Диссертация (Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна". PDF-файл из архива "Феномен бюргерства и повествовательный метод романов Томаса Манна", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Московский государственный университет имени М. В. ЛомоносоваНа правах рукописиЛебедева Юлия НиколаевнаФЕНОМЕН БЮРГЕРСТВА И ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ МЕТОДРОМАНОВ ТОМАСА МАННАСпециальность 10.01.03 – Литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)ДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорЧавчанидзе Джульетта ЛеоновнаМосква – 20152ОГЛАВЛЕНИЕВведение ………………………………………………………………..........3Глава 1.
Бюргерская «форма жизни» в структуре романа«Будденброки» ……………………………………………………………..471.1. Семейная книга Маннов как основа событийной и временнойструктуры «Будденброков»…………………………………………………471.2. Стилистические заимствования из семейной книги Маннови «бюргерский» язык в «Будденброках»…………………………………...741.3. Бюргерский габитус и перспектива повествования в«Будденброках»……………………………………………………………… 89Глава 2.
Игра в бюргера: феномен бюргерства иповествовательный метод в «Признаниях авантюриста ФеликсаКруля» и «Волшебной горе»…………………………….………………… 1162.1. Роль бюргерского начала в структуре романов «Признанияавантюриста Феликса Круля» и «Волшебная гора»…………………1162.2. Особенности изображения бюргерского мира в «Волшебной горе»и отношение к нему повествователя………………………………………..1282.3. Бюргерское начало в «Волшебной горе» на уровне повествования:поведение персонажей, перспектива повествования, стилистическиеособенности воспроизведения….…………………………………………… 146Заключение………………………………………………………………….. 172Библиография……………………………………………………………….1783ВВЕДЕНИЕОбщая характеристика диссертации.
Бюргерство – один изосновных предметов, определяющих мировоззрение и литературноетворчество Томаса Манна (Thomas Mann, 1875 ‒ 1955). С одной стороны,под бюргерством следует понимать социальное окружение писателя. Т.Манн родился в состоятельной купеческой семье, начал свою карьеру вдовоенном буржуазном Мюнхене и всю жизнь был связан с бюргерскимобществом. С другой стороны, еще в ранней юности, увлекшись чтениемШопенгауэра и Ницше, писатель переосмыслил судьбу европейскогобюргерства на рубеже XIX – XX в.
и свою собственную судьбу художникас бюргерскими корнями. Однако, бюргерское начало для Манна не былопростой абстрактной социальной или философской категорией: оно былочастью той реальности, которую он пытался творчески познать иизобразить. При этом в центре размышлений и переживаний Т. Маннастояло его писательство, желание творить и потребность в собственномстиле.Такимобразом,вырисовываютсятрисоставляющихтемыбюргерского у Т. Манна: социальная, мировоззренческая и литературная.Этимкомпонентамосновныепониманияперспективыбюргерскогоизученияданнойначалатемы.соответствуютРазделениенаперечисленные составляющие – результат обобщения, в жизни итворчестве Т.
Манна бюргерское начало было скорее их сочетанием,являвшимся в свою очередь частью более сложной картины. Социальноеокружение писателя и философия, лежащая в основе фигуры бюргера у Т.Манна,освещеныкаквнемецком,такивотечественномлитературоведении. Значение же бюргерского начала непосредственно длялитературной формы и стиля, его роль на уровне повествования нестановились прежде предметом непосредственного изучения. Важность4бюргерского начала для Т. Манна, его своеобразная и глубокаяинтерпретация сущности немецкого и европейского бюргерства не моглине отразиться на повествовательном методе.
Анализ манифестациибюргерского начала на уровне повествования дополнит созданнуюисследователями картину творчества писателя, но требует особогометодологического подхода. Кроме того, в качестве пролога к анализуроманов необходимо обозначить историко-социальные, культурные илитературные предпосылки исследования, описать понятие бюргерства иего использование писателем.Степень изученности вопроса. Т. Манн – признанный классикнемецкой литературы и один из самых популярных авторов по количествупосвященных ему исследований. В настоящей диссертации будутучитываться работы общего характера и исследования более частногопорядка, посвященные романам «Будденброки», «Признания авантюристаФеликса Круля» и «Волшебная гора». Особое внимание будет уделеноработам, анализирующим бюргерское начало или связанные с ним темы, атакже исследованиям повествования и стиля в произведениях Т. Манна.По словам Г.
Майера, «“Тонио Крегер“ отвечал бюргерскомусуществованию в начале предвоенного времени не в меньшей степени, чем«Демиан» Германа Гессе в начале поствоенного периода»1. Тем не менее,бюргерская тематика у Т. Манна стала отдельной проблемой изучениятолько начиная с Первой мировой войны и в особенности с конца 1920-хгг.2 Импульсом для первых исследований послужили все возрастающаяизвестность и публичность писателя, его гражданская позиция и интерессамих критиков к вопросу бюргерства.
Этот интерес зачастую носилидеологизированный характер.1Mayer, H. Thomas Mann. Frankfurt a. M., 1980. S. 34. Схожее наблюдение делает Р. М. Рильке о«Будденброках» (Rilke, R. M. Thomas Manns Buddenbrooks // Romantheorie. Dokumentation ihrerGeschichte in Deutschlans seit 1880 / Hrsg. E. Lämmert. Köln, 1975. S. 76 – 78).2К примеру, Ganz, H. Bürger Thomas Mann // Berliner Volkszeitung. Berlin ‒ 15. Oktober 1926 ‒ Jg. 74;de Bab, Julius. Vom Geiste des Bürgertums.
(Über Galsworthys „Forsyte Saga“, Thomas Manns „Buddenbrooks“und Heinrich Manns „Der Untertan“) // Deutsche Republik. Frankfurt a. M. ‒ 1926/1927 ‒ Jg 1 ‒ H. 13, S. 6 ff.5Любопытнымипоказательнымпримеромраннейтрактовкибюргерского у Манна выступает статья 1925 г. Ф. Штриха в «НойеРундшау»3, которую автор впоследствии включил в книгу «Поэзия ицивилизация» («Dichtung und die Zivilisation», 1928).
Основной пафос Ф.Штрихасостоитвзащитеконсервативныхидеаловнемецкогообразованного бюргерства. Прежде всего, Ф. Штрих ставит знак равенствамежду писателем Т. Манном и «нашим временем, нашим народом»4,литературноетворчествоонтрактуеткаксимволвремени,а«Будденброков» как «немецкий пример романа (der deutsche Fall desRomans)»5. Автобиографизм текстов Т. Манна, по Штриху, есть попытка«спасти и оправдать себя при всем скепсисе против самого себя»6. Приэтом речь идет не о конкретном человеке, но «о бюргерской цивилизации,которая начиная с французской революции завоевала всю Европу ипошатнулась, когда против нее восстал мощный враг, обвинив ее в том,что она есть распад и смертельная болезнь.
Имя этого врага – ФридрихНицше, имя болезни – паралич воли»7. Следующей противоположностьюбюргерскому миру Штрих объявляет русскую литературу, а именноТолстого и Достоевского, Т. Манн же предстает воплощением изащитником бюргерской культуры, который на своем опыте пережил«распад и познал, что означает победа над распадом»8.Дальнейшее развитие витавшего в воздухе представления о концебюргерской эпохи в критической литературе о Т. Манне связано восновном с именем Георга Лукача.
Работы Лукача сыграли не толькобольшую роль в развитии темы бюргерского у Т. Манна9. Можно сказать,3Strich, F. Thomas Mann und die bürgerliche Zivilisation // Neue Rundschau. Berlin ‒ Juni 1925 ‒ Jg. 36 ‒ H. 6,S. 552 – 578.4Strich, F. Thomas Mann // Strich, F. Dichtung und Zivilisation. München, 1928. S. 162 – 178. Hier ‒ S. 162.5Ibid.6Ibid.
S. 164.7Ibid.8Ibid. S. 167.9Подробнее об отношении Т. Манна к Г. Лукачу см.: Marcus-Tur, J. Thomas Mann und Georg Lukács.Beziehung, Einfluß und „repräsentative Gegensätzlichkeit“. Köln, Wien, 1982.6что благодаря венгерскому теоретику имя Т.
Манна оказалось крепкосвязано с представлением о распаде «буржуазного романа» и концебюргерского мира и культуры10. Подход Лукача к литературному текстувызвал резкую критику у многих исследователей, в том числе и П. Бурдье.Представление об автономности литературного поля Бурдье вступало внеразрешимое противоречие с «теорией отражения», которая «лежит воснове марксистского анализа произведений культуры, в частности уЛукача и Гольдмана»11.Социальный подтекст в картинах бюргерского мира, изображенных Т.Манном, разбирает не один Г. Лукач.
Изображение упадка немецкогосословного бюргерства в лице Будденброков и появление Хагенштремов,буржуа нового типа, видит в «Будденброках» Б. Целлер12. В духе МаксаВебера роман интерпретирует П. П. Саваж в своей статье «К историчностиюношеского романа Томаса Манна: бюргерское классовое сознание икапиталистическиепрактикив«Будденброках»13.Вдальнейшемисследователи сосредотачивались на культурно-историческом анализетекстов писателя, на его понимании «действительности» и ее отражении вего произведениях14.
Популярным направлением стало воссозданиеколорита эпохи, поиск зашифрованных социально-исторических реалий ипрототипов манновских персонажей15.10Особенно показательна в этом отношении поздняя статья Лукача «В поисках бюргера» (Lukács, G. Aufder Suche nach dem Bürger // Lukács, G. Faust und Faustus. Reinbek. 1967. S. 214 – 238).11Bourdie, P.