Диссертация (Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры". PDF-файл из архива "Философские основания межкультурных конфликтов в условиях глобализации культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
При этом«культурная глобализация является наиболее остро ощущаемой из всех формглобализации»1.В настоящий период в мире насчитывается не одна тысяча попытокопределения понятия «культура», что в свою очередь обусловлено, вопервых, тем, что сама по себе культура – многогранна, а, во-вторых, она несуществует вне своего носителя, отсюда и возникают закономерныесложности в процессе выявления сущности культуры. Именно поэтому теили иные специфические грани, свойства и признаки культуры, как правило,раскрываютсяисключительновпроцессевзаимодействияносителейразличных культур, на фоне которых своя собственная проявляется наиболееярко.Изначальнопонятие«культура»(отлатинского«cultura»-возделывание, воспитание, образование) появилось еще в Древнем Риме, гдепонималось как нечто, имеющее искусственную природу, в противовесестественному.
Известно, что одно из первых употреблений слова «культура»в значении «обработка земли, возделывание почвы» связано с трактатом оземледелии Марка Порция Каттон (234-149 до н.э.), затем, в 45 г. до н.э.Тангалычева Р.К. Теории и кейсы межкультурной коммуникации в условиях глобализации. – М.: Алетейя,2012. – С. 22.129Марк Туллий Цицерон в «Тускуланских беседах» представил расширенноетолкование этого понятия как «возделывания души» (просвещение,образование, воспитание). Таким образом, во многом появление термина«культура» свидетельствовало об осознанном выделении из окружающегочеловека мира сферы искусственно созданного человеком. Однако осознаннонаучное проявление интереса к сфере культуры отмечается лишь в эпохуПросвещения, что в свою очередь тесным образом связано с результатамиВеликих географических открытий конца XV – XVI вв., когда началсяпроцесспостепенногоустановлениямежкультурныхконтактов,позволивший обнаружить существенные отличия в укладе, обычаях, нравах ирелигиозных верованиях различных народов.
В научном же лексиконе«культура» присутствует не более трех столетий, а подлинный интерес канализу ее структуры и выявлению основных сущностных характеристиквозник только во второй половине XX в., когда началось постепенноеосознание значимости роли культуры в выстраивании международныхвзаимоотношений.Количественный и качественный рост межкультурных контактов всвою очередь способствовал в середине XX в. актуализации темыкультурныхразличий,активномупоискуточеккультурногосоприкосновения, а также повышению общего уровня осознания значимостикультуры в системе международного взаимодействия.Подтверждениемактуальностиизлободневностикультурнойпроблематики в современном мире стало появление такого научногонаправления как культурология, лежащего на стыке различных наук,приоритетная роль в формировании которого принадлежит Л.
Уайту1. Дооформления культурологии в качестве самостоятельной дисциплины уже вконце XX в., культура исследовалась в рамках философии, этнологии,философской антропологии, культурной антропологии. Однако даже в этихСм. подробнее: Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. — М.: РОССПЭН, 2004. — 960 с. — (Серия«Культурология. XX век»); Он же. Избранное: Эволюция культуры. — М.: РОССПЭН, 2004. — 1064 с. —(Серия «Культурология.
XX век»).130науках подлинный интерес к сфере культуры наблюдается лишь с конца XVII– начала XVIII вв. (Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Дж. Вико, С.Пуфендорф, И. Гердер, И. Кант и др.), а в XIX – XX вв. с этой точки зрения,преждевсего,следуетотметитьработыН.Я. Данилевского1иО. Шпенглера2.Само по себе возникновение культуры, зачастую, определяетсяодновременно с появлением человека разумного, способного не толькомыслить абстрактными категориями, но также имеющего свой язык общенияи способность к осознанному труду (примерно 40 – 60 тыс.
лет назад).Фактически посредством культуры происходит внегенетическая передачанакопленного культурного опыта от одного поколения к другому, благодарячему и сохраняется единство и целостность того или иного социальногообразования. Ввиду наличия такой характеристики, культура сама по себе неможет быть динамичной и изменчивой, напротив, речь идет о достаточностатичном, во многом даже закрытом от внешних влияний структурномобразовании.Можно сказать, что культура выступает в качестве своего родазакрытого программного кода, изменение которого тем не менее возможно,однако частота и вероятность реализации данного сценария достаточноневелика.
Следует также отметить важное значение в формированииуникальных культурных черт роли географического местоположенияконкретных сообществ. Действительно, одним из важных факторов,обусловливающим культурное различие является зависимость культуры отместа своего зарождения и существования, поскольку от места локализациизависит целый ряд факторов, в числе которых климатические условия,пригодность почвы для ведения земледелия и ее плодородность, имеющиесястроительные материалы и т.п. Все это является примером влияния накультурное сознание быта и хозяйственной деятельности.12См.: Данилевский Н. Я.
Россия и Европа. - М.: Институт русской цивилизации. 2011См.: Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль. 199831Вкачествеструктурноймоделикультуры,иллюстрирующейзащищенность ее фундаментальных основ, а также позволяющей, на нашвзгляд, выявить и подчеркнуть характерные алгоритмы межкультурноговзаимодействия,двухкомпонентнуюпредлагаетсямодель,использоватьразработаннуютакроссийскимназываемуюфилософомА.И. Ракитовым1.
Согласно его концепции, структура культуры представляетсобой нуклеарную модель, состоящую из собственно ядра культуры изащитного пояса, выполняющего функцию сохранения и защиты ядра отвнешних воздействий. «Ядро культуры концентрирует в себе нормы,стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей…»2,-отмечает А.И. Ракитов, - при этом его основной задачей являетсясохранение и передача новым членам, входящим в данную культуру,характерной структуры самоидентичности социума. Ядро культуры, такимобразом, обладает высокой степенью устойчивости и мало восприимчиво ккаким-либо изменениям. Для защиты и сохранения целостности культурногоядра каждая культура формирует «защитный пояс», выполняющий функциюсвоего рода фильтра, не пропускающего инородные культурные элементы.С одной стороны, человек является «продуктом» культуры, посколькуименно она формирует в нем мировоззренческое начало, позволяющеевоспринимать и структурировать мир по определенным, характерным толькодля данной культуры, алгоритмам, получая на выходе вполне конкретнуюкартину мира.
С другой стороны, человек одновременно является и творцомкультуры, влияя на ее сущностные характеристики через свою деятельность,в результате которой происходит постепенная трансформация ее структуры ихарактерных черт, совокупность которых в свою очередь формирует уженового члена общества.Процесс этот циклически бесконечен и выполняет две важные вмасштабах всего человечества функции: с одной стороны, это позволяетСм.: Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России //Вопросы философии. М.: 1994. №4.— С. 17-34.2Там же. С.
17-34.132путем воспроизведения и усвоения базовых основ сохранить культурнуюцелостность той или иной социальной общности, а с другой, путем внесениянезначительных корректировок, происходит развитие культуры, ее динамика,в отсутствии которой культура перестает соответствовать реалиям времени и,в конечном счете, просто умирает.
Важно подчеркнуть, что изменениекультурного ядра (пусть и незначительное) производится именно изнутри –носителями данной культуры.Безусловно, в условиях глобализации, по мере роста межкультурныхконтактов и знакомства представителей той или иной культуры с инымикультурами, процесс опосредованных культурных заимствований черездеятельность носителей культуры увеличивается, в результате чего вглобальных масштабах постепенно происходит культурная унификация.Начиная с эпохи Великих географических открытий в человеческойистории намечается новый этап, характеризующийся зарождением идальнейшим развитием глобальности.
В ходе разворачивания данногопроцесса можно выделить несколько основных этапов, через которыепрошло человечество на пути к глобальному миру. Одним из первых этапов,явившихся следствием открытия новых земель, стало формирование новойкультурной карты мира: произошел своего рода мировоззренческий сдвиг,когда оказалось, что помимо своей, существуют и другие земли, а на них –иные народы и соответствующие им культуры. Другим важным этапом сталпроцессналаживаниякоммуникативныхсвязеймеждуразличнымисоциальными группами и их культурами, что непосредственным образомбыло связано с удачными, а иногда и не очень, попытками установлениямежкультурного диалога и взаимодействия.ВажнуюрользападноевропейскихвформированииобществсыгралакультурногоРеформация,позиционированиявремякоторойпрактически так же, как и Великих географических открытий (с конца XV в.и далее), приходится на XVI в.