Диссертация (Образ «золотого века» в творчестве Ф.М. Достоевского), страница 2

PDF-файл Диссертация (Образ «золотого века» в творчестве Ф.М. Достоевского), страница 2 Филология (31599): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Образ «золотого века» в творчестве Ф.М. Достоевского) - PDF, страница 2 (31599) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Образ «золотого века» в творчестве Ф.М. Достоевского". PDF-файл из архива "Образ «золотого века» в творчестве Ф.М. Достоевского", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Достоевского.В диссертации использованы культурно-исторический, сравнительноисторический, сравнительно-типологический, психоаналитический методы.7Методологической основой работы послужило традиционное влитературоведенииучениеобобразекаквсеобщейкатегориихудожественного творчества, форме освоения действительности (в широкомсмысле) и (в узком смысле) как об элементе художественного произведения(работы В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, И.Б. Роднянской, М.Н.Эпштейна)6, который обладает такими свойствами, как наглядность,чувственная конкретность и в то же время идейная схематичность; обобщаетявления действительности; является самоценным, внутренне организованнымэлементом художественного мира7. Образ «золотого века» в творчествеДостоевского имеет черты как описательного, так и фабульного образа,связан с идейной структурой произведения; может быть определен какархетипический, так как характеризуется «устойчивостью своего собств.употребления, выходящего за рамки одного произведения <…> Образархетип заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие „схемы“ или„формулы“ человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии,так и в искусстве на всех стадиях его исторического развития (в архаике,классике, искусстве современности).

Пронизывая всю художественнуюлитературу от ее мифологических истоков до современности, архетипыобразуют постоянный фонд сюжетов и ситуаций, передающийся от писателяк писателю»8. Происхождение образа «золотого века» из мифа обуславливаетобращение к работам об особенностях мифологического образа (А.Ф. Лосев,Е.М. Мелетинский9), о его функционировании в художественных текстахФ.М. Достоевского (Вяч. Иванов,6Е.М. Мелетинский, Р.Г. Назиров10);Жирмунский В.М.

Введение в литературоведение: Курс лекций. СПб., 1996. С. 183–201; Лотман Ю. М.Лекции по структуральной поэтике //Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.С. 59–65.7Роднянская И. Б. Образ // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001.Стлб. 668–674.8Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедичекий словарь. М.: Сов. энцикл., 1987.С.

252–257.9Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Академический проект, 2008; Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 2-е изд,репринт. М.: Изд. фирм. «Вост. Лит.», 1995.10Иванов В.И. Достоевский и роман-трагедия // Иванов В.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С.282–311; Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. С. 93–128; Назиров Р. Г.8привлечение работ К.Г.

Юнга11 позволяет раскрыть особенности сновиденияо «золотом веке» как психологического феномена.Степень изученности проблемы. В том случае, если речь идет опрошлом человечества, в текстах Достоевского актуализируется влияниепроизведений об античном и библейском мифах. Если этот образ прилагаетсяк будущему, на первый план выходит контекст современного Достоевскомуутопического социализма, так как в этой литературе «золотой век» былиспользован как образ счастливого будущего, обещанного социалистами.Именно на этот контекст в первую очередь обратили внимание критики иисследователи творчества Достоевского – в сопоставлении с образомхристианского рая в будущей жизни. Вопрос эсхатологии писателя мы нерассматриваем подробно, потому что это выходит за рамки исследуемогообраза «золотого века».

Однако в работах исследователей эти образы часторассматриваются нераздельно, поэтому в обзоре мы не можем не упомянутьстатьиосоотношенииисториософииДостоевскогосхристианскойэсхатологией.Первым затронул тему «земного рая» в творчестве писателя К.Н.ЛеонтьеввсвоемполемическомотзывенаПушкинскуюречьДостоевского12. Хотя Леонтьев сосредотачивает внимание на образе будущейгармонии человечества (а не прошлой), в его статье впервые затрагиваетсяпроблема совмещения христианства писателя с его идеей «земного рая».Леонтьев критикует мечту писателя о будущем всеобщем благоденствии сточки зрения православия, называя позицию Достоевского христианством «срозовым оттенком». Леонтьев подчеркивает, что Христос «не обещал нигдеСпецифика художественного мифотворчества Ф.

М. Достоевского: сравнительно-исторический подход //Назиров Р. Г. Русская классическая литература: сравнительно-исторический подход. Исследования разныхлет. Уфа: РИО БашГУ, 2005. С. 189–198; Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994. С.93–128.11Юнг К.Г. Общая точка зрения на психологию сновидений // Структура психики и процесс индивидуации.– М.: Наука, 1996. – 269 с.12К.Н. Леонтьев. О всемирной любви. Речь Ф. М. Достоевского на пушкинском празднике // Леонтьев К.Н.Восток, Россия и славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872–1891).

М.:Республика, 1996. С. 312–329. (Впервые опубликовано: Варшавский дневник. 1880. № 162, 169, 173.) Далеев цитатах курсив К.Н. Леонтьева.9торжества поголовного братства на земном шаре...»13, наоборот, он принесмеч,анемир.«Вглазаххристианинаподобнаямечтапротиворечит прямому и очень ясному пророчеству Евангелия об ухудшениичеловеческих отношений под конец света»14. Всем никогда не будет хорошо,страдания людей – необходимая часть мирового порядка, потому что ониприносят пользу (то есть смирение и религиозную веру, питаемую страхом).Леонтьев предполагает истоки «розового христианства» Достоевского всоциализме 40-х гг.: эта «мысль <...> оказывается, как почти у всех лучшихписателей наших, почти вполне европейскою по идеям и даже попроисхождению своему»15.

«О „всеобщем мире“ и „гармонии“ (опять-таки всмысле благоденствия, а не в смысле поэтической борьбы заботились изаботятся, к несчастию, многие и у нас, и на Западе: Виктор Гюго,воспевающий междоусобия и цареубийства; Гарибальди, составивший себеславу военными подвигами; социалисты, квакеры; по-своему – Прудон, посвоему – Кабе, по-своему – Фурье и Ж. Занд»16. При этом К.Н.

Леонтьевнесколькосмягчает«вину»Достоевского:«Онзанятгораздоболее психическим строем лиц, чем строем социальным, которым все нынче,к сожалению, так озабочены»17, то есть утопия Достоевского если и беретначало в трудах социалистов, то с экономической их стороной все-таки неимеет ничего общего. И все же убежденность Достоевского в возможностиизменить «психический строй лиц», изменить человека (а не человечество,как это делают социалисты) опять-таки расходится с христианством.«Христианство же не верит безусловно ни в то, ни в другое – то есть ни влучшую автономическую мораль лица, ни в разум собирательногочеловечества, долженствующий рано или поздно создать рай на земле»18.Таким образом, Достоевский и социалисты с идеей построения «земного рая»13Там же. С.

317.Там же. С. 323.15Там же. С. 322.16Там же. С. 312.17Там же. С. 317.18Там же.1410в конечном счете попадают в один лагерь оппонентов христианства.19Если К.Н. Леонтьев с позиции Евангелия и православия осуждает мечтуДостоевского о «земном рае», то В.С. Соловьев, напротив, утверждаетприверженность писателя слову Евангелия20. Идеал всеобщей гармонии«держался у Достоевского не на одном добром чувстве к людям, а преждевсего на мистических предметах веры, выше этого человечества стоящих, –именно на Христе и на Церкви». Из этой веры и происходила любовь кчеловечеству, она была верой именно в «богочеловечество», а не в «лучшуюавтономическую мораль лица».

Для Соловьева бесспорно, что Достоевскийне верил в возможность идеального социального устройства силами самогочеловека, без Христа: «собирательный разум человечества с его попыткаминового вавилонского столпотворения не только отвергался Достоевским, но ислужил для него предметом остроумных насмешек, и не только в последнеевремя его жизни, но и раньше.

Пусть г. Леонтьев перечтет хоть „Записки изподполья“»21. Более того, идеал всеобщей гармонии Достоевского вовсе несоциального порядка: «та всемирная гармония, о которой пророчествовалДостоевский, означает вовсе не утилитарное благоденствие людей натеперешней земле». Философ соотносит идеал будущего земного раяДостоевского с пророчествами Иоанна: «наступление этой всемирнойгармонии или торжествующей Церкви произойдет вовсе не путем мирногопрогресса, а в муках и болезнях нового рождения, как это описывается вАпокалипсисе – любимой книге Достоевского в его последние годы»22.Полемика К.Н.

Леонтьева и В.С. Соловьева обозначила две позиции в19О полемике Леонтьева и Достоевского см.: Бочаров С.Г. Леонтьев и Достоевский. Статья первая. Спор олюбви и гармонии // Достоевский: материалы и исследования. М., 1996. Т. 12. С. 162–189.20Соловьев В.С. Заметки в защиту Достоевского от обвинения в «новом» христианстве // Соловьев В. С.Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991.

С. 260–265.21Справедливо заметить, что Леонтьев и не приписывал Достоевскому веру в «собирательный разумчеловечества», в примечании к своей статье в собрании сочинений 1885 г. он, не противореча своимвысказываниям, замечает, что «в „Записках из подполья“ есть чрезвычайно остроумные насмешки именнонад этой окончательною гармонией или над благоустройством человечества».22Более подробно о хилиазме Достоевского и Соловьева см. Гайденко П.П.

Владимир Соловьев ифилософия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. С. 15 –36; о полемике Соловьева и Леонтьевапо поводу взглядов Достоевского см. там же с.180–192.11отношении Ф.М. Достоевского и образа «земного рая» в его творчестве:признание за ним идеи устроения социальной гармонии на земле и отрицаниетаковой. В советском литературоведении преобладала первая точка зрения.В.Л. Комарович, отталкиваясь от статьи Леонтьева и от нерешительнойреакции на нее самого Достоевского (в записной книжке 1881 г.: «Но что же яему могу отвечать?..» (27; 52)23), находит следы идейного и жанрового влияниясоциализма в публицистике и художественных произведениях писателя напротяжении всей его творческой жизни24.

По замечанию Комаровича,Достоевский критиковал современный ему материалистический социализм, носочувственно высказывался о социализме своей молодости, времен Фурье,Леру, о творчестве Ж. Санд: «Юношеская мечта о новом „земном рае“навсегда затаилась в сознании Достоевского»25. Автор передает свою«юношескуюмечту»своимгероям:Раскольникову(идея«НовогоИерусалима»), Кириллову (богоборческая мечта «о новом человеке»),ИвануКарамазову(фантазияо«геологическомперевороте»)26.Исследователь признает: «было бы методологической ошибкой конечно,присваивать самому Достоевскому богоборчество таких героев его, как ИванКарамазов или Кириллов.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее