Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского), страница 10

PDF-файл Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского), страница 10 Философия (35831): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского) - PDF, страница 10 (35831) - СтудИз2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского". PDF-файл из архива "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

12. 967d-e). «Душа отличается от тела: она обладает разумом, атело – как мы установили – не обладает; она правит, тело подчиняется; она – причинавсего, тело же не бывает причиной какого-либо состояния» (Послезаконие. 983d).Несмотря на то, что эту тему мы находим во многих его произведениях, тем неменее налицо постепенное развитие этого учения, которое приобретает со временемновые акценты и затрагивает новые аспекты. Но некоторые положения этого ученияостается во всех диалогах неизменными – бессмертие души, основополагающая рольдуши в формировании человека, причастность души добру и злу.В своих ранних диалогах Платон неоднократно касается темы души. В«Определениях» он предпринимает попытку дать сжатую формулировку 186понятиям, охватывающим разные стороны человеческой мысли и жизни. Одним изглавных понятий оказывается «душа» с ее силами, способностями, потенциями иощущениями.

Сама душа определяется как «то, что само себя движет, причинажизненного движения существ» (411с)181.Большое место в ранних диалогах отводится теме воспитания и очищениядуши. Для того чтобы познать добро и зло прежде необходимо снять «пелену мрака»,окутывающую душу (Alkiv. II. 150 d-e)182. Исцеление души намного важнее и являетсябольшим благом, чем исцеление тела (Hipp. 372e-373a)183, потому что все хорошее иплохое «порождается в теле и во всем человеке душою, и именно из нее всеПлатон.

Аксиох // Платон. Диалоги. – С. 415. Ср. диалог «Кратил», где душа характеризуетсякак причина жизни тела (399е), а тело – как могильная плита, скрывающая погребенную под ней вэтой жизни душу. Также тело есть знак, ибо с ее помощью душа обозначает то, что ей нужновыразить (400с) (рус. пер.: Платон. Кратил // Платон. Собр. соч: в 4 т. – Т. 1.

– С. 633-634).181Платон. Определения // Платон. Диалоги. (Философское наследие. Т. 98) – М., 1986. – С. 427.182Платон. Алкивиад II // Там же. – С. 94.183Платон. Гиппий // Там же. – С. 168-169.33180проистекает, точно так же как в глазах все проистекает от головы. Потому-то и надопрежде всего и преимущественно лечить душу, если хочешь, чтобы и голова и всеостальное тело хорошо себя чувствовали» (Harmid. 156е-157a)184.В другом раннем диалоге Платон устами Клитофонта утверждает, что те, ктоупражняет свое тело, но пренебрегают душой своей, «усердствуют в отношенииподчиненного [начала] и не заботятся о [начале] руководящем» (Klitoph. 407e)185.Более того, далее автор говорит, что если человек не умеет пользоваться той или инойвещью, то следует оставить ее в покое. Если кто не умеет пользоваться своимиглазами и ушами, и вообще всем телом, то такому человеку лучше не видеть, неслышать и телом своим не пользоваться, чем искать какое-либо применение для него.То же самое и в отношении мастерства – продолжает Клитофонт – если кто-то неумеет пользоваться своей лирой или каким-либо другим инструментом, тот не сумеетиспользовать инструменты других людей.

И, наконец, тот, кто не умеет пользоватьсясвоей душой, - «необходимо дать ей покой, да и гораздо лучше ему не жить, чем жить,делая все по-своему. Если же такому человеку суждено жить, то ему лучше пребыватьвсю жизнь рабом, чем свободным, передав кормило своего сознания, подобнокормилу судна, другому» (Ibid. 407e-408b)186. Таким образом, Платон приходит квыводу, что надо заботиться о душе и именно на нее обращать внимание, а заботу отеле и имуществе следует предоставить другим (Alkiv. I. 132b)187.В диалоге «Алкивиад I» Платон, устами Сократа, задает вопрос: что такоечеловек? И отвечает: человек – это то, что пользуется своим телом. А чтопользуется своим телом? – Душа.

Если она пользуется телом, значит она имуправляет. Человек есть одно из трех: душа, тело или целое, состоящее из того идругого. Но выше уже было сказано, что человек есть то, что управляет телом.Тело не способно управлять самим собой, поскольку оно само управляемо, поэтомуоно не может быть человеком. Также телом не могут совместно управлять тело идуша, поскольку если одно из двух, составляющих целое, не участвует вуправлении, то никоим образом не могут управлять оба вместе.

Если же ни тело, ниПлатон. Хармид // Там же. – С. 300. Эта идея о благотворном влиянии доброй души на телосозвучны следующему замечанию Демокрита: «Людям следует больше заботиться о душе, чем отеле, ибо совершенство души исправляет недостатки тела, телесная же сила без рассудканисколько не улучшает душу» (цит. по: Тахо-Годи А.А.

Примечания. Указатели // Платон.Диалоги. – С. 568).185Платон. Клитофонт // Платон. Диалоги. – С. 386.186Там же. – С. 386-387.187Платон. Алкивиад I // Платон. Диалоги. – С. 216.34184целое, состоящее из тела и души, не есть человек, то человек есть не что иное, какдуша. Именно душа и есть человек (Alkiv.

I. 129e-130c)188.Познание самого себя есть, по мнению Платона, познание души, так как нетничего главнее в нас, чем душа (Alkiv. I. 130d)189. Если же душа хочет познать самоесебя, она «должна заглянуть в душу, особенно же в ту ее часть, в которой заключенодостоинство души – мудрость, или же в любой другой предмет, коему душа подобна»(Alkiv.

I. 133a)190. Самой «божественной частью» души является та часть, к которойотносится познание и разумение, именно она подобна божеству, и тот, ктовсматривается в нее и познает все божественное – бога и разум – таким образомлучше всего познает самого себя. Душа как зеркало, отражает в себе божество и,вглядываясь в божество, мы видим и познаем самих себя (Alkiv. I.

133a-c)191.В диалоге «О справедливости» (372) Платон говорит: «А если ты спросишьменя, что мы называем душою, я ответил бы: мы называем этим именем то, чем мыпознаѐм»192. Если душа является характерным и отличительным признаком живыхсуществ («все, что имеет душу, мы именуем живыми существами, а человека – некимродом живых существ». Erix. 401c193), то разумная душа, душа с «божественнымкомпонентом», имеет место лишь у человека.В диалоге «Аксиох» Платон впервые поднимает тему, которая станетключевой в более поздних диалогах, особенно в «Федоне»194 – тему бессмертия души.Как пишет А.Ф. Лосев, «впервые только в «Федоне» определенно говорится ослиянии идеи и материи в единую субстанцию души или, вообще говоря, жизни,причем эта субстанция рассматривается в связи с особым учением о перевоплощениидуш»195.

Главным аргументом бессмертия души в ранних диалогах Платона, являетсяее способность к познанию, которое было бы недоступно душе, если бы она быласмертной природой и не обладала неким «божественным дыханием»:См.: там же. – С. 213-214.См.: там же. С. 214. В более позднем диалоге «Горгий» (465d) Платон пишет: «Действительно,ведь если бы не душа владычествовала над телом, а само оно над собою, и если бы не душоюразличали и отделяли поварское дело от врачевания, но тело судило бы само, пользуясь лишьмеркою собственных радостей, то /…/ все вещи смешались бы воедино – и то, что относится кврачеванию, к здоровью, к поварскому делу, стало бы меж собою неразличимо» (рус.

пер.:Платон. Горгий // Платон. Собр. соч.: в 4 т. – Т. 1. – С. 499).190Там же. – С. 217.191См.: там же. – С. 217-218.192Платон. О справедливости // Платон. Диалоги. – С. 359.193Платон. Эриксий // Там же. – С. 377.194См.: Платон. Федон. 70 с – 107 b.195Лосев А.Ф. Ранние диалоги Платона и сочинения Платоновской школы // Платон. Диалоги.(Философское наследие. Т.

98) – М., 1986. – С. 35.35188189«Ведь смертная природа никоим образом не могла бы объять и свершитьстоль великие дела: презреть преобладающую силу зверей, пересекать моря,воздвигать большие столицы, учреждать государства, взирать на небеса и усматриватьтам круговращения звезд, пути Солнца и Луны и их восходы и закаты, затмения искорое освобождение от темноты, равноденствия и двойные солнцевороты, зимыПлеяд, жаркие ветры и стремительно падающие дожди, безудержные порывыураганов.

Природа наша запечатлевает в памяти на вечные времена события,происходящие в космосе; все это было бы недоступно душе, если бы ей не былоприсуще некое поистине божественное дыхание, благодаря которому она обладаетпроницательностью и познанием столь великих вещей» (Axioh. 370b-c)196.Человек не должен страшиться смерти, поскольку смерть есть освобождениедуши от пут тела. Будучи в теле, душа наша испытывает поверхностные, легковесныерадости, сопрягаемые с многочисленными страданиями, в то время как печали –полновесны, длительны и лишены примеси радости. «А болезни, – продолжает далееПлатон, – воспаления органов чувств и прочие внутренние недуги, кои душа,рассеянная в порах нашего тела, чувствует поневоле, заставляют ее страстностремиться к небесному, родственному ей эфиру и жаждать тамошнего образа жизни,небесных хороводов, стремиться к ним.

Так что уход из жизни есть ни что иное, какзамена некоего зла благом» (Axioh. 366 a-b)197.После смерти душа переходит к более чистому, подлинному наслаждениюблагами. Радости не будут связаны со смертным телом, но свободны от всякой боли.Освободившись из темницы тела, душа явится туда, «где все безмятежно,безболезненно, непреходяще, где жизнь спокойна и не порождает бед, где можнопользоваться незыблемым миром и философически созерцать природу – не для толпыи театральных зрелищ, но во имя вящего процветания истины» (ibid. 370d)198.Далее Платон устами Сократа приводит сказание, сообщенное последнемумагом Гобрием о том, как его дед, также по имени Гобрий, во время походаКсеркса, будучи послан на остров Делос, прочитал на двух медных табличках отом, что происходит с душой после высвобождения ее из тела.

По его словам, онаотправляется в некое безвидное место, в подземное обиталище. По пути в царствомертвых души проходят «долину истины», где судьи расследуют, как душа жила вданном ей теле, после чего эти души, согласно приговору судей, поселяются либо вобители благочестивых душ, если они жили праведно, либо терпят вечную кару иПлатон. Аксиох // Платон. Диалоги. – С. 420.Там же. – С. 416.198Там же. – С. 420.36196197испытывают всевозможные мучения, если в жизни они были злодеями инечестивцами (см.: ibid. 371-372)199.Тем самым, для разумного человека, ищущего истину и пытающегося познатьсамого себя, по мнению Платона, смерть есть благо, поскольку душа, освободившись оттела, обретает больше возможностей для своего совершенствования и способна болееполно, чисто и беспримесно познавать себя и мир.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее