Диссертация (Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы)), страница 10 Филология (31916): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественн2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы)". PDF-файл из архива "Ритмико-просодические особенности изображения литературного героя в прагмалингвистическом освещении (на материале английской художественной литературы)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Напонимание процесса чтения в американской психолингвистической традициибольшое влияние оказала генеративная грамматика Н. Хомского, а именнопредставление о различии поверхностных и глубинных структур языка [135]. Сточки зрения психолингвистики, процесс чтения не следует воспринимать какпростое перекодирование письменных поверхностных структур в устные.

Помимоэтого чтение включает в себя распознавание графических знаков, их порядка и, чтоважнее всего, восприятие того значения, которое они несут. Иными словами, чтениене возможно без понимания [100]. Это делает процесс чтения с точки зренияпсихолингвистики не столько визуальным, сколько тесно связанным с когнитивнымипроцессами [128]. На основе этого принципа в рамках психолингвистики былопостроено несколько моделей чтения [135].4242Одна из них представлена в работах К.

Гудмана. Ученый сравнивает процессчтения с отгадыванием загадок («guessing game»). По мнению языковеда [101],читающий воспринимает сразу три типа информации одновременно – графическую,синтаксическую и семантическую. На основе этой информации, а также своихязыковых навыков в целом он может отбирать из письменного текста телингвистические «сигналы» («cues»), которые помогают ему заранее вернопредугадывать, что ждет его впереди. Таким образом, на эффективность чтениявлияет не столько четкое восприятие и идентификация отдельных элементов текста,а взаимодействие между языком и мышлением: чем лучше читающий владеетязыковой системой, тем легче ему воспринимать «сигналы».Врамкахпсихолингвистическогоизученияпроцессачтениянередкоподнимается вопрос о внутренней речи: при чтении про себя в сознании человекаактивизируется фонологический код, некоторая форма проговаривания про себяпрочитанного [102].

При этом внешняя артикуляция отсутствует, и, наоборот, припопытке произнесения текста вслух внутренняя речь исчезает. Изучение механизмоввнутренней речи началось еще в начале ХХ в. (подробнее об это см. в [86]) Сегоднянекоторые ученые считают, что именно внутренняя речь способствует лучшемупониманию информации при чтении, и если она редуцируется, то усвоение сложныхтекстов для человека резко затрудняется [102].Психолингвистика также способна дополнить другие методы стилистическогоанализа (в т.ч.

описанные выше). Сочетание лингвистики и психологии позволяет нетолько обнаружить те элементы художественного текста, которые могут привлечьвнимание читателя, но и описать реакцию последнего на особенно выделяющиесяучастки текста. Так, например, можно проследить, способны ли изменения вобычной структуре предложения или абзаца повлиять на внимание читателя копределенным деталям текста.

По мнению некоторых исследователей [95], наиболеевнимательное отношение к представленной информации у читателя вызываюткороткие «отдельно стоящие» элементы текста – синтагмы, отделенные от остальнойчасти предложения знаками препинания, короткие предложения и мини-абзацы.4343Методы современной стилистики постоянно обогащаются и обновляются[127]. Серьезный вклад в развитие этой отрасли зарубежного языкознания внесла икогнитивная стилистика.Когнитивная стилистика (или, в другой терминологии, когнитивная поэтика)ставит своей целью установить связь между процессами создания / восприятияхудожественного текста и когнитивными механизмами сознания человека.

Длядостижения этой цели применяются и умело сочетаются методы литературоведения,лингвистики, а также когнитивистики. По мнению ученых, это позволяеткогнитивной стилистике проводить особенно точный лингвистический анализхудожественного текста, с учетом определенных когнитивных процессов илиструктур, влияющих на воспроизводство и восприятие языка [90].Исследования как в области психологии, так и когнитивной лингвистики [106;108; 120; 130] привели ученых к выводу о том, что значение не столько находится вязыке, сколько раскрывается с его помощью. Именно язык способствуетконцептуализации человеческого опыта. И именно когнитивная стилистикапозволяет раскрыть структуру и содержание литературных текстов, т.е.

статьпрочной основой для стилистического анализа [99]. По мнению М. Фриман,когнитивная стилистика дает ученым средства для логичной интерпретации текста вфилософском, культурном, исторической контексте; для показа его вероятныхпрочтений; для предоставления объективных доказательств обоснованности той илииной интерпретации текста (опирающихся на знания о функционировании языка);для оценки художественных характеристик текста и т.п.Так, например, художественные метафоры, встречающиеся в тексте, с точкизрения когнитивной лингвистики, всегда основаны на метафорах концептуальных,описываемых теорией Дж.

Лакоффа и М. Джонсона [109]. В данной интерпретации,вотличиеотболее«традиционного»понимания,метафорапризнаетсяуниверсальным свойством мышления человека. Она может принадлежать какязыковой сфере, так и области музыки, живописи, танца и т.п. Создание ивосприятие метафоры – это ментальный процесс, который может находитьотражение в структурах языка. Согласно Дж. Лакоффу и М. Джонсону, метафоравозникает в результате взаимодействия двух когнитивных областей: области4444источника («source domain») и области цели («target domain»), между которымиустанавливаются метафорические проекции («metaphorical mappings»).

Кроме того,нередко в творчестве писателя выделяют как уникальные, так и ключевые (или«сквозные») метафоры, способные объединять и категоризировать его произведения.Применение к стилистике теории концептуального смешения [96] являетсяальтернативным теории концептуальной метафоры способом рассмотрения метафори сравнений в художественном тексте. По мнению М. Тернера и Ж. Фоконье,метафоризация – это не установление однонаправленных связей между двумяразными областями знаний, а слияние ментальных пространств. С точки зрениякогнитивной стилистики, сравнение может выполнять в тексте не толькоэстетическую или образную функцию, но и функцию когнитивной категоризации,таккаксравнениенередкоотражаетязыковуюкартинумира.Именнохудожественные тексты являются хорошим источником для обнаружения сравненийи поэтому часто служат для исследователей основным материалом для изучения.Еще одним примером применения когнитивных методов в стилистике можетслужить исследование Е.

Семино [125], где рассматривается «стиль мышления»(«mind style») в прозаическом произведении. Не соглашаясь с Р. Фаулером в том, что«стиль мышления» представляет собой то же, что и «идеологическая точка зрения»[97], исследовательница утверждает: «стиль мышления» отражает то, как в языковомвыборе автора воплощаются определенные когнитивные структуры и привычки,характеризующие его мировоззрение. Сочетание лингвистического подхода кматериалу исследования и когнитивных теорий (теории концептуальной метафоры,теории концептуального смешения, теории схем), по мнению лингвиста, являетсялучшим способом рассмотрения данного вопроса.1.4.

Выводы к Главе 1Завершая Главу 1, необходимо сделать некоторые выводы.Прежде всего, отметим, что современное языкознание – как отечественное, таки зарубежное – предлагает множество подходов к решению вопроса о чтении ианализе художественного текста. Развитие цифровых технологий, новые открытия всмежных с филологией науках, а также все возрастающая тенденция кинтердисциплинарностиисследований,позволяютязыковедамсочетать4545традиционные стилистические методы анализа текста с методами психологии,когнитивистики, статистики, вычислительных наук и др.перспективывпониманиииинтерпретацииЭто открывает новыепроизведенийсловесно-художественного творчества, а описанная в начале главы ситуация, сложившаяся внастоящее время вокруг чтения, еще раз подтверждает необходимость иактуальность подобных исследований.Теоретической основой для настоящей работы послужили достиженияотечественных и зарубежных языковедов в области фонетики, стилистикихудожественноготекста,лингвостилистики,лингвопоэтики,лексикологииилексикологической фонетики, синтаксиса, психолингвистики, а также вопросов осоотношении письменной и устной речи, о просодическом воплощении знаковпрепинания, о ритме и тембре.

Ключевыми для данного исследования являютсяположения, разработанные прагмалингвистикой – прежде всего, прагмафонетикой ипрагмафоностилистикой.Прагмафоностилистический подход к художественному тексту позволяетсоздавать специальные лингвистические материалы, выявляющие особенностихудожественной манеры того или иного писателя, что приводит к более глубокомупроникновениювхудожественныйзамыселавтора.Крометого,прагмафоностилистика предполагает обязательное выявление определенного объемазвучания, заложенного в письменный текст автором.

Поэтому помимо тщательногоизучения лексического и синтаксического аспектов художественного произведенияособоевниманиездесьуделяетсявыявлениюегоритмико-просодическихособенностей.Результаты прагмафоностилистического исследования произведения словеснохудожественного творчества являются надежной основой в решении задачфилологического чтения и филологической фонетики, а также способствуютрасширению и уточнению стилистического раздела прагмалингвистическогофункционального стиля.4646ГЛАВА 2.

ПРАГМАФОНОСТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕНЕСОБСТВЕННО-ПРЯМОЙ РЕЧИ ГЕРОЕВ РОМАНА ИЭНА МАКЬЮЭНА«АМСТЕРДАМ»2.1. Предварительные замечанияРоман «Амстердам» («Amsterdam»), написанный в 1998 г., является одной изсамых известных и успешных работ писателя – в том же году произведение былоудостоено Букеровской премии, престижной литературной награды Великобритании.Некоторыекритикиконцентрирующейсяназываютвокругромансвоеобразнойопределенногопоколениясоциальной–тех,ктосатирой,достигсовершеннолетия в 1960-е гг., заработал себе имя в 1980-е и к 1990-м занял прочноеположение в обществе [117]. В центре внимания читателя оказываются двапредставителя этого поколения, два старинных друга – успешный композитор КлайвЛинли и главный редактор одной из британских газет Вернон Холидей.«Амстердам»строитсянасистематическомсопоставленииипротивопоставлении главных героев.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее