Диссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)), страница 9

PDF-файл Диссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)), страница 9 Философия (35405): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)) - PDF, страница 9 (35405) 2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)". PDF-файл из архива "Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

2. № 2. – С. 377–387. (1,0 п.л.); Он же. Структурнофункциональный анализ архетипов коллективного бессознательного // Вестник Московскогоуниверситета. Сер. 7: Философия. – 2016. – № 6. – С. 82–97 (1, 25 п.л.); Он же. Юнгианскийанализ образов спасовой и богородичной русской православной иконографии // ВестникМосковского университета. Сер. 7: Философия. – 2017. – № 6. – С. 63–70. (0,9 п.л.).27факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (Протокол № 09 от «30» мая 2017 г.), ирекомендован к постановке на защиту в диссертационном совете.Структура и объем диссертацииДиссертация состоит из введения, восьми глав, объединенных в два раздела,заключения и библиографии.В первом разделе диссертациипредставленаавторскаяконцепциятрансгрессиимифоритуала,фундированнаяданнымиритуалистики,этнолингвистики, фольклористики, философии христианского мифа и философиитрансгрессии классиков постмодернизма.

При этом с использованиемметодологического приема комбинации функционального и сравнительногоанализа были получены оригинальные результаты, дополнившие религиоведческиепредставления об эволюции ритуала, мифа и религии.Раздел второй диссертационного сочинения посвящен сравнительнофункциональному анализу агиографии и гимнографии русским святым (глава 6),иконологии спасовых и богородичных образов (глава 7) и иеротопике сакральныхпространств (глава 8). При этом не остались без внимания частныеэпистемологические и методологические вопросы выстраивания логическинепротиворечивой системы изо/иконо-дисциплин, была предложена новаятипологизация икон Иисуса Христа и Богородицы, введен в философский оборотконцепт «урбанистика храма».В заключении сформулированы финальные выводы и намечены перспективыдальнейшего исследования.Объем диссертации – 352 страницы.Библиография насчитывает 868 наименований источников, из них – 16пунктов иллюстративного материала на электронных носителях.28РАЗДЕЛ 1.

ТРАНСГРЕССИЯ МИФОРИТУАЛАГЛАВА 1. КОНЦЕПТ ТРАНСГРЕССИИВ ФИЛОСОФИИ ПОСТМОДЕРНИЗМАТермин «трансгрессия» сложно назвать повсеместно укоренившимся вгуманитарной науке и легко узнаваемым (следует также учитывать егоэкзотическое употребление в смысле отпочкования, обособления, например, всовременном российском правоведении62). Однако в нашем случае имеется в виду«трансгрессивность» мифического нарратива, и здесь «трансгрессия» указывает наисчерпанность возможностей, приведших к смене форм бытования сакральныхтекстовиихпостепеннойдесакрализации.Иначеговоря,трансгрессиямифоритуала – в точном соответствии с латинским словом «transgressio»63 – сутьситуация перехода мифоритуала в иное качественное состояние, «по ту сторону»обыкновения, сопровождающаяся деконструкцией и формы, и содержания.Как уже было указано во введении, свойство трансгрессивностимифологического нарратива рассматривается на материале религиозного мифа,выраженного средствами православного религиозного искусства – гимнографии,иконографии и зодчества.

Вариантом трансгрессии мифического является егорегрессия, способная изменить миф до неузнаваемости, после чего его корректноквалифицироватьисключительнокак«квази-миф»,оттеняятемсамымприключившуюся с ним метаморфозу64. Для выяснения сути трансгрессии следуетобратиться к философскому наследию постсруктурализма и постмодернизма, изСм.: Свирин Ю.А. Исполнительное производство и трансгрессия исполнительного права:монография. – М.: Оверлей; Астра-Полиграфия, 2009. Ее автор (профессор Академии труда исоциальных отношений) считает, что настало время обособления (трансгрессии) гражданскогоисполнительного производства от института исполнительного производства и превращения (опятьже трансгрессии) последнего в самостоятельную отрасль права.

Для обоснования своей позициицивилист обращается к эпистемологии исполнительного права (гл. 1).63Transgressio (лат.) – «переход» (Петрученко О. Латинско-русский словарь. – М.: ГЛК, 1994. – С.656).64Но это крайний случай. «Религиозно-магический» миф может потерять свою темениотичность, втаком случае литургичность его контекста сменится паралитургичностью.

«Религиознонапоминательный» миф может потерять свою теменотичность (если она была ему присуща) ивообще сравнительно быстро десакрализоваться. См. подр.: Давыдов И.П. Православный акафиструсским святым (религиоведческий анализ). – Благовещенск, 2004. – С. 79, 91, 167.(Диссертант предлагает и различает два термина: «темениотичность», темениотический(от греч. ηεμένιος – принадлежащий священному участку или храму) – свойство класса явлений ипредметов быть принадлежащими только сакральному пространству храма и вне этогопространства быть принципиально невозможными; и «теменотичность», теменотичный,теменотический (от греч.

ηέμενος – участок земли, посвященный богу, священная или храмоваяземля, священная роща, вообще святыня) – более широкое понятие, охватывающее не толькокласс явлений и предметов собственно темениотических, но также класс других церковныхявлений и предметов, возможных как в сакральном пространстве храма, так и за его пределами).6229чьего лексикона он и был заимствован. О трансгрессирующем религиозном мифе(не обязательно христианском) приходится судить по его мгновеннымповествовательно-лаудационным, живописно-изобразительным и пространственноархитектоническим слепкам. Конечный продукт трансгрессии мифа вообще труднопредставим, поскольку подразумевается наблюдение и фиксация в языкедлящегося состояния претерпевания мифом постоянных изменений.

Возможныйвыход из создавшегося положения – это приближение к объекту исследования покасательной, скольжение на гребне волны смысла литтеральных, символических,комбинированных текстов вслед за ускользающей трансгрессией, апологетамикоторой выступали философы-постмодернисты (в первую очередь, Ж. Батай, М.Фуко, М. Бланшо, причем Ж. Батай одним из первых заговорил именно орелигиозной трансгрессии65).Языковая артикуляция мифа порождает не только акустическую, но икультуральную волну – смыслов, аллюзий, коннотаций66. Для постмодернизмалюбой культурный факт и артефакт – это «складка», волна. Здесь уместнапостмодернистская метафора ткани, отзвуки которой мы находим, например, уже вбуддизме (сутра) и тантризме (тантра)67.

Нити смыслов сплетаются в тканьповествования. Ее языковая текстура многомерна, она смята в складки и«подернута рябью волн» – следов культурных преобразований. Эта «складчатость»любого текста особенно интересовала Жиля Делѐза, ведь «складку» можно изучатьгерменевтически – считывая информацию от «гребня» к «гребню» подобно лучуэхолокатора, а можно «пронзить насквозь» подобно буровой установке.Следование наррации – это скольжение по поверхности текста (вгерменевтическом смысле слова)68.

Но, как то показал в своих трудах Ролан Барт,практически любой текст, визуальный в том числе, – это картина интерференцииволн различных нарраций, в которых, собственно, и происходит деперсонализацияили «смерть автора»69.См.: Батай Ж. Из «Слез Эроса» // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысльсередины ХХ века.

– СПб.: Мифрил, 1994. – С. 297.66См.: Барт Р. Мифологии / пер. с франц., вступ. ст. и коммент. С.Н. Зенкина. – М.: Изд-во им.Сабашниковых, 1996. – С. 233 и след.67См.: Сутра. Тантра // Андросов В.П. Словарь индо-тибетского российского буддизма: главныеимена, основные темы и доктринальные понятия / учебн. пособ. – М.: Вестком, 2000.

– С. 166, 168.68См.: Шмид В. Нарратология. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: Языки славянской культуры, 2008.69См.: Барт Р. S/Z / пер. с франц. и ред. Г.К. Косикова. – Изд. 3-е. – М.: Академ. Проект, 2009; Онже. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с франц. и вступ. ст. Г.К. Косикова. – М.:Прогресс-Универс, 1994. – С. 384 и след.; Он же. Нулевая степень письма / предисл. Г.К.Косикова. – М.: Академ. Проект, 2008; Он же.

Camera lucida. Комментарий к фотографии / пер.,послесл. и коммент. М. Рыклина. – М.: Ad Marginem, 1997; Шмид В. Указ. соч. – С. 188–228.6530На наш взгляд, постмодернистская концепция трансгрессии может бытьосмыслена как «матрица» градиентов двух бинарных оппозиций: «возможное–невозможное» и «известное–неизвестное», расположенных между двумя полюсамивоипостазирования: «известное возможное» (человеческое) и «неизвестноеневозможное» (божественное). Но, поскольку в современной философии религиипостмодернизм выступает в роли аутсайдера и чаще высмеивается илизамалчивается70, нежели изучается71, следует специально остановиться на егометодологическом и эвристическом потенциале, указать границы егоприменимости в философско-религиоведческом дискурсе (к примеру, дляконцептуализации кульпабилизации в свете теории жертвоприношения, о чем см.ниже).Мы полностью согласны с базовой установкой постмодернизма надемаркацию философии, теологии и науки и будем развивать постмодернистскуюконцепцию трансгрессии как один из вариантов детеологизации философиирелигии72.

В.М. Межуев опасался, что нынешняя философия усилиямисторонников позитивизма и постпозитивизма может быть редуцирована до логики,методологии науки, гносеологии и эпистемологии. Действительно, как отмечает Э.Тисельтон, «…в Америке постмодернизм ознаменовался повторным открытиемпрагматизма в философии, в частности, в поздних работах Ричарда Рорти»73. Но, нанаш взгляд, эти опасения излишни, поскольку никто не собирается выводить изсферы компетенции философии, скажем, онтологию, этику и эстетику. И сам онопределяет роль философии в ситуации культурного плюрализма вполнеоптимистично: «Философия сохраняет за собой функцию самосознания человека,осознания им … своего бытия в культуре.

<…> …научное знание о культуре исамосознание человека не совпадают. <…> С различением науки и философии какзнания и самосознания согласятся, видимо, многие»74. Однако, хотелось быподчеркнуть не просто эвристичность, но именно сциентизм эпистемологии иметодологии науки, который позволяет считать эти дисциплины науками в строгомсмысле слова, все более обособляющимися от гносеологии, остающейся отрасльюСм.: The Blackwell Guide to the Philosophy of Religion / ed. by W.E. Mann.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее