Диссертация (Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры". PDF-файл из архива "Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Межкультурная коммуникация и международный культурныйобмен. – СПб.:СПбКО, 2009. - 416 с.2Указ. соч. – С. 10.144триады» - со средствами передачи сообщений: начиная с того, чтоувеличилось само количество различного рода доступных для людей средств(телеграф, телефон, Интернет, мобильная, спутниковая связь и т.п.) изаканчивая качественным совершенствованием их емкостных и скоростныххарактеристик.
Таким образом, можно сделать вывод, что большая частьпроисходивших с человечеством до настоящего момента трансформаций вобласти развития коммуникативных связей, которые в макромасштабахвсегда принимают форму межкультурных, способствовали налаживаниюмежкультурного диалога и вели к интеграции человечества в единуюсистему.Сами по себе межкультурные контакты в истории человечествапрослеживаются уже в глубоком прошлом во времена возникновениядревних цивилизаций. Они проявлялись как через обмен продуктамикультуры (предметы быта, оружие, пряности, ювелирные украшения и т.п.),так и через подлинно культурные заимствования (заимствования имен боговс последующим включением их в свой пантеон; знаний – греки, например,активно пользовались восточной мудростью в своих философских трактатах,и т.п.). «Благодаря развитию контактов финикийский алфавит, возникший вПалестине между II и I тыс.
до н.э., распространился в странахСредиземноморья и затем стал основой греческого, римского, а вдальнейшем и славянского алфавитов, что служит подтверждениемпозитивного значения межкультурного общения»1.Интенсивностьпропорциональноактовувеличениюмежкультурногоколичестваобщениямежкультурныхрослаконтактов,которые в свою очередь могли быть обусловлены строительством дорог иразвитием транспортной инфраструктуры, возникновением торговых путей,связывавших Запад и Восток, Север и Юг, и даже военными походами,которые в свою очередь также расширяли географию межкультурныхБоголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен. –СПб.:СПбКО, 2009. - С.
13.145контактов.Однако,каксправедливоотмечаютЮ.Н.НиколаеваиН.М. Боголюбова, несмотря на все это: «…политические, религиозные,экономические (хотелось бы добавить «культурные» - прим. М.С.) различиянеспособствовалипредставителямистановлениюразличныхравноправныхкультур»идалее:отношений«языковыемеждубарьеры,этнические и религиозные отличия, специфика менталитета – все этозатрудняло культурный диалог и выступало препятствием для интенсивногоразвития контактов»1.
В этом отношении можно отметить, что смысловоесодержаниепоследнегоцитированияостаетсяактуальнымидлясовременности.В Средние века большое значение в процессах коммуникации играларелигия, оказывавшая значительное влияние на характер и спецификумежкультурных контактов, особое место среди которых занимает феноменКрестовых походов XI – XV вв. В качестве площадок для культурныхконтактов в Средние века выступали также появившиеся ярмарки иуниверситеты, роль которых не только не ослабла, а даже усилилась в Новомвремени.«В эпоху Нового времени …появляются новые средства коммуникации…мир начинает представлять целостный единый организм. Сама жизнь вэпоху Нового времени диктовала необходимость развития международныхкультурных контактов»2.
Для этого периода характерны не толькоинтенсификация межкультурных контактов в рамках уже существующихсвязей, но и расширение поля межкультурного взаимодействия за счетвключения в него новых участников коммуникации.«В ХХ веке число участников межкультурного обмена неуклонноросло, что стало отражением процесса демократизации, интеграции мировогосообщества»3.Межкультурныеконтактыстали,такимобразом,необходимым и обязательным условием для поиска решений глобальныхУказ. соч.
– С. 17.Там же.3Указ. соч. – С. 19.1246проблем, что во многом и послужило причиной возникновения специальногонаправления исследований.Если обратиться к работе Т. Куна «Структура научных революций»1, тостановится понятным, что та или иная научная дисциплина возникает какрезультат реакции «науки» на «созревшую» и ставшую актуальной проблему.Такимобразом,исследований,межкультурнаяпоявиласькоммуникация,именновкачествекактакогонаправлениеответанасформировавшуюся на тот момент проблему коммуникации представителейразличных культур, которую, ввиду развития глобализационных процессов,уже невозможно было игнорировать.ПомнениюА.П.Садохина,«объективнымоснованиемдлямежкультурной коммуникации являются различия между культурами,складывающиеся в процессе формирования каждой этнической культуры2.Действительно, взаимодействие и коммуникация представителей различныхкультур происходили уже не одно тысячелетие, однако, начиная с эпохи«Великих географических открытий», число межкультурных контактов иобъемы перемещения людей по планете значительно возросли, а начиная ссередины XIX века и вовсе наблюдается их активная интенсификация,обусловленная рядом объективных факторов.
Прежде всего, к такимфакторам можно отнести прогрессирующий рост человеческой численности,которая возросла с 1130 млн человек, до 6 млрд к началу XXI века, т.е.практически в 6 раз (!). Другим не менее важным фактором является тообстоятельство, что пригодное для проживания людей пространствофактически осталось неизменным. Это в свою очередь неизбежно привело кувеличению плотности заселения Земли.Одновременно активно шло развитие средств массовой коммуникации:от телеграфа и телефона до спутникового телевидения и глобальной сетиСм.: Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ.
И.З. Налетова. Общая ред. и послесловиеС.Р. Микулинского и Л.А. Марковой. М.: Прогресс, 1975. 2 изд. 1977. – 320 с.2Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. – М.: Высш. Шк., 2005. – С. 97.147Интернет (3.2 млрд пользователей к 2015 г.1), «опутавшей» человечествоплотной «паутиной» коммуникативных связей. В это же время стремительноросла протяженность транспортных сетей – общая длина только железныхдорог в мире увеличилась с 2,4 тыс. км в 1836 году, до 1145,1 тыс. км в19852 году, т.е. почти в 477 раз (!), не говоря уже об автомобильных,воздушных и морских путях сообщения.
Кроме того, сильно видоизменилисьисамитранспортныесредства:онисталиболеескоростными,вместительными и грузоподъемными, что также не могло не сказаться наувеличении количества и качества межкультурных контактов.Совокупностьданныхфакторовпривелакзначительнойтрансформации общественного сознания и изменению человеческогомировосприятия, а также роли и места отдельного индивида в нем: мир изнекогда большого, неизведанного и таинственного, превратился в голубуюточку в космическом пространстве, «мир конца ХХ века решительноуменьшился»3, стал, по выражению М.
Маклюэна, «глобальной деревней»4.Такимобразом,сопровождающегосявследствиеростом«сжимания»человеческойпространства,численности,неизбежнопроизошло увеличение количества межкультурных контактов: как вматериально-физическом,такивинформационном(виртуальном)пространстве, что в свою очередь привело к актуализации проблемысовместного существования в условиях поликультурности, попыткойрешения которой и послужило появление в середине XX века в США, а затеми в Европе такого направления исследований какмежкультурнаякоммуникация.В США интерес к проблемам межкультурной коммуникации возниккак результат необходимости поиска решения возникших проблем, скоторыми столкнулись правительственные чиновники, бизнесмены иДанные интернет портала «Интернет в России и мире» от 16.11.2015, режимhttp://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404 (дата обращения: 15.11.2017).2Сотников Е.А. Железные дороги мира из XIX в XXI век.
М.: Транспорт, 1993. — 16 с.3Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001. — С. 16.4Маклюэн М. Галактика Гуттенберга. Киев: Ника-Центр, 2004. — 432 с.1доступа:48сотрудники ТНК при попытках установления контактов с местнымнаселением в различных регионах мира. Дело в том, что «после Второймировой войны активно стала расширяться сфера влияния американскойполитики, экономики и культуры по всему миру»1, однако далеко не всепошло так, как ожидалось. Для решения возникших проблем в 1946 году вСША был создан Институт службы за границей под руководством лингвистаЭдварда Холла, к работе в котором также были привлечены многиеизвестные ученые из различных научных отраслей, среди которых особостоитотметитьД.
Трагера,К. Клакхона,Ф. Стродберга,Э. Стюарта,Л. Самовара и Р. Портера.Первымоформлениярезультатомработы«межкультурнойИнститутаи,фактически,коммуникации»вкачестведатойнаучногонаправления, стала вышедшая в 1954 г. книга Э. Холла и Д. Трагера«Культура как коммуникация»2, в которой было представлено новоепонимание культуры как коммуникации, а коммуникации как культуры,также для широкого употребления было предложено само словосочетание«межкультурная коммуникация».
Через пять лет в свет вышла другая работаЭ. Холла «Безмолвный язык»3, которая уже содержала все основныенаработки Института в области межкультурной коммуникации. Э. Холлсчитал, что для успешной коммуникации между представителями различныхкультур, необходимо детальное изучение практических нужд их носителей.Он исходил из того, что если культуру можно изучать и усваивать, значит еетакже можно и преподавать, следствием чего в 1960-х годах сталооформление межкультурной коммуникации в качестве самостоятельнойучебной дисциплины, появившейся во многих университетах США.Такимобразом,можносделатьвывод,чтомежкультурнаякоммуникация возникла не столько из гуманных общечеловеческихпобуждений, направленных на поиски решения проблемы существования вСадохин А.П.