Диссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)), страница 5

PDF-файл Диссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)), страница 5 Философия (35405): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)) - PDF, страница 5 (35405) 2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)". PDF-файл из архива "Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Разумеется, в церковной среде бытуют, к примеру, акафисты иконамПресвятой Богородицы, но всех известных нам канонов и акафистов в честь Иисуса Христа иБожией Матери на порядок меньше, чем акафистов и канонов в честь святителей, преподобных,блаженных и праведных. Поскольку все акафисты различным иконам Божией Матери составленыпо шаблону Великого Акафиста, они не представляют для философско-религиоведческогоисследования большого интереса, в отличие, скажем, от историко-литературоведческогоисследования.

Последнее обстоятельство склонило наш выбор в пользу сравнительного анализапамятников агиографии и гимнографии русским святым.30См.: Рикѐр П. Время и рассказ: в 2 т. – Т. 1: Интрига и исторический рассказ; т. 2: Конфигурацияв вымышленном рассказе. – М.; СПб.: Университетская книга, 1998–2000; Он же. История иистина. – СПб.: Алетейя, 2002; Он же. Память, история, забвение. – М.: Изд-во гуманит.

лит-ры,2004.31См.: Лонерган Б. Метод в теологии. – М.: ИФТИ, 2010.32См.: Хѐйзинга Й. Осень средневековья: соч. в 3 т. – Т. 1: Исследование форм жизненного укладаи форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / сост. и пер. с нидерланд. С.В.Сильвестров под общ.

ред. В.И. Уколовой. – М.: Прогресс-Культура, 1995.33См.: Пастуро М. Символическая история европейского средневековья / пер. с франц.Е.Решетниковой. – СПб.: Александрия, 2012.16исторической школы «Анналов»), а с другой – саму структуру диссертационнойработы.Метод функционального анализа выступает в качестве альтернативыпозитивным определениям понятий (концептов)34, так как поиск функций,понимаемых в операциональном ключе35, замещает собой процедурудефиницирования, на что указывал отечественный логик Е.К. Войшвилло: «Воперациональном определении видовой характеристикой предметов являетсяуказание на некоторую операцию, посредством которой эти предметы могут бытьобнаружены и отличены от других»36.Если, например, интерпретировать функцию религии как признак религии, аих набор – как многоместный предикат системы, охватываемой понятием«религия», то в этом случае допустимо говорить о неявном операциональномопределении религии посредством выяснения диспозиционных предикатов поформуле 1:xt (Pi (x, t)  (D (x) ~ Ri (x, t))), 1 i  nгде n – число редукционных предложений, Pi (x, t) – проверочная операция, а37Ri (x, t) – реакция, указывающая на наличие у предмета х диспозиции D .Формула 1.То же утверждение справедливо и в отношении мифа, обряда, ритуала,мифоритуального комплекса и т.п.

Отсюда следует, что для функциональногоанализа не существенно, какими пресуппозициями и интуициями в отношениинаблюдаемого явления обладал исследователь на момент осуществления имфункционального анализа – результат, полученный им, должен быть объективен поформальным основаниям, поскольку определение (явное или неявное)формулируется после проведения функционального анализа, и именно множествофункций выступает в качестве многоместного предиката.Методология функционализмаАвторитет функционального анализа ныне стремится вернуть вгуманитаристику американская социальная психология38 и аналитическаяЗдесь мы следуем методологии Р.К.

Мертона. См.: Мертон Р. Социальная теория и социальнаяструктура. – М.: АСТ; Хранитель, 2006. – С. 134–138 и след.35См.: Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. – Изд. 3-е.– М.: Либроком, 2009. – С. 39.36Там же. – С. 219.37Там же.38Zuckerman M., Silberman J., Hall J.A. The Relation Between Intelligence and Religiosity: A MetaAnalysis and Some Proposed Explanations // Personality and Social Psychology Review. – 2013.

– 6Aug. – № XX(X). – Р. 1–30.3417психология39. Возможно, недоверие к эвристике функционализма в США былоотчасти связано с достаточно жесткой критикой этого подхода Дж.М. Йингером вконце 50-х – начале 60-х гг. прошлого века. Но еще в первой половине ХХ в. зарубежом публиковались новаторские труды по этносемиотике П.Г. Богатырева (вкоторых, помимо прочего, был осуществлен функциональный анализ народногокостюма40). П.Г. Богатырев нам интересен как методолог функционализма, так какименно ему принадлежат отмеченные позднее авторитетным отечественнымфольклористом А.Л.

Топорковым теоретическая предпосылка и методологическоетребование последовательного выявления:(а) всех функций изучаемого культурного феномена;(б) структуры этих функций и ее трансформации; и(в) синтетической (мета)функции структуры функций 41.Полемизируя с этнографами С.А. Токаревым и А.К.

Байбуриным, А.Л.Топорков считал метафункцией ритуальную42 – с чем согласится любой ритуалист,мы в том числе, – а структуру конгломерата функций рассматривал вслед заВикторомТэрнеромвконтексте«семантическойдвуполюсности/43двунаправленности»сакрализованного предмета-медиатора. Следует особоподчеркнуть, что в силу своей «метафункциональности» ритуальная функцияРазвивая идеи К.Г. Юнга, его ближайшие ученики – М.-Л. фон Франц и Джеймс Хиллманнаписали эссе о подчиненной и чувствующей функциях (см.

«Лекции по юнговской типологии»:Мария-Луиза фон Франц. Подчиненная функция; Джеймс Хиллман. Чувствующая функция / пер. сангл. М.Г. Пазиной; под общ. ред. В.В. Зеленского и А.М. Ельяшевича. – СПб.: Б.С.К., 1998).Хиллман начинает изложение своего лекционного курса издалека – с выяснения этимологии слова«функция»: «Функция – это деятельность, работа, процесс. Само слово происходит от латинскогоfungi, fungor (исполнять), а его санскритский корень (bhungj) означает «удовольствие». Латинскоеfunctus тоже ассоциируется с удовольствием. <…> Юнг использует термины «функция» и «орган»так, как их используют в физиологии: каждый орган выполняет свойственные ему функции.

Нопри этом он настаивает на том, что по отношению к органу функция является первичной» (Лекциипо юнговской типологии. – С. 101), т.е. отстаивает точку зрения онтологического функционализма– добавим мы.40Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. – М.: Искусство, 1971. – С.

167–366; Онже. Народная культура славян / сост. Е.С. Новик и др. – М.: ОГИ, 2007. – С. 21–130, 215–278.41Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры //Этнографическое изучение знаковых средств культуры. – Л.: Наука, 1989. – С. 89–101, особ. с. 92–93. Позже сформировалась плеяда советских и российских исследователей, успешно применявшихструктурно-функциональный подход в этнографии, фольклористике, культурологии, ритуалистике(Вяч. Вс. Иванов, В.Н. Топоров, К.С.

Сарингулян, А.К. Байбурин, А.Л. Топорков, Т.В. Цивьян,О.А. Седакова и др.), но почти никто из них не обращал внимание на тонкость методологии П.Г.Богатырева, касающейся структурного анализа результатов предварительно проведенногофункционального анализа (одним из исключений являются труды самого А.Л.

Топоркова).42Так как в народном религиозном сознании «…формируется представление о сущностиритуального символа не как о сумме, или пучке абстрактных значений, или тексте, хранящеминформацию о мифопоэтической картине мира, а, скорее, как о пространстве и инструментесемантических трансформаций, близкое к пониманию П.А. Флоренского и В. Тэрнера» (ТопорковА.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры. – С. 96).43Там же.

– С. 97.3918структуры функций (в терминах П.Г. Богатырева), на наш взгляд, можетрассматриваться как интеграл (сумма) множества конкретизирующих ее, но неподменяющих и ей по отдельности не тождественных. Функциональная структураритуала такова, что образует очень сильный, пусть и не всегда осознаваемый иартикулируемый, «детерминатив», задающий сакральность культового предмета вразличных модусах и топосах его пребывания и бытования44.По нашему мнению, наиболее тщательный анализметодологиифункционализма представил в своем фундаментальном сочинении 50-х гг.прошлого века «Социальная теория и социальная структура» Роберт Кинг Мертон(1910–2003), поэтому в трактовке функционального анализа мы будем исходить ииз его теории.

Интересно, что его современник и коллега, французский социолог итеоретик спатиализации неомарксист и «анналист» Анри Лефевр (1901–1991),всячески подчеркивая диалектическую взаимосвязь трех категорий: формы,структуры и функции45, подробно разработал лишь аспект формы, не решаясьподступиться к темам «структуры» и «функции» по отдельности.Лефевр и Мертон абсолютно правы, когда заявляют о путанице понятийтеоретической социологии. Лефевр, например, констатировал такой момент:«Социальное пространство … теоретически описывается с помощью трех общихпонятий: форма, структура, функция.

Иначе говоря, всякое социальноепространствоможетстатьобъектомформального,структурногоифункционального анализа. <…> Термины эти выглядят вполне понятными. Насамом деле за ними тянется целый шлейф неясного, поскольку ни один из них несвободен от полисемии. <…> …формы без функции и структуры не существует.<…> Форма здесь – всего лишь знак функции. <…> Формальные элементы,входящие в определенную текстуру, диверсифицируются. <…> Это функцияозначивающего дифференциала»46.Мертон выявил как минимум четыре различных словоупотребления термина«функция»:а) компетенция государственных органов и должностных лиц (например,«прием или торжественное собрание … официального характера»);б) профессия (со ссылкой на идеи М.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее