Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского), страница 12

PDF-файл Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского), страница 12 Философия (35831): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского) - PDF, страница 12 (35831) - СтудИз2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского". PDF-файл из архива "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые тривека. (Библиотека христианской мысли. Исследования) – СПб., 2007.219Афинагора Афинянина о воскресении мертвых // Сочинения древних христианскихапологетов. – СПб., 1999. – С. 92.220См.: Marcus Minucius Felix. Octavius // Patrologia Latina, 3, 231-360.221Св. Иустин Философ и мученик.

Апология I // Св. Иустин Философ и мученик. Творения. –М., 1995. – С. 37.222См.: Св. Иустин Философ и мученик. Диалог с Трифоном иудеем // Св. Иустин Философ имученик. Творения. – М., 1995. – С. 155.41218более не было, отнимается жизненный дух, и душа уже не существует, а идет опятьтуда же, откуда она взята» (cap. 6)223.С другой стороны, уже со II в.

намечается критика Платона и его учения.Татиан в своей «Речи против эллинов» критикует всякую философию, и Платона втом числе (2; 25)224. Феофил Антиохийский в трех «Книгах к Автолику» такжекасается личности и учения Платона с позиции критики: он критикует его учение осовечности материи Богу (II.4), учение о государстве (III.6), учение о богах, состоящихиз материи (III.7), за ложное летосчисление (III.

26,29). Он пишет: «Что принеслапользы Платону его философия, или прочим философам, которых не будуперечислять по множеству их, – их учение? Это говорю, чтобы показать бесполезныйи безбожный образ их мыслей» (III.2)225.Наконец, с возникновением христианского гностицизма (II в.) партия«ненавистников Платона» весьма увеличилась. Самым ярким ее адептом был КвинтСептимий Флоренс Тертуллиан.

В трактате «О душе»226 (первый христианскийтрактат, посвященный данной теме) он критикует Платона как «поставщикапряностей для всех еретиков» (XXIII.5)227 и впервые дает развернутую иаргументированную критику учения Платона о душе (XXIII–XXIV). СогласноТертуллиану, человек состоит из души и тела, причем «ни душа сама по себе не естьчеловек, /…/ ни плоть без души». Поэтому само «имя человек обозначает как бы узел,состоящий из двух сопряженных субстанций, под каковым названием они не могутсуществовать иначе, как соединенными между собою»228. Тертуллиан, в целом, являетсобой исключение по той причине, поскольку он следует другой философскойтрадиции – стоицизма.

Вслед за стоиками он постулирует учение о телесности души,что, без всякого сомнения, является совершенно чуждым не только платоновскойпарадигме, но и общему учению Церкви. По этой причине, позиция Тертуллианаявляется в данном случае маргинальной.Ириней Лионский, полемизируя с гностиками (и латентно – с Платоном)пишет: «Ибо руками Отца, то есть через Сына и Духа человек, а не часть человекасоздается по подобию Божию. Душа же и дух могут быть частью человека, но никакТам же.

– С. 144-145.Татиан. Речь против эллинов // Сочинения древних христианских апологетов. (Серия«Античное христианство. Источники») – СПб., 1999. – С. 33.225Св. Феофил Антиохийский. Три книги к Автолику // Сочинения древних христианскихапологетов. – С. 172.226См.: Tertullianus, Quintus Septimius. De anima // Patrologia Latina, 2, 646-752 (CCSL, 2, 781-869).227Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. О душе / пер. с лат., вступ. ст., коммент.

и указательА.Ю. Братухина. (Серия «Библиотека христианской мысли. Источники») – СПб., 2004. – С. 80.228Tertullianus. De ressurectionis carnis. 40. Ср.: Ibid. 15, 16; также см.: Tertullianus, Quintus Septimius.De ressurectionis carnis // Patrologia Latina, 2, 795-886 (CCSL, 2, 921-1012; CSEL 47, 25-125).42223224не человеком; совершенный человек есть соединение и союз души, получающей ДухаОтца, с плотью, которая создана по образу Божию.

/…/ Ибо ни плотское созданиесамо по себе не есть человек совершенный, но есть тело человека и часть человека; нидуша сама по себе не есть человек, но душа человека и часть человека; ни дух не естьчеловек, ибо он называется духом, а не человеком. Соединение же и союз всех сихсоставляет совершенного человека» (V,6,1)229. По словам Иринея, душа и телоявляются необходимыми составными частями единой человеческой природы. Иринейнигде не упоминает о Платоне и открыто не полемизирует с ним, его критика касаетсялишь учения гностиков, которые, восприняв многие из идей Платона, попыталисьвнедрить их в христианское учение, что повлекло за собой их выход за ограду Церкви.Климент Александрийский также обращается к платоновскому наследию,несмотря на то, что отвергает платонический спиритуализм (опять же в полемике сгностицизмом, как и Ириней Лионский), сравнивая человека с мифическим кентавром,состоящим из двух различных частей – материального тела и разумной души: «Человек,в моем понимании, есть нечто вроде кентавра, почитавшегося в Фессалии.

Тело занятоземлей и гнется к ней, душа же стремится к Богу» (Strom. IV, III, 9, 4)230.Тем самым, вплоть до третьего века Платон воспринимается христианскимиавторами как защитник учения о сотворении мира Богом, о чем он пишет в своемдиалоге «Тимей», как тот, кто писал о Боге и Его свойствах (в той мере, в какой он могпостичь это своим разумом231), но в первую очередь, как тот, кто закладывает основуидеализма, учению о приоритете умопостигаемого, духовного над материальным.Лишь Ориген впервые выходит на новую плоскость: он принимает у Платона учениео душе, которое выходило за рамки и даже противоречило христианскому учению.Это также было новой богословской парадигмой, выраженной в главном трудеОригена – «О началах», но эта парадигма не прижилась и была отвергнута Церковью.У Оригена мы находим мысль о предвечном существовании души, о ее«первородном» падении (или охлаждении в ее любви к Богу), о теле как темнице души,о восстановлении души в ее первоначальном абсолютно духовном состоянии в концевремен (т.н.

апокатастасис). Все эти идеи критиковались последующими церковнымиавторами (свт. Мефодий Патарский, свт. Григорий Нисский («Об устроении человека»,Св. Ириней Лионский. Творения. – М., 1996. – С. 455-456.Климент Александрийский. Строматы. – Т. 2 (Кн. 4-5) /изд. подготовил Е.В.

Афонасин. (Серия«Библиотека христианской мысли». Источники) – СПб., 2003. – С. 9.231См.: Климент Александрийский. Увещание к язычникам. Кто из богатых спасется / пер. сдревнегреч., вступ. ст., коммент. и указатель А.Ю. Братухина. (Серия «Библиотека христианскоймысли. Источники») – СПб., 2006. – С. 101-103.4322923029)232 и др.). Хотя нужно заметить, что представления Александрийского богослова осоставе человеческой природы характеризуются крайней неопределенностью. Какотмечает Фреппель, «Ориген никогда не имел твердо установившихся понятий осоставе человека. /…/ зная все системы, касающиеся этого вопроса, он сам колеблется,не высказываясь определенно ни об одной»233.Наконец, некоторый итог христианского осмысления учения о душе уантичных философов мы находим в сочинении Немесия, епископа Эмесского «Оприроде человека».

Во второй главе, носящей название «О душе», епископ Немесийпоказывает целую палитру разнообразных философских мнений:«Понятия о душе почти у всех древних мудрецов (были) различны234. Так,Демокрит, Эпикур и все вообще стоические философы считают душу телом. Но исами эти (авторы), признающие душу телесной, придерживаются разных мненийотносительно ее сущности, именно: стоики называют душу пневмой, содержащей всебе теплоту и огонь235, Критиас – кровью, философ Гиппон – водой, Демокрит –огнем, так как (по его мнению) сферические фигуры (формы) огненных и воздушныхатомов посредством взаимного смещения образуют душу236.

Гераклит мировую душусчитает испарением (ἀναθςμίαζιν) влаги, а душу животных производит из испарения –как внешнего, так и их собственного, однородного с ними. С другой стороны, и средитех, которые считают душу бестелесной, существует бесконечное разногласие, так какодни признают ее сущностью (субстанцией) и бессмертной, а другие – хотя иневещественной (бестелесной), но не субстанцией и не бессмертной. Фалес первыйназвал душу началом, постоянно и самостоятельно движущимся (ἀεικίνηηον καίαὐηοκίνηηον); Пифагор считал ее самодвижущимся числом; Платон – разумной237субстанцией, движущейся из себя самой с правильностью числа238; Аристотель –первой энтелехией естественного организованного тела, имеющего жизнь ввозможности (δςνάμει); Дикеарх – гармонией четырех стихий, или лучше –смешением и согласием стихий, так как он разумеет не ту гармонию, котораяСр.: Свт.

Григорий Нисский. Об устроении человека // О человеке: сб. трактатов. – СПб., 2011.– С. 123: «Человек, состоящий из души и тела, есть единое».233Цит. по: Владимирский Ф.С. Отношение космологических и антропологических воззренийНемезия к патристической литературе и влияние его на последующих писателей // НемезийЭмесский. О природе человека / пер. с греч. Ф.С.

Владимирского; сост., послесл., общ. ред. М.Л.Хорькова. (История христианской мысли в памятниках) – М., 1998. – С. 270.234Ср.: Aristotle De anima I, 2 и Euseb. Praeparat. Evang. pag. 811 sqq.235Πνεύμα ἕνθεπμον καί διάπςπον – разгоряченная и огненная пневма.236Ср.: Aristotle De anima, lib. I, cap. 2, § 3.237Νοήηην – умопостигаемой, мыслимой (субстанцией).238Καηά ἀπιθμόν ἐναπμόνιον – подобно числу, содержащему в себе гармонию, иначе – «сматематической точностью». См.

Платона «О законах» кн. 10 и ср.: «Федон».44232составляется из звуков, но гармоническое смешение и сочетание находящихся в телегорячих и холодных, влажных и сухих элементов. Очевидно также, что и из этих (т. е.сейчас перечисленных философов) одни признают душу субстанцией, а другие, какАристотель и Дикеарх, считают ее несубстанциальной (ἀνούζιον)»239.После критического рассмотрения философских воззрений на природу души,епископ Немесий определяет душу как бестелесную и самостоятельную сущность(124), которая отлична от тела и господствует над ним, проявляя свою деятельностьсвободно и самостоятельно240. Душа духовна и невещественна, поскольку она, какначало живое и вечно деятельное, сообщает телу жизнь и движение, а также, будучиобразом невидимого Бога, она безвидна, не имеет ни формы, ни очертания, и ейчужды всякие пространственные отношения.

Душа самостоятельна илисубстанциальна, поскольку она может отрешаться от тела (например, во время сна,созерцания или познании умопостигаемых вещей), а также потому, что является«самодвижущейся субстанцией», сообщающей движение телу241. Несомненно, этотитог святоотеческой мысли во многом задает координаты для последующейцерковной традиции как Востока242, так и Запада243.Немезий Эмесский. О природе человека.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее