Диссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974))

PDF-файл Диссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)) Филология (32416): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)) - PDF (32416) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)". PDF-файл из архива "Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Государственное образовательное учреждение высшего образования«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»На правах рукописиКРАВЦОВ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧЭГО-ДОКУМЕНТЫ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ XX ВЕКА:на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949-1974)Специальность 10.01.01 – Русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание учёной степеникандидата филологических наукНаучный руководитель: докторфилологических наук, профессорМ. В.

МихайловаМосква — 20151СОДЕРЖАНИЕВведение................................................................................................................... 3Глава 1. Эго-документы русского зарубежья .................................................. 381.1. Категория памяти в эго-документах«первой волны» (1920-30 гг.) ...................................................................... 401.2. Топос утраченного в эго-документах«второй волны» (1940-60 гг.) .......................................................................

571.3. Место и значение периодикив общественно-культурной жизни русского зарубежья ............................. 661.4. Роль журнала «Возрождение» в среде русского зарубежья ............... 75Глава 2. Эго-документы на страницах журнала «Возрождение» .................. 882.1. Типология эго-документальных текстов..............................................

912.2. Мемуары государственных и политических деятелей:соотношение субъективного и объективного(мемуары последнего министра финансовИмператорской России П. Л. Барка) ........................................................... 942.3. Мифологическое в мемуаристике:идеализация посредством мифологизации(династия Романовых как образ ушедшей России) .................................. 1112.4. Документальное и художественное на страницах журнала:грань между вымыслом и фактомв очерке М. Боброва «По долинам и по взгорьям» .................................. 126Глава 3. Автобиографическая парадигма в женской мемуаристике(на примере прозы М.

Н. Веги) ........................................................................ 1363.1. Прошлое сквозь призму чужой памяти(роман-мемуар «Бронзовые часы») ........................................................... 1393.2. Вымышленные и реальные женские персонажив «Бронзовых часах»: гендерный аспект .................................................. 14623.3. Образ Дома: Петербург как «персонаж» в романе Веги ..................

1563.4. Категория детства в романе «Бродячий ангел» ................................. 166Заключение ......................................................................................................... 186Библиография .....................................................................................................

200Приложение......................................................................................................... 2313Введение«Самую ценную и трудную правду о себе люди рассказывают толькотогда, когда они о себе не говорят»1, — писал Лев Шестов. Парадокс именно втом и состоит, что рассказывая о себе, люди не говорят всей правды илиговорят полуправду. Это естественное поведение в жизни, становится почтинеестественным в литературе, когда от рассказчика, выступающего в ролиавтора, ожидается «момент истины». Особенно в литературе нон-фикшн,литературе исповедальной, эго-документальной.В исторической перспективе существование документального начала влитературе известно с давних пор, но со второй половины XIX века в егоразвитии не наблюдалось сколько-нибудь видимых перемен.

Наиболеесерьезные изменения произошли лишь в ХХ веке, когда факт по выражениюП. В. Палиевского приобрёл «самостоятельное эстетическое значение»2.Родилась новая литература, устойчивого, всеми признанного наименования длякоторой в науке нет до сих пор: едва ли не каждый называет её по-своему и вчастном порядке пытается определить её место в традиционном ряду. Отошли впрошлое такие распространённые в литературной критике и журналистикерубежа XIX-XX веков определения, как «литература сплетен и скандалов»,«литература сточных труб», «правдивая летопись», «хроника событий»,«фотография с натуры», «разговор с собой» и т.

п. 3 В зависимости отисторических предпосылок литература то замыкалась в особых, подчеркнутоэстетических формах, то сближалась со словесностью в широком смысле слова.Широкое распространение получили промежуточные, документальные жанры,123Шестов Л. И. На Страшном Суде // Шестов, Л. Сочинения. Том 2. М.: Наука, 1993. С. 110.Цит. по: Местергази Е. Г. Художественная словесность и реальность: документальное начало вотечественной литературе XX в. Дисс.

... докт. филол. наук. М., 2008. С. 208.Литература и документ: теоретическое осмысление темы // Литературная учеба. 2009. № 1. С. 199.4которые «не теряя своей специфики, не превращаясь ни в роман, ни в повесть,могли в то же время явиться произведением словесного искусства» 4 . Тем неменее за прошедший век отечественное литературоведение, как считается, неслишком далеко продвинулось в выработке категориального аппарата. Сегодняв ней в качестве синонимичных успешно функционируют понятия, не всегдатаковымиявляющиеся:художественная«документальнаялитература»,«литературалитература»,факта»,«документально-«газетно-журнальнаядокументалистика», «человеческий документ», «литература нон-фикшн»,«автодокументальный текст», «эго-документ» и др.

Большинство из нихрождено в литературно-критической практике и «официально» наукой непризнано, не имеет прочного статуса 5 . Тем не менее, уже можно сделатьнекоторые обобщения.Термин «эго-документ» впервые был введен в научный оборотпрофессором Амстердамского университета Жаком Прессером (Jacques Presser)в 1950-х гг. для объединения в одну группу документально-художественныхпроизведений различных жанровых форм (автобиографии, мемуары, личныедневники и письма), изучением которых он занимался6. В само понятие «эгодокумент» Прессер включил такие исторические источники, в которыхисследователь сталкивается с «я», как с одновременно и пишущим, иприсутствующим в тексте субъектом описания.

Позднее он предпринялпопытку конкретизировать содержание введенного им термина, указав, что к«эго-документам» он относит «документы, в которых “эго” специально илинепреднамеренно обнаруживает или скрывает себя» 7 . Спустя тридцать летвведенный Прессером термин начинают широко использовать также во4567Гинзбург Л. О психологической прозе. М.: INTRADA, 1999.

С. 4.См.: Литература и документ: теоретическое осмысление темы // Литературная учеба. 2009. № 1. С. 200.Dekker R. M. Jacques Presser's heritage. Egodocuments in the study of history // Memoria y Civilización. Anuariode Historia. 2002. № 5. P. 13-14.Ibid.5Франции, в Германии, Великобритании, Польше, России и др. странах. Однакотермин пока еще не имеет устойчивого, всеми признанного понятийногозначения, и в настоящее время ведутся дискуссии об определении критериев, всоответствии с которыми тот или иной текст может быть отнесен к эгодокументу, и, что немаловажно в нашем случае, идет дискуссия о соотношениидостоверности и вымысла в понятии «эго-документ». Некоторые исследователи(Р.

Деккер, П. Бёрк) полагают относящимся к эго-документам текст,включающий не только личные, но и путевые дневники, личные заметки,ограниченные по времени и сфокусированные на особых событиях частнойжизни, примечания к генеалогическому древу, в которых большое местозанимают личные наблюдения 8 , а также автобиографии, бытовые дневники,мемуары и письма, портреты и автопортреты9. Ряд исследователей (В. Шульце)и вовсе включают в эту группу нехудожественные тексты (отзывы на авторскиеработы, полученные, например, в рамках административного судопроизводства,акты уголовного судопроизводства, акты взимания налогов, личных обысков,протоколы допросов, ходатайства, завещания, торговые и бухгалтерские отчетыи сопроводительные письма, в которых содержится личная информация)10. Онполагает, что такого рода деловая документации отражает самовосприятиечеловеком своего места в обществе, государстве, семье. В свою очередьпозиция В. Шульце подверглась критике (в том числе, историком Б.

фонКрузенштерн),предложившейполагать«эго-документом»лишьсамостоятельно сочиненные тексты, т. е. созданные «по собственному почину»или «самостоятельно»11. Аналогичным образом во Франции появился термин891011Dekker R. Egodocuments in the Netherlands from the Sixteenth to the Nineteenth Century // Dutch Crossing:Journal of Low Countries Studies.

Vol. 23. No. 2. London, 1999. P. 256.Burke P. Representations of the Self from Petrach to Descartes // Rewriting the Self. Histories from the Middle Agesto the Present. London, 1997. P. 21-24.Schulze W. Ego-Dokumente: Annäherung an den Menschen in der Geschichte. Berlin: Akad.-Verl., 1996. S. 28.Krusenstern von B. Was sind Selbstzeugnisse? Begriffskritische und quellenkundliche Überlegungen anhand vonBeispielen aus dem 17.

Jahrhundert // Historische Anthropologie. Kultur. Gesellschaft. Alltag, 2. 1994. S. 470.6«литература личного характера» (litterature intime), введенный французскимисториком и социологом Филиппом Лежёном (Phillip Lejeune) в 1970-е гг. впроцессе его исследования автобиографического и дневникового жанров. Всвое понятие он включает мемуары, автобиографии, дневники, личные заметки,эссе, автопортреты.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее