Диссертация (Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв), страница 8

PDF-файл Диссертация (Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв), страница 8 Филология (32122): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв) - PDF, страница 8 (32122) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв". PDF-файл из архива "Функции библейских цитат в древнерусских преподобнических житиях XV–XVII вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

К.) и не обретается» цитату из Евангелия отМатфея (13:45-46): «Подобно есть царствие небесное купцу ищущу бисер»106, на томосновании, что отец Кирилла впоследствии его найдет, как находит бисер евангельскийкупец. На деле оказывается, что посылом к выделению цитаты становится одна словоформа«бисер». Все остальные размышления исследовательницы кажутся не более как извневчитываемыми в текст посторонними смыслами, ничего общего с интенциями автора неимеющими.Очевидно, что подобного рода примеры полностью дискредитируют классификациюГардзанити, в частности критерии различения цитаты, отсылки и парафразы должны бытьсформулированы гораздо более точно.Полагаю, что в этом вопросе классификационный методологический инструментарийдолжен быть разработан по возможности более детально.

В основании классификацииГардзанити лежит принцип разной степени точности цитаты; отдельно исследовательвыделяет цитаты-инсценировки.Несомненно при построении более точной классификации непременно следуетопираться на опыт Гардзанити, развивая и детализируя его классификационные принципы.Отметим также, что разная степень точности цитаты у Гардзанити предстает внезависимости от предполагаемых интенций автора текста. Точность цитаты определяетсязаконами механики инкрустации текста цитаты в текст памятника.Совсем другой классификационный принцип положен в основу системы, созданнойДанилевским: исследователь выделяет прямые и сокровенные цитаты, рассчитанные напрочтение немногими. Следует полагать, что более функционально и телеологическисущественным принципом является все же интенциональная направленность автора напотенциальный контакт с предполагаемым читателем или же, напротив, на его отсутствие.

Иуже в рамках класса прямых и скрытых цитат следует особо выделять ссылки, аллюзии ипарафразы, предварительно ясно определив их структурную различия.На следующем этапе изучения библейских цитат предстает задача описания ихфункций в различных жанрах. Обращает внимание и то, что Гардзанити отстаивает106Там же. С. 87.28функциональную определенность цитат тем литературным жанром, в котором онипомещены.Исследователь утверждает, что в последнее время появились работы, в которыхбиблейские цитаты рассматриваются как составные части устойчивых сюжетных мотивов.Особое значение в истории изучения устойчивых литературных формул в контексте русскойагиографии имеют работы Т. Р. Руди107, описывающей в своих статьях в первую очередь тецитаты, которые мы в нашей классификации называем топосными.Перед исследователем подобного рода топосных цитат встает существенная проблема– установить, полностью ли утрачена связь цитаты-топоса с библейским контекстом или жеопределенные семантические связи продолжают сохраняться.

Ответ на этот вопрос долженбыть двояким: с одной стороны, в целом, для всей совокупности употребления этой цитаты вагиографических текстах: что преобладает: омертвение формулы или разного роданюансировка смыслов текста-донора; с другой — конкретно для каждого отдельного случаяреликтового проявления связи с библейским контекстом. Только так можно будетпреодолеть опасность «неверного или неполного толкования цитат , изъятых из контекста ирассматриваемых исключительно в свете их риторической функции»108.Гардзанити указывает на то, что в литературе Slavia Orthodoxa библейские цитаты немогли быть использованы как аргументы в построении дискурса, поскольку законывизантийской риторики на Руси были опосредованы паралитургической книжностью иопытом монастырской жизни109.

Исследователь развивает идею Пиккио о том, чтобиблейские цитаты суть ключи к пониманию глубинного смысла произведения.Высокая частота цитирования Священного Писания в литературе Slavia Orthodoxaсвидетельствует, по мнению Гардзанити, о его высокой степени актуальности в современномавтору мире, а также о попытках оригинального авторского трактования собственнойисторической эпохи.В идеале исследователь библейских цитат в древнерусской литературе одногопериода должен не только пользоваться близким к исследуемому промежутку времениредакциями Библии, но и обращаться к современным авторам исследуемых текстовтолкованиям Библии.Особую роль в изучении законов возникновения тех или иных библейскихассоциаций, цитации библейских текстов играет повседневный опыт литургическоговосприятия текста Библии, то есть опыт, определявший отношение книжника к цитируемому107Руди Т.

Р. «Яко стопл непоколебим» Об одном агиографическом топосе // ТОДРЛ. Спб., 2004. т. 55. с. 211 —227. Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных // ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 431—500. Руди Т. Р.«Imitatio angeli» (проблемы типологии агиографической топики) // Русская литература, 2003, № 2. С. 48—59 .108Гардзанити М.

Библейские цитаты в литературе Slavia Orthodoxa. С. 31.109Там же.29слову; опыт, которого зачастую лишен современный исследователь культуры SlaviaOrthodoxa.Традиция литургического восприятия библейских текстов порождает феномен«коллективной памяти», носители которой в равной степени хорошо могли использовать ипонимать цитаты из Библии. По мнению Гардзанити, одна из основных задач изученияцерковнославянской письменности — реконструкция «коллективной памяти» как архиваудобопонимаемых и пригодных для внедрения в повествование библейских цитат и / илиосновных парадигм толкования библейского текста.Наличие единого текстового пространства как источника цитат живо обсуждается наматериале литературы Нового времени.

В определении Лотмана это пространство —семиосфера.110 Д. С. Лихачев вводит понятие гомосфера – это и тексты, и обычаи, и этикетповедения, и бытовые привычки, общие для совокупности индивидов111. По мнению Г. В.Денисовой, существует «область культурной памяти, представленная определеннымнабором текстов, который составляет основу презумпции интертекстуальности».112 Помнениюисследовательницы,возможносоставлениеэнциклопедийразноготипа:универсальной (тексты мировой семиосферы), национальной (тексты определеннойлингвокультурнойобщности),индивидуальной(текстывсознаниииндивида)ипрофессиональной113.Однако наполнение самого понятия, выдвинутого Гардзанити, в силу спецификисредневековой литературы, остается во многом неясным.

Гардзанити не уточняет временныеи географические границы феномена «коллективной памяти». Стоит ли понимать под«коллективной памятью» совокупность всех библейский цитат и текстов совместно с ихтолкованиями, которые когда-либо использовались в текстах литературы Slavia Orthodoxa?Однако коллективность предполагает общую и равную доступность текстов и возможностьих цитирования для каждого индивида, которого мы относим к представителю культурыSlavia Orthodoxa. Но подобное равенство оказывается принципиально невозможно,поскольку у каждого книжника как представителя той или иной социальной общности свойнеповторимый багаж знаний, который будет пересекаться с багажом знаний другогокнижника лишь отчасти.Сложность же выявления общей части знания увеличивается в геометрическойпрогрессии с увеличением количества индивидов, общность знания которых нужнообосновать.

«Коллективная память», таким образом, становится понятием гипотетическим:110Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 томах / Ю. М. Лотман, Таллинн, 1992.Лихачев Д. С. Гомосфера - термин наших дней: [Беседа] // Огонек. - 1984. - № 36. - С. 17 - 19.112Денисова Г. В. Интертекстуальность и семиотика перевода. с. 146-148.113Денисова Г. В. Там же. с. 156.11130это не те знания и представления, которыми обладала в синхронии некая общность людей,чья профессиональная деятельность тесно связана с созданием, чтением, восприятием иинтерпретацией текста, а те познания, материально выраженные в тексте, которые толькомогли знать потенциальные реципиенты продуцированных профессионалами текстов. В томже случае, когда одни и те же знания, повторяясь, переходят из одного текста в другой,становятся общим местом, можно говорить о некоей константе коллективной литературнойпамяти.§3.

3. Работы И. Н. Данилевского и их роль в изучении библейских цитат вдревнерусской литературеИ. Н. Данилевский является одним из наиболее ярких представителей центоннопарафразового метода интерпретации древнерусской книжности114.В одной из своих статей исследователь подчеркивает, что вопрос о функцияхбиблейских цитат, значимая роль которых считается общепризнанной, долгое времяоставался недостаточно освещен. «До революции подобная тематика не поощряласьдуховной цензурой»115. В советское время изучение библейских источников (в том числе иих влияния на древнерусскую литературу) «потеряло свою актуальность»116.

И хотявпоследствии появились работы смежной тематики117, эти работы освещали проблему лишьотчасти и на небольшом материале.По мнению исследователя, «Библия для средневекового автора была основойсимволического освоения мира», и «лишь через анализ сакральных текстов каксущественной составной части летописных сводов можно выйти на более глубокоепонимание описаний событий»118. Итак, Данилевский (так же как и М.

Гардзанити)апеллирует к надтекстовому уровню восприятия древнерусской литературы. Таким образом,изучение механизмов использования библейских текстов в литературе Древней Руси должноспособствовать реконструкции картины мира древнерусского книжника. При этомисследователь обращается прежде всего в текстам русских летописей, что накладываетопределенный отпечаток на его рассуждения.114Данилевский И. Н. Библеизмы в «Повести временных лет // Герменевтика древнерусской литературы. М.,1993. Вып. 3. С. 75–103; Данилевский И. Н.

Библия и Повесть времнных лет: К проблеме интерпретациилетописных текстов // Отечественная история. 1993. № 1; Данилевский И. Н. Древняя Русь глазамисовременников и потомков. М. 1998; Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII –XIV вв.) М., 2000.115Данилевский И. Н. Библеизмы в «Повести временных лет» // Герменевтика древнерусской литературы X —XVI вв. Сб. 3, М. 1992, с. 75.116Там же.117Творогов О. В. Задачи изучения устойчивых литературных формул Древней Руси // ТОДРЛ. М.; Л., 1964. Т.20.118Данилевский И. Н. Библеизмы в повести временных лет // Герменевтика древнерусской литературы X — XVIвв. Сб. 3, М. 1992, с. 76.31Данилевский полагает, что изучение функций библейских цитат является задачейпреимущественно историка, а не литературоведа.

Только уточнив наши представления омировоззрении летописца, возможно более верно толковать сведения русских летописей,полагает Данилевский. В итоге изучение библейских цитат становится для Данилевского неконечной целью, а лишь средством , герменевтическим инструментом на пути к раскрытиюистинного исторического смысла свидетельств русских летописей, ведь при выяснениискрытых в библейских цитатах смыслов «появится возможность извлечь дополнительнуюконкретную информацию, хранящуюся в погодных статьях»119.Интересны наблюдения Данилевского о соотношении цитат из Ветхого и НовогоЗаветов: в летописании преобладают цитаты из Ветхого Завета.

Это и понятно:«историческими» в христианстве считаются именно ветхозаветные сюжеты120. Однакоинтересно и то, что то же соотношение характерно и для агиографических текстов, авторыкоторых ориентированы на воспроизведение одного частного прецедента общехристианскойистории: жизни конкретного святого. Отчасти это можно объяснить той особой ролью,которую играла Псалтирь в древнерусской литературе, поскольку, как правило, болееполовины этих цитат – цитаты из Псалтири. Так, по наблюдениям Ф. Вигзелл, в ЖитииСтефана Пермского из 340 библейских цитат 158 — цитаты из Псалтири121. Это жесоотношение характерно и для многих других житий.В числе цитируемых ветхозаветных книг Данилевский называет книги Бытия, Исход,Левит, Второзаконие, 1-ую и 2-ую книги Царств, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаста,Премудрость, пророка Иеремии, Варуха, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Михея,Захарии, Малахия122.Конечно, летописцы цитируют и книги Нового Завета, однако эти цитатывстречаются лишь спорадически, а главное – не имеют сюжетообразующих илипреобразующих функций, как правило, это цитаты прямые и относительно точные, то естьотносятся к разряду наименее интересных для Данилевского цитат.Одна из основных особенностей библейской цитации в летописании заключается втом, что не всегда представляется возможным указать, на каком этапе формированиялетописи вошла та или иная цитата в летописный свод.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее