Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского". PDF-файл из архива "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
– Turnhout: Brepols, 1991)(CLCLT)129. Из русских переводов особое внимание уделяется таким работам как «Ограде Божием»130, «Монологи»131, «О бессмертии души»132, «О книге Бытия»133, «Окниге Бытия, против манихеев»134, «Против академиков»135, «О Троице»136,«Исповедь»137, «Христианская наука»138, «О количестве души»139, а также Письма140.Аристотель. Аналитики первая и вторая / пер. Б.А. Фохта. – Л., 1952.Аристотель.
Физика / пер. В.П. Карпова. – М., 1936; Он же. О частях животных / пер. В.П.Карпова. – М., 1937; Он же. О возникновении животных / пер. В. П. Карпова. – М.; Л., 1940.126Аристотель. Политика / пер. С.А. Жебелева // Жебелев С.А. Политика Аристотеля. – М., 1911.127Напр., см.: Аристотель. Политика / пер. Н. Скворцова.
– М., 1865; Он же. Афинская полития /пер. С.И. Радцига. – М.; Л., 1936.128Patrologiae cursus completus. Series Latina / еd. J.-P. Migne. – Paris, 1844–1864.129См. статью: Сидоренко А.К. Инструментарий современного исследователя философскогонаследия блаженного Августина // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН.–2007.– Вып. 7.– С.
126-133.130Блаженный Августин. О Граде Божием в 22 книгах. – Т. I-IV. – М, 1994 (репринт – Киев,1905-1910).131Августин. Монологи // Блаженный Августин. Творения. – Т. I: Об истинной религии / сост.С.И. Еремеев. – СПб.; Киев, 1998.132Августин. О бессмертии души // Там же.133Августин. О книге Бытия // Блаженный Августин.
Творения. – Т. II: Теологические трактаты /сост. С.И. Еремеев. – СПб.; Киев, 1998.134Августин. О книге Бытия, против манихеев (Кн. I, гл. 17-22) / пер. Ал. Сидоренко // Историкофилософский ежегодник – 2002: сборник научных трудов. – Екатеринбург, 2002.135Блаженный Августин. Против академиков / пер. и коммент. О.В.
Головой. – М., 1999.136Августин Аврелий. О Троице / пер. с лат. А.А. Тащиана. – Краснодар, 2004.137Аврелий Августин. Исповедь / пер. М.Е. Сергеенко // Аврелий Августин. Исповедь. – М., 1991.17124125Сочинения Альберта Великого рассматриваются на языке оригинала,поскольку русского перевода его работ (кроме небольшой книги «О растениях»141) несуществует. Первое полное собрание сочинений Альберта вышло в Лионе в XVII в. в21 томе под редакцией Джемми142. Более известным стало Парижское издание Борне в38 томах (1890-1899)143.
Оба издания представлены на сайте Alberti Magni e-corpus(http://www.albertusmagnus.uwaterloo.ca/). Наконец, в мюнстерском издательстве«Ашендорф» вышло новое критическое издание Полного собрания сочиненийАльберта Великого в 38 томах (1951-1993)144. Это издание вызвало повышенныйинтерес исследователей к личности и наследию немецкого доминиканца, породивогромное количество посвященных ему статей и публикаций. СочиненияБонавентуры опубликованы в 10-томном полном собрании сочинений под редакциейКваракки145. На русский язык были переведены «Путеводитель души к Богу» (пер.В.П.
Гайденко146 и В.Л. Задворного147), «Большая легенда: Житие святогоФранциска»148, «О Царстве Божием» (пер. К. Клюшникова)149, «О возвращении наук ктеологии» (пер. А.Г. Вашестова)150, фрагмент работы «О тройственном пути (или овоспламенении любви)» (пер. К. В. Карпова)151.Блаженный Августин, епископ Иппонский. Христианская наука или Основания священнойгерменевтики и церковного красноречия.
– СПб., 2006.139Августин. О количестве души // Блаженный Августин. Творения. – Т. I: Об истинной религии /сост. С.И. Еремеев. – СПб.; Киев, 1998.140Блаженный Августин. Письма 194; 214-217; 225-226 / пер. с лат. Д.В. Смирнова //Антипелагианские сочинения позднего периода / отв. ред. А.Р.
Фокин. – М., 2008.141Альберт Великий. О растениях // Агрикультура в памятниках западного средневековья. – М.;Л., 1936. – С. 231-283.142Albertus Magnus. Opera omnia / ed. Jammy. – Vol. 1-21. – Lyon, 1651.143Albertus Magnus. Opera omnia / ed. Borgnet. – Vol. 1-38. – Paris, 1890-1899.144Albertus Magnus. Opera omnia / еd. B. Geyer.
– T. 1-38. – Münster, 1951-1993.145Doctoris Seraphici S. Bonaventura. Opera omnia. – Vol. 1-10 / ed. Quaracchi. – 1882–1902.146Бонавентура. О возвращении наук к теологии. Путеводитель души к Богу / пер. В.П. Гайденко// Вопросы Философии. – 1993. – № 8. –С. 124-171.147Бонавентура. Путеводитель души к Богу / пер. и коммент. В. Л. Задворного. – М., 1993148Бонавентура.
Большая легенда: Житие св. Франциска // Истоки францисканства. – Ассизи,1996. – С. 521-704.149Бонавентура. О Царстве Божием / пер. К. Клюшникова // Страницы. – 1996. – № 4. – С. 115-127.150Бонавентура. О возвращении наук к теологии / пер. А.Г. Вашестова // Антологиясредневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб., 2002. – Т. 2. –С. 122-140.151Бонавентура. О тройственном пути (или о воспламенении любви) / пер. с латыни икомментарии К.В.
Карпова // Философия религии: аналитические исследования. – 2018. – Т. 2. №1. – С. 94-101. Также см.: Карпов К.В. Основные понятийные схемы мистической теологииБонавентуры (трактат «О тройственном пути») // Философия религии: аналитическиеисследования. – 2018. – Т. 2. № 1. – С. 82-93.18138Фома Аквинский рассмотрен в данной работе по сочинениям,представленным в так называемом издании «Леонина» (Editio Leonina), начатого иинициированного папой Львом XIII в 1882 г., а также в издании Р. Буса, изданном наCD дисках152. Для обращения к языку оригинала (как в случае сложных и важныхмест, так и в случае тех произведений, которые не переведены на русский язык) мыобращались к сайту «Corpus Thomisticum» (http://www.corpusthomisticum.org/), накотором представлено онлайн полное собрание сочинений Фомы, а также ряд другихинструментариев, необходимых для исследователя.
Иногда для прояснения мыслисредневекового схоласта, было необходимо обращение к другим переводам наевропейские языки153.Русские переводы Фомы представлены полным изданием незавершенной«Суммы теологии» в переводе С. Еремеева в 12 томах154, а также продолжающимся иеще незаконченным переводом А.В. Апполонова155. Также на русском языке имеютсяпереводы других сочинений Фомы: «Сумма против язычников» (пер. Т.Ю. Бородай –первые две книги156, пер. В.П.
Гайденко – фрагменты третьей книги157), «О единстверазума против аверроистов», «О вечности мира», «О сущем и сущности», фрагментыиз «Комментария к «Метафизике» Аристотеля»158, «Комментарий к трактатуБоэция»159 (пер. А.В. Апполонова), «Комментарий к трактату Аристотеля «ОбThomae Aquinatis Opera omnia; ut sunt in indice thomistico. – Stuttgart; Bad Cannstatt, 1980.Например: Aquinas, Thomas. The Soul: A Translation of St. Thomas Aquinas' De Anima.Translated by John Patrick Rowan. – St. Louis, 1949; Saint Thomas d’Aquin. Questions disputées del’âme / Introduction, traduction et notes par Jean-Marie Vernier. (Collection “CommentairesPhilosophiques”) – Paris, 2001.154Фома Аквинский.
Сумма теологии / пер. с лат. С. Еремеева. – Ч. 1: Вопросы 1-43. – Киев, 2002;ч. 1: Вопросы 44-74. – Киев, 2003; ч. 1: Вопросы 75-119. – Киев, 2005; ч. 2-1: Вопросы 1-48. –Киев, 2006; ч. 2-1: Вопросы 49-89. – Киев, 2008; ч. 2-1: Вопросы 90-114. – Киев, 2009; ч. 2-2:Вопросы 1-46. – Киев, 2011; ч. 2-2: Вопросы 47-122. –Киев, 2013; ч. 2-2: Вопросы 123-189. – Киев,2014; ч.
3: Вопросы 1-26. – Киев, 2012; ч. 3: Вопросы 27-59. – Киев, 2013; ч. 3: Вопросы 60-90. –Киев, 2015. См. рецензию на данный перевод: Апполонов А.В. О переводе «Суммы теологии»Фомы Аквинского // Вопросы философии. – 2004. – № 6. – С. 170-173.155Фома Аквинский. Сумма теологии / пер. А.В. Апполонова. – Т. 1 [ч. 1: Вопросы 1–64]. – М.,2006; т. 2: [ч. 1: Вопросы 65–119].
– М., 2007; т. 3: [1-я часть Второй части. Вопросы 1–67]. – М.,2008; т. 4: 1-я часть Второй части: Вопросы 68–114. – М., 2012; т. 5: 2-я часть Второй части:Вопросы 1–46. – М., 2015. Кроме того, данное издание приводит параллельный латинский текст.156Фома Аквинский. Сумма против язычников /пер. и коммент.Т.Ю. Бородай.
Кн. 1-я. – М., 2004;Кн. 2-я. – М., 2004.157Фома Аквинский. Сумма против язычников. Кн. III: Отрывки /пер. В.П. Гайденко // Историкофилософский ежегодник. – 2005. – № 1. – C.61-88.158Фома Аквинский. Сочинения / пер. А.В. Апполонова. (Bibliotheca Scholastica. Вып. 2) – М., 2004.159Фома Аквинский. Комментарий к трактату Боэция «О Троице» / пер.
А.В. Апполонов.(Bibliotheca Scholastica. № 16.) – М., 2014.19152153истолковании»»160, «Дискуссионные вопросы о душе» (пер. иер. Евгения Шилова)161 иряд других.Цель работы – выявить философско-богословские предпосылки становленияучения о природе души в антропологии Фомы Аквинского.Задачи исследования определяются поставленной целью.– выявить и проанализировать определения природы души у досократиков и Сократа;– рассмотреть учение о душе Платона и сформулировать «парадигмальность»платоновского учения для последующих поколений философов и богословов;– проследить развитие платоновской парадигмы в неоплатонизме и раннемхристианстве, а также у блаж.
Августина;– проанализировать учение о природе души по произведениям Аристотеля, выявитьосновную проблематику и сформулировать «парадигмальность» аристотелевскогоучения о душе;– рассмотреть рецепцию аристотелевской парадигмы у последователей, вчастности, у Ибн Сины;– изучить попытки средневековых схоластов, предшественников ФомыАквинского, в синтезе двух парадигм (Альберт Великий как представительДоминиканского ордена, и Бонавентура, как представитель Ордена францисканцев);– проанализировать критику Фомой Аквинским платоновской парадигмы (критикасепаратизма и спиритуализма в учении о душе);– проанализировать критику Фомой Аквинским аристотелевской парадигмы(критика «материализма»);– выявить основные элементы томистского синтеза в учении о природе души;– изучить «Дискуссионные вопросы о душе» Фомы Аквинского как ключевой иитоговый текст в определении природы человеческой души;– рассмотреть определения Фомой разумной души как формы тела и hoc aliquid(нечто определенного).Объектом исследования выступает антропология Фомы Аквинского.Предметом исследования являются сформированные в античности двепарадигмы, которые были синтезированы в учении Фомы Аквинского.Методы исследования.