Диссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)), страница 6

PDF-файл Диссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)), страница 6 Философия (35405): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)) - PDF, страница 6 (35405) 2019-03-15СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)". PDF-файл из архива "Функциональный анализ религиозного мифоритуала (на материале христианской гимнографии, иконописи и зодчества)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Вебера – имеется в видусоциологический анализ трудовых навыков рабочих различных специальностей);в) обязанность по контрактным обязательствам, в том числе трудовым игражданско-правовым;Давыдов И.П. Икона и ритуал (структурно-функциональный анализ) // Вестник Московскогоуниверситета.

Сер. 7: Философия. – 2014. – № 2. – С. 110–118.45См.: Лефевр А. Производство пространства / пер. с франц. И. Стаф. – М.: Strelka Press, 2015.46Там же. – С. 153–156. Ср. с его высказываниями на с. 7–8.4419г) математическое и логическое взаимоотношение, взаимосоответствие (соссылкой на Лейбница). Паронимами слова «функции» Р. Мертон считалвыражения: «использование», «полезность», «цель», «мотив», «намерение»,«задача», «последствия»47.К этому же горизонту концептов можно было бы добавить: «пост» в смысле«ответственный пост партийного функционера»; «службу/служение» какцелерациональное поведение военнослужащих, госслужащих и клириков,регламентированное уставами; «роль», понимаемую как результирующий эффектисполнения задач ради достижения цели.

Но, следом за Е.К. Войшвилло, мыпредлагаем трактовать функцию в операциональном ключе48. Хотя Анри Лефевр,например, интуитивно разводил функции и операции 49, для него функция, скореевсего, – в самом общем виде, – это отношение коррелятивного изменения, аоперация – активное/волевое действие/воздействие).Такая рассогласованность понимания базовых для гуманитаристикиконцептов «структура», «система», «форма» и «функция» различными школамифункционального анализа (социологической американской и немецкой,семиотической итальянской, исторической и социально-культурологическойфранцузской) заставляет вспомнить теорию истории понятий Райнхарта Козеллека(1923–2006)50, и отдавать себе строгий отчет в корректности оперированияконцептом «функция».Разумеется, может возникнуть сомнение в корректности использованиясоциологическогоподходаприискусствоведческо-религиоведческойинтерпретации функции.

На наш взгляд, такая экстраполяция допустима и невлечет методологической ошибки, поскольку функцию мы понимаем предельношироко, бихевиористски, – как системный ответ на запрос (адресный источниклокального возмущения), как реакцию аутопойетической системы на внешнийраздражитель или внутреннюю потребность (в духе Т. Парсонса, Н. Лумана и Бр.К.Малиновского51). Малиновский, как известно, настаивал на различии «функции»Мертон Р. Указ.

соч. – С. 106–108 и 110.Войшвилло Е.К. Указ. соч. – С. 39.49Лефевр А. Указ. соч. – С. 173.50См. на рус. яз.: Козеллек Райнхарт. Социальная история и история понятий // Историческиепонятия и политические идеи в России: XVI–XX века: сб. науч. работ. – СПб.: Алетейя, 2006. – С.33–53.51См.: Луман Н. Общество обшества: в 2 т.

– Т. 1: кн. 1: Общество как социальная система; кн. 2:Медиа коммуникации; кн. 3: Эволюция / пер. с нем. А. Антоновского, А. Глухова, О. Никифорова.– М.: Логос, 2011. С. 68, 78 и др.; Малиновский Б. Научная теория культуры / пер. с англ. И.В.Утехина; вст. ст. А.К. Байбурина. – М.: ОГИ, 1999; Парсонс Т. О структуре социального действия /пер.

с англ. под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. – М.: Академ. Проект, 2000. – С. 675 ислед.474820как «общего результата организованной деятельности», и «хартии», как декларациио намерениях52.По квантитативным и квалитативным характеристикам реакции (функции)исследователь способен реконструировать сам запрос (перефразируя известноеизречение, можно сказать, что вопрос скрывается в ответе; эту задачу решаетгенетический анализ социокультурных «запросов»). В таком случае любойфункциональный анализ по способу экспликации природы функций чем-то сродниэхолоту: функция – это «отраженная волна», регистрируемая исследователем входе наблюдения.

Чем точнее, строже и тоньше будет проведен учет всех функцийфеномена, тем четче будет вырисовываться «эхолокационная» картина самогофункционирующего в общественной жизни явления (см. нижеследующую схему 1):запрос – запрос' – запрос'' – запрос''' – … – запрос n – запрос n+1– регистрацияфункционального «эха»функция – функция' – функция'' – функция''' – … – функция n – функция n+1Схема 1.Вышеприведенный религиоведческий пример здесь вполне уместен,поскольку сам Роберт Мертон вслед за Дональдом Юнгом осуществилфункциональный анализ именно религии, подчеркивая, что религия, во-первых,«служит цели управления массами», во-вторых, выполняет функцию «примиренияс низшим статусом и его дискриминационными последствиями»53.Вполне вероятно, что функциональный анализ в дальнейшем станетпреимущественным методом прагматики, а не социологии и не социальнойантропологии, и в русле религиоведения можно будет говорить о прагматикерелигии, подобно тому, как, например, в фольклористике уже обособиласьпрагматика фольклора54.

На наш взгляд, включение новых дисциплин в комплексрелигиоведческих должно быть отнесено к компетенции эпистемологиирелигиоведения55.Иеслиэпистемологиярелигиоведениясможетпродемонстрировать свой эвристический и сциентистский потенциал, то современем можно будет ожидать появление прагматики религии, семиотикиМалиновский Б. Указ. соч. – С. 57.Мертон Р. Указ. соч. – С. 135–136.54См.: Адоньева С.Б. Прагматика фольклора. – СПб.: Изд-во СПбГУ, Амфора, 2004.55См.: Давыдов И.П. Эпистема мифоритуала: монография. – М.: МАКС Пресс, 2013. С.

8–56.525321(семиологии)религии56религиоведческого цикла.врядуновыхсамостоятельныхдисциплинПоложения, выносимые на защитуПо результатам проведенного диссертационного исследования авторомвыносятся на защиту следующие теоретические положения:1) Дифференциации ритуала и мифа предшествовала фаза их архаичногосинкретизма. Из аморфного «первобытного хаоса», состояния изначальнойонтологической, феноменальной, ноуменальной, «социальной» неразличимостипервым обособился ритуал, и только в бинарной оппозиции с ним пра-миф сталмифом.2) Ритуал представляет собой первичное «делание», поскольку оперируетсоматическими способностями человеческого тела, жестами, и коренится вповеденческих стереотипах.

Поэтому не миф, а ритуал порождает трикстера.3) Последующее объединение мифа и ритуала было осуществлено уже настадии религиозного мышления в «литургическом» хронотопе, что может бытьпоказано с помощью сравнительно-функционального анализа ритуала и мифа и ихконкретных «дроменальных» и «логоменальных» проявлений в религиознойкультовой деятельности.4) Религия вторична по отношению к мифу и ритуалу. Поэтому именноритуальная функция оказывается для религии конституирующей метафункцией(«функцией структуры функций»).

Если у ритуала наблюдается не менее 36социальных функций, то у мифа – не более 12. Религия же наследует умифоритуального комплекса около половины – 24 функции. И чем большефункций религии будет обнаружено у того или иного социального явления, тем сбóльшей долей достоверности в ходе религиоведческой экспертизы его можнобудет по строгим формальным критериям квалифицировать именно какрелигиозное.5) Если религия, по Э.

Дюркгейму и К. Клакхону, «вырастает» изколлективных ритуальных действий, то сам ритуал детерминирован архетипикойколлективного бессознательного. Кросс-предметный компаративный анализубедительно показывает, что архетипы в значительно бóльшей степеникорреспондируют с ритуалом, нежели с мифом, поэтому сближать миф и архетип,как это делает хиллманианский психоанализ, не целесообразно.На такие мысли наводят труды Цветана Тодорова (см.: Тодоров Цв.

Теории символа / пер. сфранц. Б. Наумова. – М.: ДИК, РФО, 1998).56226) Стройная иерархия изо/иконо-дисциплин (с иконикой в качествегенерализующей дисциплины) обеспечивает необходимый религиоведам иискусствоведам прикладной методологический инструментарий, позволяющийпровести в области иконологии новую типологизацию таксонов, как минимум,православной иконографии.7) При этом оба комплементарных корневых таксона (спасовой ибогородичной иконографии) имеют прямые и строгие корреляты с 11суплементарными архетипическими образами из 17 основных юнгианскихархетипов коллективного бессознательного.8) Именно в мифоритуальном хронотопе храмового праздничного действаразворачивается многоуровневая трансгрессия сакрального. В христианском храмепроисходит трансгрессивное пересечение границ возможного – невозможного,известного – неизвестного.

Паралитургическая гимнография преимущественнопрославляет христианский подвиг святых, во всем уподобившихся Богочеловеку(«неизвестное возможное»), а «богословие в красках» посредством эктиповрепрезентирует, в первую очередь, образы Иисуса Христа и Богоматери(«известное невозможное»).Степеньдостоверностиполученныхдиссертантомрезультатовопределяется, во-первых, многочисленными источниками исследования:В области агиологии и литургики источниками по теме нашего исследованиястали многочисленные проложные жития и акафисты, опубликованные всборниках, указанных в библиографии57. А в области иконологии и иеротопики –репродукции икон и изображения планов памятников христианской архитектуры,которые опубликованы, в первую очередь, на электронных носителях 58.Имеются в виду следующие сборники акафистов: Акафистник: В 2-х ч.

Ч.1 и ч. 2. – М.: Изд-воМоск. патр., 1991–1992; Акафистник. – М.: Даниловский благовестник, 1995; Акафистник: в 4 кн.Кн.1–4. – Н.Новгород: Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 1995–1996;Акафисты на каждый день седмицы. – Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1994; Акафисты ПресвятойБогородице. В 4 кн. Кн.1–4. – Изд.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее