Диссертация (Т.С. Элиот как арбитр поэзии - литературная критика 1920-х – 1930-х гг), страница 7

PDF-файл Диссертация (Т.С. Элиот как арбитр поэзии - литературная критика 1920-х – 1930-х гг), страница 7 Филология (32166): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Т.С. Элиот как арбитр поэзии - литературная критика 1920-х – 1930-х гг) - PDF, страница 7 (32166) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Т.С. Элиот как арбитр поэзии - литературная критика 1920-х – 1930-х гг". PDF-файл из архива "Т.С. Элиот как арбитр поэзии - литературная критика 1920-х – 1930-х гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

По собственному признанию Элиота, он былвоспитан как атеист82. Он не был склонен считать унитарианство, к традиции которогопринадлежала его семья, христианством и воспринимал его как «атеизм» (вероятно, это он иимел в виду, говоря о своём атеистическом воспитании). Как известно, в своей литературнойкритике Элиот создал глобально-историческую концепцию «распада восприимчивости»(dissociation of sensibility) – постепенного снижения символических возможностей языка,разрушения изначальной целостности восприятия, характерной, по мнению Элиота, для эпохиПозднего Средневековья. Одним из важных аспектов первоначального «единства» былаСм., например, яркие отзывы: Clutton-Brock A.

(анонимно). Mr Eliot’s New Essays // Times Literary Supplement.1928. 6 December. P. 953; Woolf V. A Change of Perspective: Letters of Virginia Woolf, III: 1923 – 1928 / Ed. NigelNicolson. L.: Hogarth, 1977. P. 457 – 458; Aiken C. In Retreat // Dial. 1929. July. №86. P. 628–630.78На момент написания данной работы переписка Элиота издана только до 1929 г. Письма 1930-х гг. – 1960-х гг.могут существенно откорректировать представления о литературных и философских взглядах Элиота в болеепозднее время.79Aiken C. In Retreat // Dial. 1929.

July. №86. P. 628–630.80Howarth, H. Notes on Some Figures behind T. S. Eliot. Boston, MA: Houghton Mifflin, 1964. P. 257.81Цит. по: Ricks, Ch. T.S. Eliot and Prejudice. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1988. P. 9.82L3. P. 568: 22 June 1927, To Bertrand Russell.7726объединявшая Западную Европу католическая вера. Отношение Элиота к Реформации былопреимущественно отрицательным (а нередко – резко негативным). Унитарианство онвоспринимал как апофеоз протестантизма: ведь для него характерна рационализированная,наполненная скептицизмом либеральная теология, пронизанная духом Просвещения и глубокочуждой Элиоту верой в прогресс.

Теологи-унитарианцы стремились обосновать веруэмпирическим путём83.Во время изучения Элиотом философии в Гарварде там господствовали схожиетенденции: рационализм, вера в прогресс, стремление встроить религию в рамки науки ифилософии. Шли бурные дискуссии, в которых использовался крайне сложный формальнопонятийный аппарат, – свобода и широта мнений сочетались с достаточно строгими, зачастуюдостаточно громоздкими и искусственными «правилами игры»84. Несмотря на то, что Элиотучился в Гарварде очень хорошо, нередко удостаивался похвалы именитых преподавателей исам испытал колоссальное влияние многих гарвардских философов85, такое положение дел немогло его удовлетворить: он искал большей свободы самовыражения, а в мировоззренческомплане всегда тяготел к большей целостности восприятия, обретению экзистенциальныхопределённости и постоянства, которые были неизбежно связаны для него с религиознымначалом.

Философию Брэдли, из-за её сложного, «сухого» понятийного аппарата, он назвал«странным балетом безжизненных категорий»86. В той или иной степени, Элиот всегдапроявлял повышенный интерес к теологический проблематике, хотя в гарвардские годы этотимпульс был наименее заметен и скрывался под толстым покровом релятивизма, тесносвязанного с унитарианским влиянием и преобладавшими в Гарварде сциентистскимитенденциями.К середине 1910-х гг. оформилось (в основе своей скептическое) мировоззрение Элиота,получавшегофилософскоеобразованиеиизучавшегомногочисленныефилософскиеисточники. По верному замечанию У.

Скаффа, элиотовская «система мысли» в своей основеформируется приблизительно между 1913 и 1916 гг., а далее лишь «разрабатывается ипроясняется»87.В 1914 г. Элиот писал, что не доверяет «никаким теориям и доктринам, которые можносформулировать. Нужно иметь теории, но не нужно в них верить!»88 В одном из писем 1915 г.Элиот называет себя «релятивистом» и «относительным материалистом», считающим, чтоJain. P. 13 – 24; Howarth, H. Notes on Some Figures behind T. S.

Eliot. P. 64 – 94.Ibid. P. XI.85См.: Habib. Op. cit.; Jain. Op. cit.86Цит. по: Moody. Op. cit. P. 190.87Skaff. Op. cit. P. 6.88L1. P. 79: 27 November 1914, To Eleanor Hinkley.838427«единственная «вселенная», о которой вообще можно говорить», – это мир, изучаемыйестественныминауками.Элиотутверждает,чтолюбаяфилософскаятеориянеудовлетворительна и является «извращением реальности».

Философию Элиот определяет как«в первую очередь, литературную критику и разговор о жизни»89. Позднее он пишет о своей«фатальной предрасположенности к скептицизму»90 и о том, что он – «релятивист,раскалывающий маленькие теории, как орехи»91. В своей незащищённой диссертации о Ф. Г.Брэдли Элиот писал, что любые метафизические суждения, в конечном счёте, опираются наверу, и предостерегал как метафизика, так и литературного критика от утверждений,претендующих на абсолютную значимость92.

На протяжении своей жизни Элиот во многомоставался верен этому принципу – его эссеистика, о чём будет сказано далее, всегда сохранялавысокую степень амбивалентности в оценках. По мнению Элиота, никакая точка зрения неможет одержать победу, за неё «сражаются» не в ожидании триумфа, а с целью не дать ейугаснуть93;любоезнание,поЭлиоту,–лишьфрагментарнаяинтерпретация,реинтерпретируемая новыми личностями и эпохами94.Письмо, адресованное Дж.М.

Марри в начале 1927 г. – через 11–13 лет послеприведённых цитат раннего периода, показывает, как Элиот, отталкиваясь от своего раннегомировоззрения (названного в приведённом далее письме философией прагматизма), направляетего в новое русло: «Вы предполагаете, что Истина изменчива – Вы принимаете какнеизбежность то, что, как мне кажется, находится в нашей власти». Далее Элиот назвал себя«бескомпромиссным прагматистом» (thoroughgoing pragmatist), настолько «радикальным», чтоему «не остаётся ничего другого, как предполагать существование фиксированных смыслов инеизменной Истины»95.

Логика Элиота здесь сложна и противоречива: в рассмотренномфрагменте поэт не говорит, что абсолютные ценности существуют и могут быть познаны;фактически он признаёт, что христианство его привлекает, потому что удобно для него, а непотому что является бесспорной Истиной, но, в то же время, утверждает, что ему (Элиоту), как«радикальному прагматисту», удобно предположить (именно предположить, а не утверждатьнаверняка) существование абсолютных ценностей. Даже когда в начале фрагмента Элиотпишет, что проблема существования или несуществования неизменной Истины – «в нашейIbid. P.

87 – 89: 6 January 1915, To Norbert Wiener.Ibid. P. 91: 28 January 1915, To J.H. Woods.91Ibid. P. 160: 21 August 1916, To Conrad Aiken.92Eliot, T.S. Knowledge and Experience in the Philosophy of F. H. Bradley. L.: Faber & Faber, 1964. P. 160 – 165.93FLA. P. 60: Francis Herbert Bradley.94Eliot, T.S. Knowledge and Experience in the Philosophy of F. H.

Bradley. P. 164.95L3. P. 416: 8 February 1927, To John Middleton Murry.899028власти», он смягчает это через оборот «мне кажется»96. Стремясь к обретению незыблемыхценностей, поэт сомневался в возможности установления Истины, хотя иногда и убеждалсебя в обратном; он считал, что абсолютных ценностей не существует, но, согласно Элиоту,именно осознание этого, удивительным образом, должно приводить к предположению об ихсуществовании, которое должно плавно приводить к их принятию (впрочем, и в этом поэт не доконца уверен).

В письме Б. Добре (1891 – 1974) Элиот утверждает, что сама идея обизменчивости Истины предполагает существование постоянства в мире97. В письме 1927 г. онутверждал, что цель литературной критики – не создание, а обретение, открытие ценностей,которые уже существуют (хотя в этом же письме Элиот, явно противореча себе, пишет, что«мысль, безусловно, связана с созданием ценностей»98).В 1928 и 1929 гг. Элиот заявлял, что его вера – частный психологический эксперимент99,связанный с неприятием жизни100; при этом он косвенно признавал равноправие других«экспериментов»101, и поражался факту существования «хороших» людей, не испытывающихпотребности в религии102. Любопытна переписка Элиота с Р.

Олдингтоном (1892 – 1962) в 1926г. Олдингтон писал Элиоту, что не любит Иисуса и Евангелия и что, по его подозрению,Христос никогда не существовал как историческая личность. Удивительно то, что Элиот,незадолго до своего обращения, согласился с этим: «Я согласен по поводу Христа, и я не могуне соглашаться с остальным»103. Уже одно это высказывание показывает, насколько непростымбыл путь Элиота к христианству. Между тем, в научной литературе распространён подход, вкотором более ранние тексты – в том числе, «Бесплодная земля»104 – почти без оговороканализируются как написанные в христианской парадигме – что далеко не так.

Не случайнодаже в 1936 г. Э. Паунд язвительно говорил о «псевдорелигиозном мозге Элиота»105.У.Ф. Стед, наставник Элиота в период его обращения в англиканство, напрямую связывал «Бесплодную землю»со скептицизмом, а произведения конца 1920-х гг. – с теизмом. Стед считал, что вера требует особой смелости вэпоху, когда христианство воспринимается как «компрометирование наших интеллектов» (Ibid. P.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее