Диссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)), страница 11

PDF-файл Диссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)), страница 11 Филология (32416): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)) - PDF, страница 11 (32416) - 2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)". PDF-файл из архива "Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Ведь в ряде индоевропейскихязыков слово «дом» (domos, domus) означает не жилое строение, аобщественную организацию. Очаг и печь традиционно служили организующими связующим местом для домочадцев. У лексемы «дом» отмечается значение«семья, люди, живущие вместе» 158 . Причем в основу подобного толкованияположен принцип «соборности»: совместное проживание и ведение хозяйства.Однако в эмиграции произошла деформация традиционно понимаемого домасемьи как «проживающих вместе людей». При этом попытки приблизитьутраченный реальный дом оборачивались стремлением эмиграции обрестиродовое гнездо, в большинстве случаев путем включения в пространство семьилиц русской культуры, не имеющих родственных отношений. В результатепроизошло расширения рамок семьи: в понятие семьи слились воедино вместепроживающиеродственникииродственныедуши,многочисленныеродственные сообщества и диаспоры, оставшиеся за рубежом верными России.Родственниками в эмиграции стали люди, близкие не по «крови», а поинтересам – дружеским, профессиональным и т.

д. Г. Иванов и И. Одоевцева непредставляли своей семейной жизни без Г. Адамовича. В. Ходасевич иН. Берберова – без М. Горького. З. Гиппиус и Д. Мережковский – без своегосекретаря В. Злобина.В мемуарах эмиграции востребованным стало представление о домесемье как России, Церкви, родовом гнезде. Вынужденное беженство ипереживания, вызванные этим, воскресили в эмигрантском сознании знаковуюфункцию дома как биологического рода, в котором человек рождается иумирает. «Есть великое очарование в древнейшей греко-римской религии,157158Энциклопедия символов / Сост.

В. М. Рошаль. М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. С. 214.Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 168.52которая велит хранить алтарь домашних богов, алтарь предков, и никогда неугашать его пламень, ибо в нем живет душа наших отцов, которая нас любит иохраняет, если мы ее не забываем и питаем своею любовью и не жалеем«жертвовать» ей силы нашей души, что-то отдавать от себя, подобно красномуяичку на могилу…»159, — признавался в эмиграции Б.

Вышеславцев,высланный из советской России на знаменитом «философском пароходе».Такжепоявилсяповышенныйинтересхудожниковкассоциативнымконструкциям типа «дом – семья», «отечество – биологический род – гнездо,улей, муравейник». Например, В. Варшавский сравнивает себя с «пчелой отродного улья»160. Дом на Монпарнассе, где жили русские художники,назывался «ульем» — пчелиным домом, в котором бурлит единая в своемразнообразии творческая, интеллектуальная, культурная жизнь.

Именно такие,возникшие в эмиграции, «культурные гнезда, улья, муравейники» (домакрупных писателей, общественных деятелей и пр.), в которых регулярнособиралась русская интеллигенция, воспринимались самими эмигрантами какдома эмиграции в целом, как единый род. Среди них — дом М. Горького,квартира З. Гиппиус и Д. Мережковского, снимаемое жилье И. Бунина.Соответственно менялась и “стилистика” поведения. Так, деятельность, ранеетрадиционно осуществляемая вне домашнего пространства, стала характернойдля дома. Иными словами, в рамках семьи сфера приватной жизни былапотесненаэлементамижизниобщественной,главнымобразомпрофессиональной.

Изоляция творческой интеллигенции от ценностногопространственного континуума способствовала значимости для эмигрантовтрадиционного представления о доме как семье – братстве – церкви – храме.Дом для христианина всегда созвучен Храму и Церкви – Дому Божьему наземле. Дом – это сакральный центр духовной сферы, создавшийся среди159160Вышеславцев Б. Тайна детства // Возрождение. 1955. № 46. С. 54.Варшавский В.

Указ. соч. С. 186.53обыденности, с Богом и Сыном его Иисусом Христом во главе. Церковь – этобратство. Священнослужитель – отец, прихожане – его дети. Многочисленныеисточникисвидетельствуютобусилившейсяправославностиивоцерковленности веры русской диаспоры.Стремление компенсировать бездомность для значительной частитворческойинтеллигенциивизгнаниивыражалосьвпотребностиввоспоминаниях о детстве. «И чем горше была беженская доля, тем ярчевоскрешались в памяти видения отчего дома, детства, юности, всей славы исчастья прежней жизни на родине»161, — вспоминал В. Варшавский. Поэтомутак много возникло в русском зарубежье автобиографической литературы стемой детства в центре: «Детство: повесть об отце» В. Андреева, «Страдныегоды: Моя юность в России» С. Лифаря, «Детство» М.

Осоргина, «Моедетство» С. Прегель и др. Ведь в культурном сознании русского человекаРоссия традиционно ассоциируется с Матерью и любимой Женщиной. Вданном смысловом контексте отъезд из России был воспринят многими какразрыв со святая святых, с Матерью, с Женой, а некоторыми художниками – икак Её проклятье 162 . Образ России – Матери и Жены как порождающей,плодородной, питательной сырой земли, в мемуаристке эмигрантов былпереосмыслен как зима и пустыня.

Такие ассоциации между образами Россиикак Матери и пустыни возникают, скажем, в воспоминаниях Ремизова, на чтообращает внимание исследователь Е. Е. Вахренко163. С одной стороны, в руслехристианской традиции пустыня уподобляется месту желанной встречистраждущих с высшей реальностью – Богом, беседы с Ним и Откровения. Сдругой стороны – она иллюстрирует негативный аспект архетипа Матери:161Варшавский В. Указ. соч. С. 172-173.См.: Поплавский Б. Вокруг «Чисел» // Числа. № 10.

С. 206.163Вахренко Е. Е. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920 - 1950х гг.: Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2007. 24 с.16254подчеркивает не Её порождающую и защищающую семантику, а, напротив –бесплодность.Стало быть, в культурном сознании русской эмиграции обобщаетсяобщекультурный смысл основного понятия повседневности – дома. Этопонятие мифологизируется, вводится в новый контекст и само становитсятекстом, артефактом и мифом о Доме.Обращение же к пространственной вертикали помогает осмыслитьдуховную позицию художников. Утрата Родины для многих из них оказаласьнеожиданным бесконечным мучением, которое преломляется в их творчестве вобразе “ада” (Бунин, Шмелев), а любое воспоминание о былой Россиисимволически приближается к “воспоминанию о рае и мечте о рае” (Бердяев).По мнению Полторацкой, «в литературе эмиграции, как и в любой другой, тема“рай — ад” становится одной из таинственных, и у каждого автора (Бунина иШмелева.

— А. К.) она рассматривается по-своему, так до конца и оставаясьнеразрешимой. Вечный вопрос (“Что с нашими душами будет после смерти?”)никого не оставил равнодушным даже в эту эпоху скептицизма и открытойциничности»164. Такое же отождествление былой, потерянной России сутраченным раем особенно заметно в мифологизации последнего российскогоИмператора Николая II. Этот вопрос нами подробнее рассмотрен в главе 2 напримере многочисленных публикаций в журнале «Возрождение».Возвращение к утраченной России имело особое преломление приизображении писателями такой картины мира, где главным компонентомявляется образ окружающего мира.

Так, о взаимосвязи родины и рождениярелигиозный философ С. Н. Булгаков размышлял в 1938 году: «Родина естьсвященная тайна каждого человека, так же как и его рождение. Теми жетаинственными и неизгладимыми синаями, которыми соединяется он через164Полторацкая С. В. Указ. соч.

С. 16.55лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческомудреву, он связан через родину и с материю-землею и со всем Божьим творением.Человек существует в человечестве и в природе. И образ его существованиядается в его рождении и родине <…> Чем я становлюсь старше, тем долеерасширяется для меня значение родины. Там я не только родился, но изародился в зерне, в самом существе, так что вся дальнейшая моя такаяломанная и сложная жизнь есть только ряд побегов на этом корне.

Все, все мое-— оттуда. И умирая, возвращусь — туда» 165 . Полторацкая также обращаетвнимание, что в созданных в эмиграции воспоминаниях очень заметнатенденция обращения к России «державной, необъятной, сильной своеюсоборной народностью и духовной стойкостью, религиозностью, с однойстороны, и известным бунтарством и непокорностью — с другой <…>подобного рода восприятие родной земли и своего народа слишкомдиссонировало с революционными преобразованиями семнадцатого года»166.

Врезультате таких переживаний, основанных на невозможности как-то реальноповлиятьнапроисходящее,некоторыеизавторовпривносятособоеосмысление исторического времени в свои произведения — в тканиповествованияпоявляетсянескольковременныхпластов,происходитпогружение в более удаленное прошлое (в собственное детское мироощущение— у Веги), обращение к духовным категориям “рая и ада”, новое освоениехудожественного пространства и времени, которое «распространяется нетолько вовне, но и уходит в глубину сознания героев, воплощаясь в спиральныйвиток годового круга или же линейно протекая вне вековых преград» 167 .Зачастую особенный временной мир произведения стирает границы междупрошлым, настоящим и будущим, синтезируя их в единое темпоральное165166167Булгаков С.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее