Диссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)), страница 10 Филология (32416): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)) - PDF, страница 10 (32416) - 2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)". PDF-файл из архива "Эго-документы русской эмиграции XX века - на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949–1974)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

«Сосуществуя в единомпространстве эмигрантских автодокументов, притягиваясь друг к другу иотталкиваясь друг от друга, опровергая или дополняя одна другую, эти моделив совокупности способствуют формированию единого культурного мифа —Мифа русской эмиграции» 141 . Сосредоточенность авторов на осмыслениисобственнойжизни,наописаниистановлениясвоейдушивеевзаимоотношениях с миром, на стремлении осознать пройденный путь какцелое, придать эмпирическому существованию оформленность и связность,зачастую прибегая к вымыслу, «дописывая» и «переписывая» свою жизнь,делаяеелогичнее,целенаправленнее,художественных воспоминаниях Бунина,Шмелева.ОникакбысмоглиособенноЗайцева,«осуществитьострочувствуетсяНабокова,переходввОсоргина,инобытиехудожественного и автобиографического текста»142.

Их произведения – своегорода монолог, произносимый от лица героя, в котором явственно слышитсяпророческий, провидческий тон. Исследователь Н. И. Великая называетмемуары «авторской прозой», вбирающей в себя множество жанровыхразновидностей143. Ведь опора на память не всегда возможна. Как признается140141142143Степанова Н. С. Проблема духовного становления творческой личности в автобиографической прозе первойволны русской эмиграции. Автореф.

дисс. ... докт. филол. наук. М., 2013. С. 19.Демидова О. Р. Указ. соч. С. 290.См.: Степанова Н. С. Указ. соч. С. 19.Великая Н. И. Указ. соч. С. 297.47поэт В. Смоленский: «Пытаюсь вспоминать. Но в памяти есть провалы, имногого уже не восстановить»144.Одновременно с этим лирико-автобиографические и философскиеповествования писателей русской эмиграции отражали весь художественныйопыт постижения экзистенциальных вопросов: в чем смысл прихода человека вмир — смысл жизни и смысл смерти, что становится определяющим вчеловеческой судьбе, что ее формирует, какова роль человека в познании себя имира, что есть память, любовь, творчество, свобода 145 .

Рассматривая «ПоляЕлисейские» В. С. Яновского, Э. Р. Резник уверена, что художественнаясистема данного произведения «настраивается на мифопоэтический лад,мемуарный герой стремится к духовному истоку бытия, а художник, фиксируяидиомы его судьбы, открывает в себе сопричастность общим коллизиямчеловеческого существования»146.При этом первоначально М.

Л. Слоним, а вслед за ним и Ю. А. Азаров,отмечают одну из важных особенностей мировосприятия писателей, чтостаршего, что младшего поколений, — настроение обреченности, гибели, лишьиногда смягчаемое ностальгической меланхолией. У молодежи это взначительной степени выражалось в воспевании дня уходящего, бессилии,неудаче, поражении, обиде, что уводило их естественным образом от мыслей опрошлом и парадигмы воспоминаний к обращению к настоящему, кдействительности, к зарубежному их окружению147.

Так, по мнению Азарова,среди множества русских зарубежных писателей лишь Набоков смог найтисвои сюжеты в окружающей иностранной жизни. И именно это, в первуюочередь, отличало его от тех, кто хранил верность жанру воспоминаний,отказываясь от описания всего того, что «каждодневно преподносит беженская144Смоленский В.

Воспоминания // Возрождение. 1960. № 98. С. 104.См.: Степанова Н. С. Указ. соч. С. 19.146Резник Э. Р. Указ. соч. С. 62.147См.: Азаров Ю. А. Указ. соч. С. 50.14548жизнь». Подобное тяготение к окружающему западному миру наблюдалось и уГазданова, который начинал свой творческий путь с рассказов о Гражданскойвойне, но которого постепенно все больше и больше стала привлекать«фантастичность действительности»148.

Обращенность к настоящему, помнению Резник, возникала естественным образом, «ибо прошлое являетсязамкнутым, завершенным, идеальным, и необходимо присутствие настоящего,чтобы разрушить эту замкнутость, придать оппозиции прошлого-настоящегосложный, подвижный характер» 149 . Ведь для каждого русского писателяэмигранта за кордоном осталась “своя” Россия. Для кого-то — это радужныевоспоминания детства, юности, пережитой любви.

Для других — красотанеобъятных просторов, родной природы. Но для каждого из них обращение кностальгическимчувствам«оборачивалосьрефлексивныманализомсобственных духовных качеств и невыразимой тоской по загадочной инеобыкновенно близкой русской душе» 150 , что выражалось в их книгах. Привсем имеющемся различии жанровых модификаций, почти вся мемуаристикарусского зарубежья, по мнению Великой, пронизана трагическими мотивамипотери Родины, и вслед за тем ощущением дисгармонии жизни, жаждойвозвращениядомой151.УБунинапереживанияподобногородатрансформировались в книгу «Жизнь Арсеньева» (1927-1938), у Шмелева — вдилогию «Богомолье» (1931) и «Лето Господне» (1948). По мнению С. В.Полторацкой, «предмет художественного изображения в них максимальноприближен к реальным событиям, пережитым и творчески осмысленным148Там же.Резник Э.

Р. Указ. соч. С. 64.150Полторацкая С. В. Мотив «потерянной» России в эмигрантском творчестве И. А. Бунина и И. С. Шмелева.Дисс. ... канд. филол. наук. Белгород, 2006. С. 16.151Великая Н. И. Указ. соч. С. 297.14949авторами, поэтому автобиографический жанр особенно интересен в историколитературном аспекте»152.В то же время специалистами отмечается, что русское зарубежье ввопросеизобразительныхвольностейбылоскромнее,традиционнее,классичнее, «интеллигентнее» в старом смысле слова, чем ранняя советскаялитература.

«Но в чувственной представимости изображаемого мало кто могсоперничать с Иваном Буниным и Иваном Шмелевым. Потеряв свою Россию,они стремились запечатлеть на бумаге ее незабвенный образ с мельчайшимиштрихами, только Бунин не скрывал, что пишет о невозвратимом прошлом, аШмелев буквально жил иллюзией присутствия в той России»153.Утрата «былой» Родины обусловила появление в художественнойкартинемираособогородапространственно-временныхотношений,строящихся по двум осям: горизонтальной и вертикальной. При этом дляорганизации горизонтальной плоскости, вобравшей в себя прошлое, настоящееи будущее персонажей, важнейшим оказывается образ «старой» России как«своего пространства» в целом. В частности, это касается образов Дома иСемьи, которым противостоит образ «новой» Родины, нередко сопряженный смотивами «бездомья», «бесприютности», «безвременья», что отождествляется собразами «чужбины», «заграницы», Европы, Америки и т.

п. Это отчетливопроявлено в автобиографическом романе М. Н. Веги, рассматриваемом намиподробно в главе 3 настоящего исследования. Схожим образом выстроено ибиографическое повествование Натальи Ильиной в ее книге «Дороги и судьбы»,что отмечается исследовательницей Великой: «Основную линию раздумийИльиной составляла тема родины. Описание дома, квартиры, углов, в которыхприходилось пребывать семье и самой Наталье, занимает в произведении152153Полторацкая С. В.

Указ. соч. С. 16.История русской литературы XX века: 20-90-е годы: основные имена / С. И. Кормилов (отв. ред.). М.: Изд-воМосковского ун-та, 2008. С. 20.50большое место <…> И из всей этой детализации в описании дома вырастаетмотив катастрофичности, бездомности. Нет своего пристанища, своего угла,нет дома… Мотив дома с самого начала сопрягается с мотивом родины» 154 .Вертикальную же ось образует противопоставление «верх» (небо, гора, свет,вечная жизнь, рай, Бог) — «низ» (темнота, провал, бездна, ад, яма, трюм)155.Имеет смыслупомянуть, что вынужденное бездомье порождалонеоправданные страхи.

Как свидетельствуют воспоминания, литературу«незамеченного поколения» пронизывает тотальный экзистенциальный «страхвообще», страх «человека без дома», страх как реакция на стресс от бездомья. Всвязи с этим возникает мотив вокзала, путешествия, временности пребыванияза границей, что очень ярко показано у Газданова в его «Истории одногопутешествия». Потребность эмигрантского сознания преодолеть болезненноесостояние и приобрести желаемое чувство домашней защищенности привела кактуализации за границей в повседневной жизни всевозможных сюжетов«врачевания», спасающих от навязчивой идеи страха моделей «Дома-ковчега»,«Дома-крепости».

Одним из таких вариантов замещения фобий в обыденнойжизниэмиграции,помнениюнекоторыхисследователей,сталохудожественное творчество. Ю. Кристева полагает, что воспоминания опрошлом зачастую вводят писателя в особый мир меланхолии, а еголитературное творчество создает такую жизнь, что уже не страшны никакиеневзгоды в мире реального156.С другой стороны, бегство от реальности в мир надуманный,сконструированный, созданный собственными руками возможно не только вмире творческих идей и художественного вымысла. Таковым может быть изамкнутость в мире своего дома.

Вообще же символ Дома как замкнутого154155156Великая Н. И. Указ. соч. С. 302.См.: Полторацкая С. В. Указ. соч. С. 16.См.: Кристева Ю. Черное солнце: Депрессия и меланхолия. М., 2010. С. 72-77.51собственного мира, своей вселенной, космического центра имеет давнюютрадицию еще в племенных религиях157. И в этом он очень близкосоприкасается с символом и образом Семьи.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее