Диссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)), страница 10 Философия (35405): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)) - PDF, страница 10 (35405)2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)". PDF-файл из архива "Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

– Oxford: BlackwellPublishing, 2005; Шохин В.К. Введение в философию религии. – М.: Альфа-М, 2010.71Библиогр. см.: Торбург М.Р. Проблемы религии в постмодернистской философии: дисс. … канд.филос. н. – М.: МГУ, 2002. – С. 133 и след.: Кнабе Г.С. Древо познания – древо жизни. – М.: РГГУ,2006.

– С. 272 и след.72Прежде трансгрессия как маркер постмодернистского дискурса нами не использовалась, хотясам термин «трансгрессия» был реципирован. См.: Давыдов И.П. Православный акафист русскимсвятым (религиоведческий анализ). – Благовещенск, 2004. – С. 167 и след.73Тисельтон Э.

Герменевтика / пер. с англ. О. Розенберг. – Черкассы: Коллоквиум, 2011. – С. 351.74Межуев В.М. Философия в современной культуре // Межуев В.М. История, цивилизация,культура: опыт философского истолкования. – СПб.: СПбГУП, 2011. – С. 62–63.7031сугубо философского знания. И в этом контексте эпистемология религиоведения –наука, обеспечивающая междисциплинарную коммуникацию философии религии(именно философии, а не науки), со всем комплексом религиоведческихдисциплин75.В.М. Межуев строго различает философию и науку, с одной стороны, а сдругой – три формы дискурса: модернистскую, постмодернистскую иантимодернистскую.

Модернизм для В.М. Межуева – это практическая реализацияидей Просвещения на Западе, он стал достижим западной культурой только врезультате последовательного прохождения ею «через три двери» – Ренессанса,Реформации, Просвещения. Россия же не имела опыта двух первых эпох, поэтомуне смогла в полной мере реализовать и идеалы Просвещения. Отсюда – российскийконсервативный антимодернизм: «Русская критика модерна … тяготеет не кновому, а к старому – традиционному – миру, находящемуся под властьюцерковного и государственного авторитета, то есть православия и самодержавия.<…> Для постмодернистов модерн неприемлем в силу своего тяготения крационализации и унификации жизни, логоцентризму, идеологическому монизму,для антимодернистов – своим излишним антропоцентризмом и индивидуализмом.<…> Попытку вернуть философию под власть религиозного сознания илизаменить ее теологией я и называю философским антимодерном»76.

Получается,что философ религии в России, дабы его не путали с теологом, долженпридерживаться либо модернистской, либо постмодернистской формы дискурса.Какая же форма предпочтительнее? По наблюдению В.М. Межуева, современнаязападная философия, а значит, и западная философия религии, развивается подзнаком критики и преодоления модерна, т.е. в ситуации постмодерна.

Отсюдаследует, что постмодернизм предпочтительнее, поскольку «…именно постмодерн,перестав отождествлять философию с наукой, поставил вопрос о том, чемфилософия является сама по себе, безотносительно к науке»77.Постмодернизм и теологии отказывает в научном статусе, но по совершенноиным критериям, нежели позитивизм или сциентизм78. Причина – вфундаментальном недоверии к метанарративам. Так, Жан-Франсуа ЛиотарА этот комплекс можно расширить за счет выделения в качестве самостоятельных дисциплингеографии религии, этнологии религии, типологизации религии и проч. в духе идей ГюнтераЛанчковского (см.: Lanczkowski G.

Einführung in die Religionswissenschaft. – Darmstadt:Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1980).76Межуев В.М. Философия в современной культуре // Межуев В.М. История, цивилизация,культура: опыт философского истолкования. – СПб.: СПбГУП, 2011. – С. 56–59.77Там же. – С. 62.78См.: Джевонс У.С. Основы науки: Трактат о логике и научном методе / перев. с англ. М.А.Антоновича. – Изд.

2-е. – М.: Либроком, 2011; Коэн М.Р., Нагель Э. Введение в логику и научныйметод. – Челябинск: Социум, 2010.7532подчеркивал, что: «Наука с самого начала конфликтовала с рассказами… По еесобственным критериям за большинством из них скрывается вымысел. <…> А всилу того, что она держит легитимирующий дискурс в отношении собственногостатуса, то называет его философией. <…> Упрощая до крайности, мы считаем«постмодерном» недоверие в отношении метарассказов.

Оно является, конечно,результатом прогресса науки… С выходом из употребления метанарративногомеханизма легитимации связан, в частности, кризис метафизической философии…Нарративная функция … распыляется в облака языковых нарративных, а такжеденотативных, прескриптивных, дескриптивных и т.п. частиц…»79.

Дажеамериканские философы религии и теологи-постмодернисты интуитивноразличают теологию и науку. Д.Р. Гриффин, по наблюдению Р.М. Алейник,стремится к альянсу науки и теологии: «Постмодернистская наука будетподдерживать постмодернистскую теологию»80.Вероятно, верно и обратное утверждение – постмодернистская теологиябудет поддерживать постмодернистскую науку, точнее – философию. Такиеавторы как, например, Джеймс К.А.

Смит (преподаватель философии в КолледжеКальвина, США) стремятся демифологизировать постмодернизм, четко развестипостмодернизм как французскую философскую моду и постмодерн какобщекультурный феномен и примирить современное христианство (ýже –американскийпротестантизм)сегонынешнимсуществованиемв«постмодернистском мире»81. По мысли Дж.К.А. Смита, это становитсявозможным, если:1) лозунг Жака Деррида «Нет ничего кроме текста» поместить в контекст неменее радикального принципа sola scriptura (тогда получим указание наинформационную избыточность библейского текста, разумеется, здесь налицоопределенное «вчитывание» в произведения Ж.

Деррида того, что он не писал);2) лиотаровское недоверие к метанарративам адаптировать кисповедальному слову, придав евангельской истине актуально-длящийся характер;Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / пер. с франц. Н.А. Шматко. – СПб.: Алетейя, 1998. – С.10–11.80Цит.

по: Алейник Р.М. Постмодернизм и социально-гуманитарное знание: учеб. пособ. – М.:РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2009. – С. 123. См. также: Она же. Человек в философскомпостмодернизме. – М.: МИК, 2006. – С. 169 и след. Разумеется, и наука, и теология, и философия –три ветви единого корня, в них можно и нужно искать как сходства (что делают, например, авторысборника «Философско-религиозные истоки науки»), так и различия, но отождествлять их былобы эпистемологической ошибкой (см.: Философско-религиозные истоки науки / отв. ред.

П.П.Гайденко. – М.: Мартис, 1997).81Смит Дж. Церковь и постмодернизм. Как найти место в Церкви Лиотару, Фуко и Деррида? –Черкассы: Коллоквиум, 2012. – С. 22.79333) интерпретировать диполь «власть–знание» М. Фуко в духе эпохиПросвещения («знание – это сила»).

При этом Дж. Смит, анализируя взглядымедиевиста Дэвида Баррелла, теологов Брайена МакЛарена и Леонарда Свита,приходит к на первый взгляд парадоксальному выводу: «Я покажу, что дляпостмодернистской церкви не остается ничего лучшего, чем быть древней, чтосамый лучший способ привнести евангелие в постмодернистский мир – возродитьтрадицию, и что самые эффективные методы ученичества можно найти влитургии»82. В этом есть свой резон, если видеть в постмодернизме своеобразныйинтеллектуальный «откат к «средневековью» (разумеется, не аутентичному, а,скорее, к симулякру средневековья.

– И.Д.)» (т.е. антимодерн; достаточновспомнить, что Ролан Барт сотрудничал со школой «Анналов» в лице Жака ЛеГоффа83), а в ритуале – его педагогическую функцию (о чем речь впереди).Всвязиспарадигмойпостмодернизма,оказавшейсявполнеконкурентноспособной на фоне других в современной зарубежной философиирелигии и религиоведении84, следует подробно остановиться на концептетрансгрессии, которому в философии религии должен быть придан строгийсмысл85. Мишель Фуко посвятил трансгрессии отдельное эссе86, норелигиоведческий анализ целесообразно начать все же со взглядов участниковзаседаний «Коллежа социологии» (1937–1939), в первую очередь, Жоржа Батая иРоже Кайуа (1913–1978), как создателей и вдохновителей «сакральнойсоциологии»87, на поверку оказавшейся социальной антропологией сакрального88,Смит Дж.

Указ. соч. – С. 27–28.См.: Дьяков А.В. Ролан Барт как он есть. – СПб.: Владимир Даль, 2010. – С. 198.84Торбург М.Р. Указ. соч.; Она же. Постмодернизм о религии // Религиоведение: энцикл. словарь /под ред. А.Н. Красникова, А.П. Забияко и Е.С. Элбакян. – М.: Академ. проект, 2006. – С. 779–780.85Иначе нам не удастся уйти от полисемантичности этого «номадического концепта»,демонстрацией чего может служить книга: Гендер и трансгрессия в визуальных искусствах / сб.научных статей / отв. ред. А.

Усмановой. – Вильнюс: ЕГУ; М.: Вариант, 2007.86См.: Фуко М. О трансгрессии // Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль серединыХХ века. – СПб.: Мифрил, 1994. – С. 112–131.87Ж. Батай и Р. Кайуа определяли социологию сакрального в 1937 г. так: «Сакральная социологияможет рассматриваться как исследование не только религиозных институтов, но и всейсовокупности общественных движений, предполагающих феномен причастия.

<…> Предметомсакральной социологии является на самом деле сложное и подвижное ядро, образованноефеноменами сакрального… Кажется, что на поверхности этой планеты существование вращаетсявокруг вещей … ответственных за тревогу, …которую нельзя отличить от тревоги перед смертью.Справедливо, что открытая религией цель состоит в том, чтобы превратить эти несущие гибельвещи в объекты могущества и роскоши. Так религия уклоняется от тревоги… <…> К ней <кглубине вещей – И.Д.> он <человек – И.Д.> одновременно испытывает и самый сильный ужас, исамое жгучее желание, пока не дойдет до точки взрыва, где превзойдет сам себя» (Батай Ж.,Кайуа Р.

Сакральная социология и отношения между «обществом», «организмом» и «существом»;Кайуа Р. Об антиутилитарности социального // Коллеж cоциологии, 1937–1939: тексты ЖоржаБатая, Роже Кайуа, Жоржа Дютуи, Рене Гуасталла, Пьера Клоссовски, Александра Кожева,Мишеля Лейриса, Анатоля Левицкого, Ганса Майера, Жана Полана, Дени де Ружмона, Жана Валя828334поскольку в самой методологии названных мыслителей, напоминающейметодологию социальной антропологии, только с обратным вектором – от общего кчастному (дедукция), а не как у А.Р. Рэдклифф-Брауна – от частного к общему(индукция)89, не было ничего эзотерического90.Логика рассуждения Ж.

Батая и Р. Кайуа прозрачна, она позволяет увязатьконцепты траты, жертвоприношения, ритуала, таинства и власти внепротиворечивое целое. Начинают они с феноменологии полярности сакральногоядра – оно мобильно, диффузно, его субстратами и индикаторами служатсакральные локусы, объекты, личности, верования и практики. Сакрализация – этоакт дихотомии, разрыва единства на противоположности потенциальных бинарныхоппозиций правого и левого, чистого и нечистого, счастливого и несчастливого91.«Одесную» оказывается все позитивное, «ошуюю» – все негативное.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее