Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского)

PDF-файл Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского) Философия (35831): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского) - PDF (35831) - СтудИзба2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского". PDF-файл из архива "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Религиозная организация –духовная образовательная организация высшего образования«Николо-Угрешская Духовная семинарияРусской Православной Церкви»На правах рукописиШилов Евгений ВадимовичФИЛОСОФСКО-БОГОСЛОВСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИСТАНОВЛЕНИЯ УЧЕНИЯ О ПРИРОДЕ ДУШИВ АНТРОПОЛОГИИ ФОМЫ АКВИНСКОГОСпециальность: 09.00.13 –философская антропология, философия культурыДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель –доктор философских наук, профессорШмидт Вильям ВладимировичМосква – 2018ОглавлениеВведение ............................................................................................................................

31. «Старая парадигма»: платоновское учение о душе............................................ 271.1. Первые попытки определения природы души у досократиков и Сократа ... 271.2. Платон: спиритуализация человека. Человек как душа. Формированиепервой парадигмы ............................................................................................... 301.3. Платоновская парадигма в неоплатонизме и раннем христианстве ............ 391.4. Блаженный Августин и традиция платонизма в учении о душе .................... 462. «Новая парадигма»: аристотелевское учение о душе ........................................

542.1. Аристотель: душа как форма и энтелехия тела .............................................. 572.2. Аристотель: является ли душа “ηόδε ηι” ........................................................... 632.3. Интерпретация наследия Аристотеля на Западе ............................................ 712.4. Ибн Сина и его учение о душе .............................................................................. 743. Попытка синтеза двух парадигм: Альберт Великий. ........................................ 843.1.

Определение души у Альберта Великого ........................................................... 853.2. Первое и второе определение души у Аристотеля вкомментариях Альберта Великого................................................................... 933.3. Душа как suppositum и subjectum in se perfectum. Субстанциальностьдуши в учении Альберта Великого ....................................................................

973.5.Францисканский корректив. Бонавентура: душа как forma,perfectio и motor тела ....................................................................................... 1024. Томистский синтез: душа как forma тела и hoc aliquid .................................... 1074.1. Критика платонизма и аверроизма («сепарационный дуализм») ................. 1114.2. Рецепция Аристотеля и критика «унификационного дуализма» .................. 1154.3. Учение Фомы о природе души: душа как forma тела и hoc aliquid ............... 118Заключение ...................................................................................................................

127Источники ..................................................................................................................... 131Литература .................................................................................................................... 1402ВведениеПостановка проблемы и актуальность темы.

Знаменитый историк ифилософ науки ХХ в. Томас Кун определил теорию научных революций как сменупарадигм1. Эта теория может быть с успехом также отнесена, в частности, к рядуфилософских теорий, например – к учению о природе души, которое имелоопределенное развитие в античной мысли и дальнейшую сложную рецепцию вхристианском сознании.Можно сказать, что уже в мировоззрении древних греков постепенносформировывается две определенных парадигмы понимания природы души,имеющих свои предпосылки и свою трансформацию, – это учение Платона иучение Аристотеля.

Каждая из этих парадигм имела своих последователей – как влице философов (иудейских, арабских, греческих и латинских), так и в лицехристианских богословов.Уже у отцов Церкви намечается попытка воспринимать философию как«служанку теологии», и взять от нее все лучшее, что было создано умамичеловечества. Впоследствии схоласты продолжили эту традицию: они воспринимаютфилософский инструментарий для обоснования и уяснения учения Церкви. В связи сэтим, в своей интерпретации учения о природе души, схоласты должны были отдатьпредпочтение одной из двух существовавших философских парадигм, совмещениекоторых вплоть до XIII в.

представлялось невозможным. Лишь в XIII в., когда наЗападе Аристотель становится известным во всей полноте, возникают попыткисинтеза этих двух парадигм в рамках схоластического богословия (в особенности уФранцисканского и Доминиканского орденов). И если для ряда схоластов эта задачаоказалась не под силу (например, Альберту Великому как представителюдоминиканцев или Бонавентуре как представителю Францисканского ордена), тоФома Аквинский осуществил синтез, совместив и гармонично соединив двепарадигмы в единое непротиворечивое и органическое учение.Философское наследие Фомы Аквинского (1225-1274) – автора, во многомопределившего развитие христианской и западноевропейской философии, изучаетсяна протяжении многих веков.

Но если в мировой и европейской науке его имя,произведения и концепции достаточно исследованы и исследуются до сих пор, тоотечественная наука в этом отношении значительно уступает. Несмотря на то, чтоглавный богословский труд Фомы – «Сумма теологии» – на многие века определилразвитие русской богословской мысли, поскольку и в Киево-Могилянской Академии,и в первых семинариях, обучение догматическому богословию проводилось именно1См.: Кун Т.

Структура научных революций. – М., 2003 (см.: Философия. Психология).3по этой системе (и к тому же на латинском языке – языке источника). Лишь к концуXIX – началу ХХ в. в России в рамках православного богословского образованиянамечаются попытки порвать с западным, католическим влиянием и создать свою,русскую, самобытную православную систему богословия.

В связи с этим, начиная сэтого времени, когда на Западе Фома получает определенное признание (особеннопосле энциклики Aeterni patris папы Льва XIII в 1879 г.), в России интерес к наследиюФомы сводится на нет. Русская революция и атеистическая идеология в ХХ в. такжево многом определила не-интерес к богословскому наследию западных мыслителей.И лишь с конца ХХ в. российские философы и богословы смогли вновь обратитьвнимание на схоластическое наследие Запада: появление новых переводов,исследований, статей и книг в нашей стране2 ставят перед современнымисследователем новые вопросы и новые проблемы, которые в отечественной науке ненашли своего разрешения до сих пор.

Данное диссертационное исследование ставитперед собой задачу отчасти заполнить этот пробел.Учение о человеке и о душе является для Фомы одним из ключевых вопросовво многих его произведениях. Более того, это учение составляет один из важнейшихэлементов его богословско-философского синтеза, в котором он успешно совмещаетразные, казавшиеся противоречивыми, концепции. В связи с этим, для пониманияэтого синтеза и анализа той работы, которая была совершена Фомой, а также техпроблем, которые в то время стояли перед ним, важно выявить основные философскобогословские предпосылки, которые нашли свое оформление задолго до РождестваХристова, в античном сознании древних греков и находят своеобразное преломлениеИз современных изданий, посвященных Фоме следует назвать: Стецюра Т.Д.

Хозяйственнаяэтика Фомы Аквинского. – М., 2010 (также см.: Шилов Е., иер. Рецензия на книгу: СтецюраТ.Д. Хозяйственная этика Фомы Аквинского. – М., 2010. – 303 с. // Вестник ПСТГУ. – 2011. –Т. I:4 (36). – С. 124-126); Бандуровский К. В. Бессмертие души в философии ФомыАквинского. – М., 2011 (см. также: Шилов Е., свящ. Рецензия на книгу: Бандуровский К.В.Бессмертие души в философии Фомы Аквинского. – М.: РГГУ, 2011. – 328 с. // ВестникПСТГУ. – 2012. – Т.

I:1 (39). – C. 121-124).Можно выделить также современные переводы иностранных изданий, напр.: Грабманн М.Введение в «Сумму теологии» св. Фомы Аквинского / пер. с нем. А.В. Апполонова. (Сер. «PaxChristiana») – М., 2007 (см. рецензию: Шилов Е., диак. Рецензия на книгу: Грабманн М. Введение в«Сумму теологии» св. Фомы Аквинского / пер. с нем. А. В. Апполонова. – М.: Сигнум Веритатис,2007. – 280 с. – (Серия «Pax Christiana») // Вестник ПСТГУ. – 2008.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5193
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее