искусства и об искусствахдля души и тела.202См., напр., Федр 270 b-c. Душа и тело укрепляются беседами и занятиями философией икрасноречием.203Протагор 326 а-с.

В данном фрагменте говорится, что музыка приучает душу мальчиков кгармонии и чуткости, а гимнастика содействует правильному мышлению.204Рус. пер.: Платон. Федон // Платон. Собр. соч.: в 4 т. – Т. 2. – С. 35.37199200самому по себе в высшей степени» (80b)205. А поскольку душа бессмертна, то она инеуничтожима: «Поскольку бессмертное неуничтожимо, душа, если она бессмертна,должна быть в то же время и неуничтожимой» (106е), «и когда к человеку подступаетсмерть, то смертная его часть, по-видимому, умирает, а бессмертная отходит целой иневредимой, сторонясь смерти» (ibid).Душа бессмертна также и потому, что движима сама собою.

«Ведь каждоетело, движимое извне, – неодушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, –одушевлено, потому что такова природа души. Если это так, и то, что движет самосебя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душанепорождаема и бессмертна» (245е-246а).Душа есть некий посредник между миром идей и миром чувственных вещей.Это часть мировой души, пребывающая вечно в царстве идей. Идеи, находя себевоплощение в чувственном мире, нуждаются в динамической и творческой силе,источнике движения, одушевления, жизни, познания и сознания. Этим началомявляется космическая душа, душа космоса, связывающая два мира.В диалоге «Тимей» Платон описывает души людей и животных какпомещенные в тела небесные идеи, которым надлежит, после ряда перерождений истранствий, снова вернуться в свое первоначальное положение, в царство идей. Онпишет: «Бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению исовершенству, как госпожу и повелительницу тела» (34с)206.

Само соединениенебесной души с материальным телом есть результат отпадения от истины. А телоесть не просто обиталище души, благодаря которому тело живет (как мыслил Сократ),но есть темница души, где душа страдает и мучается от этой неестественной для неесвязи. Тело – корень зла, страдания и страстей – умерщвляет и уничтожает душу.Как пишет Платон в диалоге «Федон»: «Словно какая-то тропа приводит нас кмысли, что, пока мы обладаем телом и душа наша неотделима от этого зла, нам неовладеть полностью предметом наших желаний.

Предмет же этот как мы утверждаем,– истина. В самом деле, тело не только доставляет нам тысячи хлопот – ведь емунеобходимо пропитание!, – но вдобавок подвержено недугам, любой из которыхмешает нам улавливать бытие. Тело наполняет нас желаниями, страстями, страхами итакой массою всевозможных вздорных призраков, что, верьте слову, из-за него нам ив самом деле совсем невозможно о чем бы то ни было поразмыслить!»207.Платон. Федон // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса,А.А. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и А.А.

Тахо-Годи; пер. с древнегреч. – С. 45.206Рус. пер.: Платон. Тимей // Платон. Собр. соч.: в 4 т. – Т. 3. – С. 437.207Платон. Федон // Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид. – С. 17.38205В одной из последних своих работ – «Законы» – Платон пишет: «Надоверить законодателю как вообще, так и в том, что душа совершенно отлична оттела и что даже в этой жизни каждого из нас поддерживает не что иное, как душа,тело же следует за каждым из нас как ее видимое проявление. Поэтому прекрасноговорят о мертвых, что тело их есть лишь образ, сущность же каждого из насбессмертна: она именуется душой, которая отходит к иным богам, чтобыотчитаться там перед ними» (959b)208.В пятой книге он вновь обращается к теме души: «Из всех достояний человекавслед за богами душа – самое божественное, ибо она ему всего ближе.

Все, чтопринадлежит каждому человеку, двояко: одна его часть – высшая и лучшая –господствует, другая – низшая и худшая – рабски подчиняется» (726).Душа, по мысли Платона, «правит всем в человеке, в особенности, если онаразумна»209, она есть «нечто вещее»210, «бессмертное, неуничтожимое самодвижущееначало»211, она есть «движение, способное двигать само себя» (896а)212.Тем самым, платоновская этика обусловлена метафизическим различениемдуши как интеллигибельной сущности и тела как чувственного существа. Бессмертнаядуша человека является связующим звеном с сверхчувственным миром идей.1.3. Платоновская парадигмав неоплатонизме и раннем христианствеТа же традиция продолжается и развивается в неоплатонизме.

Понятие душидля платоника (и неоплатоника) становится центральным и ключевым. Древняязаповедь – «познай самого себя» истолковывается платониками как «познание души»,и в этом познании человек обретает свое блаженство, реализует и осуществляет себякак человека. Платоновская философия направлена не на познание мира, не на мирявлений, не на объективное постижение и осознание окружающего нас, а на поискистины, которая обретается внутри человека, в его душе. Все, что человек можетпознать (и более того – должен познать) – заключается в нем самом, и отсюдаРус. пер.: Платон.

Законы // Платон. Собр. соч.: в 4 т. – Т. 4. – С. 425.Там же. С. 52.210Там же. С. 151.211Там же. С. 67.212Это же определение души как самодвижущей и вечной встречается в платоновском диалоге«Федон» (245с-е): «Вечнодвижущееся бессмертно… Только то, что движет само себя, раз оно неубывает, никогда не перестает и двигаться, и служить источником и началом движения для всегоостального, что движется».

Об этом также будет писать и Аристотель в книге «О душе» (I,1, 402a4-6): «Познание души может дать много нового для всякой истины, главным же образом дляпознания природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ».39208209становится совершенно понятным учение Платона о знании как припоминании – ибовсе содержится в душе.Известны слова Августина: «Я желаю знать Бога и душу. И ничего более?Решительно ничего»213. Платонизм был последней ступенью поисков Августина напути к христианству. Сам Августин в «Исповеди» пишет: «Чтение книг платониковнадоумило меня искать бестелесную истину»214.

Вполне возможно, что Августин былзнаком с Эннеадами Плотина, а также с некоторыми диалогами Платона. Во многихработах он высоко отзывается о Платоне и его последователях, пишет, чтоплатоникам «мы отдаем заслуженное предпочтение перед другими»215. Но его восторгперед языческой философией постепенно угасает, и в поздних своих работах он будет«безжалостно казнить себя за былую преданность «ложному знанию»»216. В«Монологах» Августин введет беседу со своим разумом:«Р[азум]: Скажи мне теперь вот что: если сказанное о Боге Платоном иПлотином истинно, будет ли для тебя достаточно знать Бога так, как знали они?А[вгустин].

Если сказанное ими и истинно, из этого еще не следует, что онинепременно об этом знали. Многие весьма обстоятельно говорят о том, чего не знают;как и сам я обо всем, о чем молился, сказал, что желаю это знать. Подобного желанияя не выразил бы, если бы знал; а, между тем, мог же я говорить об этом? Ведь говориля не то, что постиг умом, а то, что успел с разных сторон усвоить себе памятью, и вочто, насколько мог, уверовал.

Знать же – нечто совсем иное»217. Несмотря на этислова, Платон для Августина будет некой путеводной звездой до самого конца.Тем не менее, обращение к наследию Платона было общим для всейхристианской мысли, хотя можно выделить определенные градации рецепции егонаследия в христианской традиции. Одни церковные авторы, например, Ориген,принимали его полностью, и в своем платонизме нередко выходили за рамкихристианства. Другие (Климент Александрийский, Августин), критикуя отдельныеаспекты платоновского учения, все же испытывают при этом определенное влияниеэтой философской традиции. Исключением может быть назван лишь Тертуллиан,выступающий против платонизма (особенно в учении о душе, испытывая влияниефилософии стоиков).

Тем самым, следование платонической традиции могло бытьстоль глубоким, что уводить за пределы христианства (Ориген) или виделосьопределенной опасностью для верующего (Тертуллиан), но, с другой стороны,Августин. Монологи: 1.2.Аврелий Августин. Исповедь: VII, XX, 26.215Аврелий Августин. О граде Божьем: VIII, VII.216Потемкин В. Введение // Аврелий Августин. Об истинной религии. Теологический трактат.(Классическая философская мысль) –Мн., 1999. – С.

17.217Аврелий Августин. Монологи: I, 4.40213214платонизм мог быть и путем к христианской вере, как в случае блаженногоАвгустина. Большинство святых отцов испытывали определенное влияниеэллинизации христианства218: был перенят язык философии, некоторые философскиепроблемы нашли свое воплощение в том числе в теологии, но только в качестве«служанки теологии», а некоторые перенимали элементы философского учения,опасного для христианства (но это были единичные случаи, если не принимать вовнимание гностиков).Уже апологеты II–III веков ссылаются на Платона и цитируют его. Некоторыеиз них рассматривают философию Платона для доказательства позицийхристианского учения. Например, Афинагор Афинянин в «Прошении о христианах»неоднократно приводит мнения Платона: о сотворении мира Богом (16; 23), опротивопоставлении умопостигаемого и чувственного (19), для описания мифологииязычников (6; 12; 30), наконец, для доказательства воскресения из мертвых: «Ибо поучению Пифагора и Платона ничто не препятствует, чтобы тела после своегоразрушения опять составились из тех же стихий, из которых они произошлипервоначально» (36)219.Марк Минуций Феликс в «Октавии»220 также говорит о положительныхмоментах учения Платона: вновь о сотворении мира Богом (XIX),учении о демонах(XXVI–XXVII), о конце времен (XXXIV).

Даже наиболее известный греческийапологет, Иустин Философ, в своей первой Апологии, несмотря на то, что онпротивопоставляет дуализму Платона единство души и тела, в то же время пишет:«Платон также говорил, что грешники придут на суд к Радаманту и Миносу ибудут ими наказаны; и мы утверждаем то же самое, но по нашему, судьей будетХристос и души их будут соединены с теми же телами и будут преданы вечномумучению» (1,8)221. В другом своем произведении, «Диалоге с Трифоном иудеем»,Иустин говорит о том, что душа в соединении с телом составляют полногочеловека: душа похожа на жильца, а тело – на жилище (cap. 14)222: «Ибо душе несвойственно жить так, как Богу; но как человек существует не всегда, и тело его невсегда соединено с душою, то когда нужно разрушиться этому союзу, душаоставляет тело, и человек уже не существует, так и от души, когда нужно, чтобы ееСм.: Гарнак, Адольф.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5302
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее