Диссертация (Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры), страница 13
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры". PDF-файл из архива "Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 13 страницы из PDF
Тесная связь междуязыком и культурой также подчеркивается большинством лингвистов,именно по этой причине попытки создания искусственного языка (безлежащей в его основе культуры) раз за разом заканчивались неудачей2.Результатом исследовательской деятельности голландского социологаГ. Хофштеде3, занимавшегося вопросами особенностей национальногохарактера различных культур стало выделение таких критериев культуры как«индивидуализм»-«коллективизм»,«дистанциявласти»,«боязньнеопределенности», а также культур с «мужским или женским началом».См.: Hall E. The Dance of Life, The Other Dimension of Time. New York: Doubleday, 1983.См.: Hirsh E.
D. Cultural Literacy. N. Y. 1988.3См.: Hofstede G., Culture’s Consequences, Comparing Values, Behaviors, Institutions, and Organizations AcrossNations. Thousand Oaks CA: Sage Publications, 2001.1254Если первым – «индивидуалистским» культурам в большей степенисоответствует стремление к автономности, отсутствие потребности в жесткойиерархической системе построения социума (западные культуры), то вторые–коллективистские,(восточныекультуры).представляютНаихоснованииполнуюпротивоположностьисследования,проведенногоамериканским психологом Г. Триандисом1, к 1990 г. 70% мировогонаселенияпроживалоименновколлективистскихкультурах.Под«дистанцией власти» Хофштеде понимал отношение в культурах кнеравенству распределения власти: в культурах с высокой дистанцией властипревалирует представление об изначальном неравенстве людей, поэтомуобщественная иерархическая вертикаль воспринимается ими достаточнолояльно; в культурах с низкой дистанцией власти картина диаметральнопротивоположная.
Культуры также различаются по степени ощущенияопасности во время нестандартных, нерегламентированных ситуаций. Взависимости от отношения к такого рода ситуациям одни культурыпредпочитают высокую степень определенности, выраженную в том числе вформе законодательного регламентирования, а другие тяготеют к свободе ивозможности творчески реагировать на те или иные незапланированныеситуации, «вызовы» времени.В качестве последнего критерия дифференциации культур по чертамхарактера выступает так называемое деление на культуры с мужским иженским характером.
Первые характеризуются стремлением к успеху,жесткостью и решительностью в процессе достижения поставленных целей,для вторых же большое значение играют межличностные отношения,взаимопонимание между членами общества и забота о «своих». Несмотря на,казалось бы, незначительные на первый взгляд специфические особенностивыделенных культурных типов и их характерные черты, данные различияспособны значительно осложнять, а порой и вовсе приводить к неудачам и1См.: Триандис Г.К. Культура и социальное поведение. М.: Форум, 2007.
- 384 с.55конфликтамвпроцессемежкультурнойкоммуникациимеждупредставителями различных культур.В контексте исследований в области межкультурной коммуникациитакжезаслуживаетвниманиямодельосвоениячужойкультуры,предложенная известным специалистом в этой области М.
Беннетом. В своейработе «Basic Concepts of Intercultural Communication» (1998) Беннет вводитпонятие «межкультурной чуткости» (или чувствительности). Исследовательподчеркивает необходимость специальной подготовки к межкультурномувзаимодействию,подспособностейвычленению,ккоторымподразумеваетсявосприятиюиразвитиеосознаннойкультурных различий при межкультурных контактах.улюдейрефлексииПо его мнению,готовность к встрече с чем-то нестандартным, чужеродным, а такжедопустимость и наличие права со стороны представителя другой культуры насуществование иного взгляда на одни и те же вещи, способно значительнооблегчить межкультурную коммуникацию.Реализацияданногоподходаивоспитание«культурнойчувствительности» способно привести к формированию нового типаличности, открытого для контактов, самостоятельно отбирающего для себяте или иные культурные элементы.
Необходимость наличия подобныхнавыков представляется действительно важным качеством в современноммире, что в свою очередь также отмечается исследователями: «…содержаниеи результаты многообразных межкультурных контактов во многом зависят отспособности их участников понимать друг друга и достигать согласия,которое главным образом определяется этнической культурой каждой извзаимодействующих сторон, психологией народов, господствующими в тойили иной культуре ценностями»1.Ситуация поликультурности, характерная для жизни и деятельностичеловечества на протяжении практически всей его истории, в ходе развитияГрушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов(Под ред. А.П.
Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С. 53.156процессов глобализации со свойственным им «массовым переселениемнародов» приобрела новый колорит. Дело в том, что произошедшеесмешение культур привело к тому, что большие массы людей, сменившихсвое место жительства, начали жить на чужих территориях, по объективнымпричинам, зачастую, вынужденно общаясь с носителями местной культуры.Нетрудно сделать вывод, что ситуация, при которой межкультурныеконтакты из эпизодических превращаются в ежедневные, в особенностиучитывая наличие между ними культурных различий, чревата эскалациейконфликтов и ростом межкультурной напряженности. Как отмечаетА.Н. Чумаков: «…глобализация не просто резко обострила противоречия,веками и тысячелетиями сопровождавшие человечество, она вывела их накачественно и количественно иной уровень, превратив некогда региональныепроблемы во всемирные…»1.Однако не все исследователи подходят к данному вопросу стольпессимистично, в качестве альтернативы можно привести суждение авторовработы «Межкультурная коммуникация и международный культурныйобмен»: «Культура ХХ–ХХI вв.
все более приобретает интернациональныйхарактер и основывается на динамичных процессах культурного общения.Поэтомумежкультурнаянациональныхкультурмеждународногокоммуникацияразныхкультурногослужитрегионовобменаизалогомстранявляютсяобогащениямира.Процессыосновойразвитияцивилизации, непременным условием движения по пути к прогрессу»2.Многими современными исследователями подчеркивается неразрывнаясвязьмеждуявлениемглобализацииипроцессамимежкультурнойкоммуникации. В этом отношении необходимо отдельно отметить работыЗ.
Баумана, С. Хантингтона, Р. Коэна, Р. Робертсона, Д. Харвейя, Д. Хелда,Н. Питерса и др.Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. М., 2006. Монография. –2-е изд., испр. и доп. Москва: Проспект, 2017.. – С. 202.2Боголюбова Н.М., Николаева Ю.В. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен.
–СПб.: СПбКО, 2009.. – С. 5.157Обращаявниманиенасовременноесостояниемежкультурныхкоммуникаций, в том числе учитывая ситуацию поликультурности, можноотметить, что процессы глобализации привели к ряду важных изменений всоциально-культурном пространстве, сущность которых мы постараемсяраскрыть ниже.Прежде всего, произошли изменения в концепции пространства ивремени. Отмечая наметившиеся тенденции к слиянию и тесномувзаимодействию культур, Р.
Робертсон вводит понятие «компрессии мира».Действительно, если раньше перемещения на отдаленные расстоянияпредставляли собой угрозу для жизни и были окутаны страхом и ожиданиемвозможных опасностей, формируя в сознании людей своего рода «локальноемировоззрение» (центром мира в сознании таких народов (в том числе и насоздаваемых ими картах) практически всегда являлась их собственнаястрана), то по мере развития транспортных сетей и морской навигации,ситуация начала меняться кардинальным образом: «…протяженность расстояния зависит от скорости, с которой мы его преодолеваем (З. Бауман)»1.Немаловажную роль в этом процессе сыграла мировоззренческаяреволюция, произведенная Н.
Коперником, в ходе которой Земля пересталаявляться центром мироздания, уступив эту позицию Солнцу. Произошедшиеизменения также оказали свое влияние и на восприятие времени, которое всвою очередь начало «сжиматься» и ускоряться. В этом отношении неосталось в стороне и перемещение больших масс людей из деревень вгорода, при котором произошла трансформация в восприятии времени,поскольку ушла существовавшая зависимость от времен года, обусловленнаянеобходимостью ведения сельскохозяйственных работ от сезона к сезону.Еще одним следствием глобализационных процессов стал ужеупоминаемый нами рост межкультурных контактов, увеличение зависимостиразличных культур и появление новых участников таких связей.