Диссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)), страница 7

PDF-файл Диссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)), страница 7 Филология (32416): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)) - PDF, страница 7 (32416) - С2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)". PDF-файл из архива "Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Ведь мемуаристика русскогозарубежья — сложное полифоническое единство, где каждый голос имеет своезвучание, ведет свою мелодию, а вместе с тем все голоса сливаются, создаваясимфониювремени,сложнуюнеповторимуюкартинуиндивидуальныхчеловеческих судеб. Диапазон самосознания личности определяет глубинупроникновения в тайны не только внутреннего, но и внешнего бытия99, т.е. даетпредставление о духовной жизни, культуре своего времени.

Данное издание —не редкость в коллекциях библиотек мира. В частности, в России полная9899Азаров Ю. А. Указ. соч. С. 7.См.: Великая Н. И. Указ. соч. С. 297.30коллекция журнала имеется в Российской Государственной Библиотеке и вБиблиотеке-ФондеРусскогоВышеприведенныйЗарубежьяаннотированныйим.указательА.

И. Солженицына.(«Россияироссийскаяэмиграция в воспоминаниях и дневниках») также явился подспорьем в нашейработе, т. к. несмотря на имеющиеся пропуски, все же старался охватить всеэго-документы, опубликованные в эмиграции.Для литературоведческого анализа нами был привлечен весь корпус эгодокументальныхтекстов,опубликованныхвжурнале«Возрождение»,количеством более 150 отдельных публикаций и общим объемом около 500авт. л. В большинстве своем они незначительны по размеру (от 0,1 до 1 авт. л.)и не дают возможности полноценного исследования. Вместе с тем имеется рядкрупных работ, среди которых были выбраны мемуары последнего министрафинансов Императорской России П.

Л. Барка, воспоминания различныхавторов (объединенных общей тематикой публикаций о Династии Романовых),роман-мемуар поэтессы М. Н. Веги «Бронзовые часы» (и его продолжение —роман «Бродячий ангел»), а также автобиографический очерк М. Боброва «Подолинам и по взгорьям». Помимо того, что данные произведения ранее неанализировалисьслитературоведческойточкизрения,онитакженепереиздавались и потому почти неизвестны широкому кругу исследователей (вотличие, например, от опубликованных там же в «Возрождении», дневниковЗ. Гиппиус или воспоминаний А. Тырковой-Вильямс).

Не менее важнымявилосьто,чтобиографическимотобранныеособенностямдляисследованиятекстыразличныих авторов и в жанровомпоотношениипредставляют разнородные явления. А роман-мемуар М. Веги хотя является пожанровой классификации автобиографическим романом, построенным напочти что вымышленной сюжетике семейной хроники, в то же время, явлениепереходного типа — от художественного к документальному.31Методологическуюбазуисследованиясоставляютследующиеосновные подходы к изучению мемуаров — это историко-культурный,сравнительно-типологический, биографический, историко-источниковедческий,историко-литературный и контекстуально-жанровый.

Данная методологияпредполагает выявление теоретических аспектов взаимосвязи частного ивсеобщего (субъективного и объективного) как онтологической основы любогоэго-документа. Исследование в своих основах опирается на комплексныйподход к анализу литературного произведения, обращая при этом особоевнимание на выводы исследователей о таких особенностях эмигрантскогосознания,какмаргинальность,тягакмифотворчеству,иллюзорность,проявление экзистенциального одиночества и заброшенности, стремлениесохранить родную культуру, мистицизм и иррационализм (интерес к снам,видениям, мистическому опыту, религии).Теоретические принципы указанных подходов были сформулированыЛ.

Я. Гинзбург,М. М. Бахтиным,Ю. М. Лотманом,Ю. Н. Тыняновым,А. Г. Тартаковским и др. Теоретические основы, заложенные Л. Я. Гинзбург,позволили рассмотреть произведения в контексте творчества поэтессыМ. Н. Веги (биографический метод), в социальном контексте и с учётомпринциповисторизмаипсихологизма.Крометого,особоценнымпредставляется её внимание к символическому значению деталей в целом, к«прописыванию» сюжета и композиции, выражающих авторскую позицию,отношение к «промежуточным» литературным жанрам с документальнойосновой как к «человеческим документам».

При работе с художественнопублицистическими и автодокументальными текстами использовались такжетеоретические разработки Ф. Лежёна, С. С. Минца, И. О. Шайтанова, Н. Н.Козновой, Н. К. Гудзия и др.32По мнению А. Г. Тартаковского, «мемуаристика (в широком смыслеслова) суть овеществленная историческая память, одно из средств духовнойпреемственности поколений и один из показателей уровня цивилизованностиобщества, его сознательного отношения к своему прошлому, а следовательно, ксвоему бытию вообще»100. В то же время мемуаристика может рассматриватьсякак раздел словесности уже потому, что психологически «романист имемуарист как бы начинают с разных концов и где-то по дороге встречаются вединстве события и смысла»101. Об этом же писал Ю.

М. Лотман, указывая, чтов определенных типах культуры «граница между художественным инехудожественным текстами может проводиться столь непривычным длянашего современного восприятия образом, что мы будем склонны ее вообще неулавливать. <…> Так, искусство XX в. принципиально разрешает включатьгазетныйтекствпоэзиюилиинымиспособаминехудожественные тексты в функции художественных»102использовать. Т.

М. Колядичполагала указанные подходы равнозначными103.Первый подход предполагает изучение особенностей мемуарного жанракак самостоятельной разновидности литературы. Основным материаломстановятся, прежде всего, мемуары писателей, хотя иногда исследователямипривлекаются воспоминания непрофессиональных авторов. Ведь известныслучаи, когда они входили в историю литературы исключительно как создателимемуарных произведений (А.

Болотов, Е. Дашкова).Историко-источниковедческийподходявляетсянаиболеераспространенным. В данном случае воспоминания рассматриваются как сводфактов, указывающих на языковые особенности, быт и нравы определенной100Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII – первой половины XIX вв. От рукописи к книге. М.: Наука,1991. С. 3.101Гинзбург Л. Указ. соч.

С. 8.102Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ,1998. С. 273.103Колядич Т. М. Указ. соч. С. 7.33эпохи, помогающих изучению своеобразия общественных, социальных икультурных взаимоотношений.Кроме того возможно исследование не только самих памятников исодержащихся в них сведений, но и изучение мемуаров в плане их собственнойистории, как «остатков» породившей их социально-психологической среды, какпамятников идейного движения и общественно-исторической мысли эпохисвоего создания, вне которых сама эта эпоха не может быть правильно понята.Иными словами, речь идет о мемуаристике как самостоятельном явлениидуховной культуры.

А нередко при изучении мемуаров первостепенноезначение имеет все, связанное с происхождением самих мемуаров — ихдатировка, атрибуция, обстоятельства создания, степень причастности автора ксобытиям, о которых он повествует, его биография, социальный статус,воззрения, житейские отношения и т. д.104Историко-культурологический подход предполагает рассмотрение личнопережитого как типичного, характерного для целого поколения. Именно так, —как «человек своего поколения» (такое название носят его мемуары), —приступал к своему повествованию К.

Симонов, ведь его жизнь – «пустьбесконечно малая, но все-таки частица жизни этого общества»105.Следует напомнить при этом, что развитие русской мемуаристики шло полинииуходаотфактографичностииусиления«художественности»изображения увиденного автором. В то же время стоит отметить, чтописательскиймемуарныйтекстнеизбежносближаетсясжанрамихудожественной прозы (рассказом, повестью, романом), включая свойственныеим элементы поэтики, и обычно несет в себе своеобразие авторского стиля. Наэто обращает внимание Кознова: «Непременными составляющими такоготекста являются четко выстроенный сюжет, хорошо организованная система104105Тартаковский А. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы.

1999. № 1. С. 54.См.: Колядич Т. М. Указ. соч. С. 7.34образов, многообразие языковых художественных средств: тропов и фигур,портретных и пейзажных зарисовок, лирических отступлений и авторскиххарактеристик»106. Но, как будет показано в дальнейшем, отдельные элементы«поэтики» могут быть обнаружены и в текстах «профессионалов».С другой стороны, в мемуарное текстовое пространство активнововлекаютсядневниковые,автобиографии,записки,эпистолярные,определяющиесяпублицистическиевтексты,литературоведениикак«автодокументальный текст» (А.

А. Урбан107) или «эго-документ» (Л. Луцевичи др.108), как «эго-текст» (М. Ю. Михеев109).Широкийдиапазонпроизведений, включенных в понятие «эго-текст», соответственно, потребовали выработки новых подходов к их изучению, которые были применены ко всеманализируемым произведениям и которые позволили раскрыть вне зависимостиот жанровой принадлежности общие механизмы конструирования авторскойпозиции и авторской личности в эго-документе. И в данном случаеперспективным оказалось обращение к разработанным в социологии ипсихологии методам изучения различных видов памяти.Цельработы.дифференцироватьВданноймемуарноеработебудетповествование,осуществленаотделивегоотпопыткадругихразновидностей повествовательной прозы, каковыми являются путевые очерки,лирическая повесть, «мысли о творчестве».В связи с этим предполагается решение ряда задач:— передать своеобразие литературной жизни русского зарубежья напримере изучаемых публикаций эмигрантской периодики;— выявить грань между фактом и вымыслом в рассматриваемыхавтобиографических произведениях;106107108109Кознова Н.

Н. Указ. соч. С. 388.См.: Урбан А. А. Автодокументальная проза // Звезда. 1970. № 10. С. 193-204.См.: Луцевич Л. Русские дневники в Варшвае // Новое литературное обозрение. № 3. М., 2005. С. 441-444.См.: Михеев М. Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX-XX). М.: Водолей Publishers, 2007. С. 6-7.35—классифицироватьмемуарныетекстыповнутреннемужанрообразующему признаку;— структурировать корпус мемуарных текстов;— выявить единство мемуарной литературы русского зарубежья.Теоретическая значимость работы определяется тем, что содержащийсяв ней материал, выводы и обобщения могут быть применены при разработкепроблем теории литературы, при создании более полной, выверенной историирусской литературы ХХ века, в исследованиях поэтико-мировоззренческойспецифики мемуарно-автобиографической прозы, в спецкурсах, посвященныхпреподаваниюисториимемуаристикираскрывающихтворческуюрусскогоиндивидуальностьзарубежья,представителейатакжерусскогозарубежья.Практическая значимость состоит в том, что результаты данногоисследования могут использоваться при дальнейшем научном изучениитворчества писателей русского зарубежья, при составлении учебных пособийдля высшей и средней школы, в практике вузовского и школьногопреподавания.Структура работы.

Диссертация состоит из вступления, в которомпредставленкраткийлитературы(мемуаристики)сформулированыобзоросновныеразвитиявотечественнойметрополиитеоретическиеидокументальнойэмиграции,принципы,атакжеобоснованатеоретическая и практическая значимость исследования, рассмотрены степеньразработанности проблемы, цели и задачи, научная новизна и актуальность,даны сведения об апробации работы на научных конференциях и впубликациях.В первой главе представлен обзор основных теоретических принципов,положенныхвосновупостроениялитературоведческогоанализаэго-36документалистики в ее соприкосновении с философскими категориями памятии «утраченного», а также уделяется внимание значимости периодики, и вчастности, роли журнала «Возрождение» в общественно-культурной жизнирусского рассеяния.Вторая глава посвящена рассмотрению типологии мемуарных текстов,опубликованных в «Возрождении».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
425
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее