Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского), страница 8

PDF-файл Диссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского), страница 8 Философия (35831): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского) - PDF, страница 8 (35831) - СтудИзб2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского". PDF-файл из архива "Философско-богословские предпосылки становления учения о природе души в антропологии Фомы Аквинского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Серия I: Богословие. Философия. – 2015. – Т. I. № 1(57) – С. 136-138.– Шилов Е., иер. Рецензия на книгу: Wendlinder A. Ch. Speaking of God in ThomasAquinas and Meister Eckhart: Beyond Analogy. – Ashgate, 2014. – (Ashgate new criticalthinking in religion, theology and Biblical studies). – 217 p.

// Вестник ПСТГУ. Серия I:Богословие. Философия. – 2015. – Т. I. № 5 (61). – С. 151-153.– Chilov, Evguény, père. L’éthique d’Aristote dans les études des théologiens russes desXIXe et XXe siècles // La Triade stratégique de la philosophie d’Aristote / Echangesphilosophiques et politiques Franco-Russes sous la direction de M. Gennady Samuylov. –Paris: Edition Apopsix, 2017. – P. 343-370.– Shilov Evgeny. Aristotle`s Ethics in Researches of Russian Orthodox Theologians ofXIXth – early XXth Centuries // Path.

Vol. 16 – Pontificia Academia Theologica – 2017/1. –Vaticano: IF PRESS, 2017. – P. 219-233.– Шилов Е., иер. Предисловие // Фома Аквинский. Дискуссионные вопросы одуше / пер. и предисл.: иер. Евгений Шилов. («Христианская мысль. Тексты иисследования». 6) – М.: Ин-т св.

Фомы, 2017. – 408 с. – С. 5-44.– Шилов Е., свящ. Философская подоплека исихастских споров: Платон VSАристотель // Угрешский сборник: Труды преподавателей и магистрантов НиколоУгрешской православной духовной семинарии. – 2017. – Вып. 7. – 280 с. – С. 136-148.25– Шилов, Евгений, иер. Рецепция блаж. Августина в сочинениях Майстера Экхарта:разум и мышление как предпосылки богопознания // Теология: встреча Востока иЗапада: Труды кафедры теологии РГСУ. – СПб.: Алетейя, 2018. – 294 с. – С. 53-62.– Фома Аквинский.

Дискуссионные вопросы о душе / пер. и предисл.: иер.Евгений Шилов. («Христианская мысль. Тексты и исследования». 6) – М.: Ин-т св.Фомы, 2017. – 408 с.Результаты работы могут быть использованы при проведении дальнейшихисследований, а также при подготовке и чтении курсов по патрологии, историиантичной и средневековой философии, религиоведению, антропологии, психологии.Структура и объем диссертации определяются последовательностьюрешения поставленных задач.

Работа состоит из введения, четырех глав, заключения исписка литературы. Общий объем диссертационного исследования – 154 страницпечатного текста. Текст исследования изложен на 130 страницах.Список литературы содержит перечень источников и научных работ,использованных при написании диссертации, и состоит из 426 наименований, вчисле которых 167 – источники на русском и иностранных языках. (Приструктурировании списка литературы использован алфавитный способгруппировки библиографических записей.)261.«Старая парадигма»:платоновское учение о душе1.1.Первые попытки определения природы душиу досократиков и СократаСогласно дошедшим до нашего времени письменным источникам, в сознаниичеловека разных древних культур, по-видимому, присутствовали представления одуше.

Первобытный анимизм древних греков постепенно развивается сформированием религиозных взглядов и мифологических представлений и получаетсвое окончательное выражение в философских учениях.В лексиконе античного грека τςσή (душа) имела ряд синонимов, которыеупотреблялись в разные периоды, показывая, какие именно части человеческогосущества мыслились как наиболее отражающие суть или сущность человека. УГомера в его «Илиаде» и «Одиссее» такими синонимами являются θςμόρ(аффективно-волевая часть духа, расположенная в груди человека), νόoρ (ум,расположенный в диафрагме), εἴδολυν (образ или двойник тела, лишенный плотностии материальности), κήπ (κέαπ) (сердце), θπήν (внутренность, грудь, сердце, душа, ум,мышление, мысль, предбрюшная преграда), ἦηοπ (сердце, как седалище жизни,страдания и желаний).

В классический период появляются новые синонимы – καπδία(сердце), κεθαλή (голова), ππαπίρ (дух, ум)162, ζπλάγσνον (сердце, вместилище чувств ижеланий), ζηήθoρ (грудь), δαίμυν (дух-хранитель, гений, демон, душа умершего) 163.Наряду с этими физиологическими представлениями вместилища душивстречается также понимание души как некоего дыхания164, которое покидает тело вмомент смерти. Уже Гомер изображает души умерших в Аиде как призраки: «Тиходуша, излетевши из тела, нисходит к Аиду»165.

Такая душа, исходящая из устумершего, изображалась древними греками символически на саркофагах в видебабочки, вылетающей из своей личинки. Впоследствии Апулей в своих«Метаморфозах» будет также использовать крылатую фигуру Психеи, которая найдетсвое продолжение в раннехристианских надгробных рисунках.В древнегреческой культуре не существовало единого представления о душе,также как и не было единого, цельного понятия души. Вначале душа связывается сразличными внутренними процессами человеческого организма, впоследствииBailly, Anatole.

Le Grand Bailly: Dictionnaire grec-français. – Paris, 1935. – P. 1617.В произведениях Эсхила и Эврипида.164Первоначальное значение слова τςσή - именно дыхание, дуновение (ср. лат. animus –дыхание; душа).165Гомер. Илиада / пер. с древнегреч. Н. Гнедича. – М., 1987. – С. 240.27162163локализация души постепенно исчезает, и на смену анатомическим представлениямприходит понимание души как дыхания, духа или тени, существующей в теле, а послесмерти – отдельно от него. Персонифицируя мир вокруг себя, древний греколицетворял и душу, представляя ее бабочкой, птицей, Психеей, образы которыхвстречаютсяповсеместновгреческоммифопоэтическомкомплексе.Каквпоследствии будет писать Платон в своих «Законах»: « Что такое душа, мой друг,это, кажется, неведомо почти никому – какова она, какое значение она имеет, каковыпрочие ее свойства, в особенности же каково ее возникновение, ведь она – нечтопервичное, возникшее прежде всех тел, и потому она более чего бы то ни быловластна над всякого рода изменениями и переустройствами тел» (Leg.

892a)166.Милетская школа философии в отношении учения о душе опирается вомногом на воззрения Гомера. Человек представляется частью животного мира, апотому и душа есть нечто не выходящее за его пределы и является телесной in suigeneris. Она обладает воздушной природой (Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор,Архелай, Диоген из Аполлонии) или эфирной (Пифагор и пифагорейцы167). Всяматерия представляется первым греческим философам одушевленной теми илииными космическими стихиями, пронизывающими материальный мир, которые изаменили постепенно мифологических богов.В воззрениях древнегреческих атомистов, в частности Демокрита, душамыслится как нечто материальное, составленное из атомов: если душа управляеттелом и движет им, следовательно, она сама должна быть телесна, так как действиедуши на тело мыслится как процесс материальный по типу толчка.

Из этого следует,что со смертью и разложением тела умирает и рассеивается и его душа168.«Античному материализму была свойственна и материализация души: душа не толькорассматривалась в единстве с телом, но и сама обладала особой телесностью»169.Бессмертие души полагали орфики, а впоследствии пифагорейцы.

Геродотприписывал начало подобным воззрениям древним египтянам: «Египтяне такжепервыми стали учить о бессмертии человеческой души. Когда умирает тело, душапереходит в другое существо, как раз рождающееся в тот момент. Пройдя через [тела]всех земных и морских животных и птиц, она снова вселяется в тело новорожденногоПлатон. Законы // Платон. Собр. соч.: в 4 т. – Т. 4. (Философское наследие.

Т. 121) – М.,1994. – С. 350.167См.: Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.,1979. – С. 340.168См.: Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности / под ред. и коммент. Г.К.Баммеля. – М., 1935. – С. 54.169Скобелева В.А. Эволюция представлений о душе в культуре Древней Греции: дисс. … канд.культурологии. – Нижневартовск, 2008.

– С. 57.28166ребенка. Это круговращение продолжается три тысячи лет. Учение это заимствовалинекоторые эллины как в древнее время, так и недавно. Я знаю их имена, но неназываю»170. Впоследствии эта точка зрения встречается у Пифагора, о которомДиоген Лаэртский будет говорить, что «он первым заявил, будто душа совершает кругнеизбежности, облекаясь то в одну, то в другую жизнь»171. Для Пифагора душа естьбессмертный осколок эфира, попадающий в тело человека в момент его рождения;или некое демоническое существо, падшее в земной мир, и заключенное – в качественаказания – в темницу-тело.В целом, душа как философская проблема не ставится у древнихнатурфилософов, поскольку они заняты решением космогонических вопросов172.

Иесли одни философы (представители Милетской школы, атомисты) видят душу какнечто в той или иной степени материальное, то для других (орфики, пифагорейцы)характерно четко дуалистическое противопоставление души и тела.Тем самым, к эпохе Сократа душа понималась как нечто материальное, но,наряду с этим реалистическим мнением, существовали философские школы, имевшиеболее сложные мифологические и мифопоэтические представления о бессмертиидуши и ее перевоплощении из одного тела в другое.До Сократа душа, в народных представлениях, виделась, в основном, какнекое «дыхание жизни», как некий призрачный, парообразный «дух», оживляющиймертвую материю. Сократ же наделяет душу сознанием и действием. Даже Гераклит,мысливший душу частью вечного божественного Огня или Логоса, или орфики ипифагорейцы, полагавшие душу неким богом, заключенным в темнице тела, несчитали душу разумным и моральным началом.

«Если у «досократиков» и, вчастности, у Демокрита, человеческое поведение и движения его души объясняютсяисходя из цепочки природных причин и следствий, то Сократ разрывает указаннуюцепь и извлекает человека из мира ближайших природных связей, рассматривая егодействия через призму того, что именуется «наилучшим»»173. Человек есть не толькочасть животного мира или один из живых организмов наряду с другими, но он своимзнанием о «наилучшем» (содержанием своей души) приобщается к высшему порядку,выходя за пределы природного мира.Если досократики смотрели на человека через призму вещей этого мира, тоСократ смотрит на вещи с точки зрения человека – его разумных и нравственныхГеродот. История / предисл.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее