Диссертация (Образ «золотого века» в творчестве Ф.М. Достоевского), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ «золотого века» в творчестве Ф.М. Достоевского". PDF-файл из архива "Образ «золотого века» в творчестве Ф.М. Достоевского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Но пусть в этих образах Достоевский толькообъективировал богоборческие тенденции своего юношеского мировоззрения;пусть это только воспоминания о пережитом когда-то; такая устойчивость идлительность этих воспоминаний говорит же что-нибудь и о Достоевскомпозднейших периодов»27.В ряд идей, имеющих социалистические корни, Комарович помещает иобраз «золотого века», как он представлен в «Дневнике писателя» в заметках«Золотой век в кармане», «Что на водах помогает: воды или хороший тон?»:23Цитаты из произведений Ф.М. Достоевского приводятся по Полному собранию сочинений в 30-ти тт.
Л.,1972–1989. В скобках указываются арабскими цифрами номер тома, после точки с запятой – страницы.24Комарович В.Л. «Мировая гармония» Достоевского // Атеней. Историко-литературный временник, № 1–2,1924. С. 112–142.25Там же. С. 133–134.26Там же. С. 134–136.27Там же. С. 137.12в «Дневнике писателя» «Достоевский словно стыдится застарелых грёз, самназывает их „фантастическими и донельзя дикими“, признается в них, не иначекак выставив вместо себя какого-нибудь вымышленного „парадоксалиста“,или облекает их в форму шуточного рассказа <…> по-прежнему верит, чтовсе зло как-то сразу, „вдруг“ исчезнет от одного человеческого великодушияи сразу наступит новый „золотой век“ на земле»28.В рассказе «Сон смешного человека», по мнению Комаровича,«счастливое человечество» изображено так, «как изображалось когда-то вофранцузских социальных утопиях»29.
Исследователь находит параллели снекоторыми элементами романа Консидерана «Судьба общества» (былизвестен Достоевскому): тот же фантастический перелет на другую планету;«центральное солнце» Консидерана, «изливающее жизнь и плодородие, теплои свет» и «дети солнца» у Достоевского; насмешки современников надглавным героем и его мечтой; надежда обоих авторов, что гармония могла быустроиться «в один час», «в одно мгновенье».Статья Комаровича выразила направление дальнейших исследований:образ «золотого века» долгое время рассматривался в связи ссоциальными утопиями и как выражение чаяний самого писателя (Н.А.Хмелевская, А.С.
Долинин, Г.М. Фридлендер, Н.Ф. Бельчиков, Н.И. Пруцков,Р.Г. Назиров).Г.М. Фридлендер30 также разрабатывает область источников всоциалистической литературе и находит связь утопии «золотого века»Достоевского с его идеей о трех стадиях развития человечества, изложеннойим в набросках к статье «Социализм и христианство» (20; 191–194). Крометого, автор высказывает предположение, что изложить свое понимание«золотого века» в исповеди Ставрогина писателя побудила статья Д.Анфовского (псевдоним Ф.Н. Берга) «Скорое наступление золотого века»,28Там же. С. 138.Там же.
С. 139.30Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.–Л.: Наука, 1964. С. 34–43.2913полная ирониив адрес книги социалиста В.В. Берви-Флёровского«Положение рабочего класса в России». Эту статью Достоевский упоминаетв черновиках к «Бесам».А.С. Долинин в своей статье «Золотой век»31 прослеживает развитиеобраза «золотого века» в творчестве Достоевского, начиная от размышленияРаскольникова на берегу Иртыша об остановившемся времени и от записи о«картине золотого века» в рукописи к роману, к сервантесовским мотивамромана «Идиот», к сновидениям Ставрогина, Версилова и Смешного человека.Мечтагероев(иихсоздателя)охарактеризованаученымкак«коммунистическая» мечта об устроении всеобщего счастья.
Развитие все тойже идеи, по мнению Долинина, представлено антитетически в романе «БратьяКарамазовы»: атеистическое устроение гармонии в мире (в главе «Pro иContra»), с другой стороны, – ожидание рая, обещанного Христом (глава«Русский инок»). «Гармония, золотой век – идеал неугасимый; вопрос именнов том: как, какими путями будет он осуществлен»32.
Отголосок этой мыслизвучит и в Пушкинской речи. В целом, автор статьи понимает образ «золотоговека» обобщенно, как синоним «мечты о всеобщем счастье».Р.Г. Назиров, повторяя тезис А.С. Долинина о Достоевском («утопистон был в эпоху сороковых годов, утопистом он остался навсегда»),подчеркивает приверженность Достоевского идеалам социалистов-утопистов:«этих последних Достоевский всегда уважал. Видение „золотого века“,гармонического общества свободных и чистых людей, в какой-то мереотражает идеал Достоевского („Исповедь Ставрогина“, „Сон смешногочеловека“, „Подросток“)»33. Исследователь уточняет, что социализм писателявернее назвать не утопическим, а «евангельским», христианским, приводяпояснение (в духе тех же утопических социалистов 40-х гг.): «ведь и в первых31Долинин А.С.
Золотой век // Долинин А.С. Достоевский и другие. Л.: Худлит, 1989. С. 270 –288 (впервыеопубликована – Долинин А. С. Золотой век // Нева. 1971. № 11. С. 179–186)32Там же. С. 285. Курсив А.С. Долинина.33Назиров Р.Г. О противоречиях в отношении Ф. М. Достоевского к социализму // Народ и революция влитературе и устном творчестве.
Уфа: Башкирское книжное изд-во, 1967. С.142.14христианских общинах не было собственности», отрицательное отношениеДостоевского к собственности «ярко сказалось в „Зимних заметках о летнихвпечатлениях“, в его видениях „золотого века“»34.Н.Ф. Бельчиков в статье «„Золотой век“ в представлении Ф.М.Достоевского»35 утверждает, что истоки концепции «золотого века»Достоевского мы находим во взглядах Белинского, с которым Достоевскийобщался в 40-е годы, и в чтении социалистов-утопистов в кружкепетрашевцев. Бельчиков прослеживает развитие идеи «золотого века»,которая находит свое последнее воплощение в Пушкинской речи: так, рай наземле предстоит построить русскому народу36.Н.И. Пруцков в статье «Утопия или антиутопия?»37 опровергаетутверждение Бердяева, что Достоевскому чужды надежды на устроениеземного блаженства, обращаясь к его художественным произведениям ипублицистике.
Говоря об идее рая на земле в творчестве Достоевского,ученыйподчеркивает«эмоционально-сердечную,инстинктивнуюподоснову» видений «золотого века» у героев Достоевского (Ставрогина,Версилова, Смешного человека)38. В этом важное качество утопииДостоевского – ее антирационалистическая, антипросветительская природа.И именно потому она, обращенная не к разуму, а к чувству, в своей основепротивоположна рациональным построениям социалистов. Другое отличиеот социальных утопий – «в отвлечении от социально-экономическойорганизации» идей Достоевского39.Постепенно в статьях советских исследователей стала разрабатыватьсяпроблема соотношения «социализма» писателя с его христианством,намеченная еще К.Н.
Леонтьевым.34Пруцков обращает внимание наТам же. С. 144.Бельчиков Н.Ф. «Золотой век» в представлении Ф. М. Достоевского // Проблемы теории и историилитературы. М., 1971. С. 357—367.36Там же. С. 365.37Пруцков Н.И. Утопия или антиутопия? // Достоевский и его время. Л., 1971. С. 80–108.38Там же.
С. 97.39Там же. С. 102.3515существование двух вариантов идеального жизнеустройства у Достоевского:«языческого», без Бога, с любовью людей друг к другу, с единением их совсем космосом и с Христом. Они сложным образом сочетаются в виденияхВерсилова и Смешного человека40. В статье «Христианский социализм»41 онобъясняет появление Христа в видении Версилова жаждой посмертногосуществования42. В этой же статье автор указывает на связь идеала всеобщегоединения и любви в «золотом веке» с поисками Достоевским такого идеала врусском народе. В «Дневнике писателя» за 1877 год Достоевский говорит о«нашем русском „социализме“», имея в виду «неустанную жажду в народерусском, всегда в нем присущую, великого, всеобщего, всенародного,всебратского единения во имя Христово» (27; 18–19).Г.К.
Щенников замечает, что для Достоевского Христос «был залогомне потустороннего рая, а желанного и возможного „золотого века„ на земле.По мысли Достоевского, Христос как Богочеловек указал на возможностичеловеческой природы и на закон ее развития. В Христе Достоевскийнаходилдлясебяубедительноедоказательствотого,чтоидеалгармонического строя имеет земные корни»43. Как и другие исследователи, вхристианской морали Г.К, Щенников акцентирует социальный аспект,находит в ней «образец общественного устройства, социально-нравственныхотношений»44.С другой стороны, Н.А. Бердяевым в книге «МиросозерцаниеДостоевского» был намечен противоположный подход к образу «земногорая», так как, по мнению мыслителя, эта мечта не самого писателя и он несчитал ее достижимой на земле: «Возможны три решения вопроса о мировойгармонии, о рае, об окончательном торжестве добра: 1) гармония, рай, жизньв добре без свободы избрания, без мировой трагедии, без страдания и40Там же.
С. 98.Пруцков Н.И. Христианский социализм // Достоевский: материалы и исследования. М., 1974. С. 58–82.42Там же. С. 59–6143Щенников Г.К. Достоевский и русский реализм. Свердловск, 1987. С. 134.44Там же. С. 135.4116творческого труда; 2) гармония, рай, жизнь в добре на вершине земнойистории, купленная ценой неисчисляемых страданий и слез всех обреченныхна смерть человеческих поколений, превращенных в средство для грядущихсчастливцев; 3) гармония, рай, жизнь в добре, к которым приходит человекчерез свободу и страдание в плане, в который войдут все когда-либо жившиеи страдавшие, т.
е. в Царстве Божьем. Достоевский решительно отвергаетпервые два решения вопроса о мировой гармонии и рае и приемлет толькотретье решение»45. Однако Бердяев не исключает умственную вовлеченностьписателя в идейные построения своих героев, по его признанию, трудноинтерпретировать позицию самого Достоевского: «В этом сложностьидейной диалектики Достоевского о мировой гармонии и прогрессе. Невсегда легко понять, на чьей стороне сам Достоевский. Что принимает самДостоевский в замечательных мыслях героя «Записок из подполья» и ИванаКарамазова? Каково, наконец, его отношение к земному раю в «Снесмешного человека» и в картине, нарисованной Версиловым?»46.На вопрос об отношении Достоевского к мечте своих героев С.Л.Франк отвечает более категорично: саму идею возможности «золотого века»мыслитель трактует как опасный соблазн возвращения в «бездумноеблаженство простодушия», и этот соблазн Достоевский смог в себепреодолеть.