Диссертация (Просодические механизмы создания выделенности протяженных отрезков речи (экспериментально-фонетическое исследование)), страница 18
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Просодические механизмы создания выделенности протяженных отрезков речи (экспериментально-фонетическое исследование)". PDF-файл из архива "Просодические механизмы создания выделенности протяженных отрезков речи (экспериментально-фонетическое исследование)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 18 страницы из PDF
Частота их использованиясоставляет в корпусе исследования 22,6% (см. таблицу 30).В качестве примера приведем отрывок из выступления К. Робинсона осистеме школьного образования и творческих способностях (конференцияTED, 2006 г.):|| (1) So I want to talk about education | (2) and I want to talk abouth, wcreativity|(3)My contention is that crea \ tivity now/≀(4)lentois as important in education as literacy |(5)lentoand we should treat it with the same status || (6) Thank you ||lentoПерцептивныйанализприведенногоотрывкапоказал,чтосодержащийся в нем протяженный отрезок (3)-(5) выделяется на фонеокружения исключительно за счет темпоральных средств, в частности –замедления темпа речи.Сказанное подтверждается результатами акустического анализа.
Каквидно из таблицы 31, среднеслоговая длительность на участках сигнала,соответствующих синтагмам (3) (tср=18 мс), (4) (tср=20 мс) и (5) (tср=24 мс),выше, чем на участках, соответствующих соседним синтагмам (2) (tср=15 мс)и (6) (tср=17 мс).123Таблица 31Результаты акустического анализафрагмента выступления К. РобинсонаАнализируемая синтагмаtср, мc(1) So I want to talk about education13(2) and I want to talk about creativity15(3) My contention is that creativity now18(5) is as important in education as literacy20(6) and we should treat it with the same status24(7) Thank you17Наименеепопулярныоднослойныекомбинации,образованныединамическими средствами.
Частота их использования составляет в корпусеисследования всего 1,9% (см. таблицу 30).Относительно часто в выделении участвуют двухслойные комбинацииинтегральных средств. Частота их использования составляет в корпусеисследования 28,3% (см. таблицу 29).Наибольшей популярностью пользуются двухслойные комбинации,образованные мелодическими и динамическими средствами. Частота ихиспользования составляет в корпусе исследования 22,6% (см.
таблицу 32).Таблица 32Частота использования двухслойных комбинаций интегральных средстввыделения, %Тип комбинацийЧастота использования в корпусеисследования,%Мелодико-динамические22,6Мелодико-темпоральные5,7Динамико-темпоральные0,0124Примером может служить отрезок (2)-(4) из уже известного намфрагмента лекции профессора Д. Кристала по истории развития английскогоязыка (Университет Кентербери, 2011 г.):hHP| (1) You can do it in all sorts of ways ≀ (2) You can do it by your \ clothes≀ (3) you can do it by your ≀ \wig ≀ (4) you can do it by your \make-up [ə] (5)All kinds of ways you can do it +Результаты перцептивного и акустического анализафрагмента,приведенные в разделе 3.4.2, свидетельствуют о том, что в выделенииотрезка (2)-(4) принимают участие как мелодические (высокий нисходящийтерминальныйтон),такидинамические(повышениегромкостипроизнесения) средства.Относительно редко в выделении участвуют двухслойные комбинации,образованные мелодическими и темпоральными средствами.
Частота ихиспользования составляет в корпусе исследования всего 5,7% (см. таблицу32).Наименеепопулярныдвухслойныекомбинации,образованныединамическими и темпоральными средствами. Частота их использования вкорпусе исследования составляет 0% (см. таблицу 32).Крайне редко положительная выделенность достигается за счеттрехслойных комбинаций интегральных средств выделения. Частота ихиспользования составляет в корпусе исследования всего 1,9% (см. таблицу29).Рассмотримкомбинаторныеособенностилокальныхсредстввыделения, используемых в рамках комбинированного просодическогомеханизма.125Чаще всего в выделении принимают участие однослойные комбинациилокальных средств. Частота их использования составляет в корпусеисследования 61,6% (см. таблицу 33).Таблица 33Частота использования комбинаций локальных средств выделения, %Тип комбинацийЧастота использования в корпусе исследования, %Однослойные61,6Двухслойные33,9Трехслойные4,4Наибольшей популярностью пользуются комбинации, образованныемелодическимисредствами.Частотаихиспользованиявкорпусеисследования составляет 40,4% (см.
таблицу 34).Таблица 34Частота использования однослойных комбинацийлокальных средств выделения, %Тип комбинацийЧастота использования в корпусе исследования,%Мелодические40,4Динамические10,6Темпоральные10,6Примером может служить синтагма (2), входящая в состав выделенногопротяженного отрезка (2)-(4) из уже знакомого нам фрагмента лекциипрофессораД.Кристалапоисторииразвитияанглийскогоязыка(Университет Кентербери, 2011 г.):hHP| (1) You can do it in all sorts of ways ≀ (2) You can do it by your \ clothes126≀ (3) you can do it by your ≀ \wig ≀ (4) you can do it by your \make-up [ə] (5)All kinds of ways you can do it +Согласнорезультатамперцептивногоиакустическогоанализафрагмента, приведенным в разделе 3.4.2, в выделении синтагмы (2)принимают участие исключительно мелодические средства, а именно –смещение голоса говорящего в более высокий участок диапазона и высокаяпредшкала.Однослойныекомбинации,образованныединамическимиитемпоральными средствами, популярны в гораздо меньшей степени.
Частотаих использования составляет в корпусе исследования 10,6% и 10,6%соответственно (см. таблицу 34).Относительно часто выделенность достигается за счет двухслойныхкомбинаций средств выделения. Частота их использования составляет вкорпусе исследования 33,9% (см. таблицу 33).Наибольшей популярностью пользуются комбинации, образованныемелодическими и динамическими средствами.
Частота их использованиясоставляет в корпусе исследования 26,1% (см. таблицу 35).Таблица 35Частота использования двухслойных комбинацийлокальных средств выделения, %Тип комбинацийЧастота использования в корпусеисследования,%Мелодико-динамические26,1Мелодико-темпоральные6,5Динамико-темпоральные1,2Примером могут служить синтагмы (6), (7) и (8), входящие в составвыделенного протяженного отрезка (5)-(8) из уже знакомого нам фрагмента127лекции профессора С. Голдхилла, посвященной теме сексуальности втворчестве художников викторианской эпохи (Кембриджский университет,2012 г.):| (1) American visitors to London were dazzled and overwhelmed ≀ (2) by itssizevibrancywealthandmanners|(3)h, wAnd London was discussed at length not just by its \ visitors≀(4)h, wHPh, wbut by everybody \ in it | (5) A constant discussion of the state of the \ city |hhHP(6) from how to dispose of its /sewage ≀ (7) to what buildings to pre/serve ≀hHP(8) to the latest fashions ≀ (9) and their roles in the morality of young girls ||В ходе перцептивного анализа фрагмента было установлено, чтовыделение интересующих нас синтагм осуществляется с помощью сочетаниямелодических и динамических локальных средств: синтагмы (6) – с помощьювысокого восходящего терминального тона и повышения громкостипроизнесения, синтагмы (7) – спомощью высокого восходящеготерминального тона и повышения громкости произнесения, синтагмы (8) – спомощью высокой предшкалы и повышения громкости произнесения.Сказанное подтверждается результатами акустического анализа.На интонограмме синтагмы (6) хорошо видно, что ее ядром служитударный слог слова sewage (см.
рисунок 18). Он произносится наотносительно высоком частотном уровне – до 240 Гц – и отмеченвосходящим движением тона, которое продолжается в заядерной части.Рисунок 18Интонограмма синтагмы (6) from how to dispose of its sewage128from_how_to_dispose_of_its_sewage02.34183673400Pitch (Hz)335suː270frəmhautə dɪsɪʤpəuz205əv ɪts1407502.342Time (s)Ядром синтагмы (7) является ударный слог слова preserve (см.
рисунок19). Он произносится на относительно высоком частотном уровне – до 255Гц – и отмечен восходящим движением тона.Рисунок 19Интонограмма синтагмы (7) to what buildings to preserve129to_what_buildings_to_preserve01.9600907400Pitch (Hz)335zɜːv270tubɪlwɒt205dɪŋztuprɪ1407501.96Time (s)Предшкалу синтагмы (8) составляют слова to и the (см рисунок 20).Ударный слог слова latest является первым слогом ее шкалы. Наинтонограмме видно, что слоги предшкалы произносятся на значительноболее высоком частотном уровне (до 290 Гц), чем первый слог шкалы (до 235Гц).Рисунок 20Интонограмма синтагмы (8) to the latest fashions130to_the_latest_fashions01.57260771400335Pitch (Hz)tuðə270leɪfætɪst205ʃənz1407501.573Time (s)Как видно из таблицы 36, средние значения интенсивности на участкахсигнала, соответствующих синтагмам (6) (Iср=68 дБ), (7) (Iср=69 дБ) и (8)(Iср=66 дБ), существенно выше, чем на участках, соответствующих соседнимсинтагмам (5) (Iср=63 дБ) и (9) (Iср=63 дБ).Таблица 35Результаты акустического анализа отрывка из лекции С.