Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина), страница 7

PDF-файл Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина), страница 7 Филология (31402): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина) - PDF, страница 7 (31402) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина". PDF-файл из архива "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

Например, она оказываетсявстроенной вцепочку рассуждений Юнга об акте создания произведения: «Ибо искусствоприрождено художнику как инстинкт, который им овладевает и делает егосвоим орудием. То, что в первую очередь оказывается в нём субъектом воли,есть не он как индивид, но его произведение. В качестве индивида он можетиметь прихоти, желания, личные цели, но в качестве художника он есть ввысшем смысле этого слова “Человек”, коллективный человек, носитель иваятель бессознательно действующей души человечества. В этом его officiumбремя, которое нередко до такой степени перевешивает остальное, что егочеловеческое счастье и всё, что придаёт цену обычной человеческой жизни,закономерно должно быть принесено в жертву» («Психология и поэтическоетворчество», 1930)56. О жертвенности как одном из аспектов искусстваразмышлял и Волошин, хотя эта идея не стала одной из магистральных в егособственномтворчестве.Длянегоочевиднойбылажертвенностьиндивидуального бессознательного, в целом творческой личности в пользуобъективного мира.

Так, выступая в роли литературного критика, Волошинписал об Э. Верхарне: «дидактическая и рассудочная область его поэзиивсегда строится на материалистической науке; но подсознательный лиризмего глубоко религиозен, волна энтузиазма, возникающая и бьющая в нем прижертвенном погружении духа в сущность явлений внешнего мира, роднитIV уровень – первичной интегративной духовности. Человек обретает здесь личную свободу. Он способенориентироваться в нормах и запретах; сознание направляется на ритуал. Здесь смениваются познания,чувства, потребности (1 – 3).

Возникает духовность как мир устремлений к ценностям. Человекотождествляет себя с миром трансцендентным (запредельным), пытается решить проблемы собственногобытия через создание новой системы ценностей.V уровень – аксиологический (ценностный) уровень высшей духовности. Сознание человека устремляется кАбсолюту, к познанию его, слиянию с ним. Это – высший пункт нашего развития, здесь возникаютфилософия и религия. Философия стремится понять бесконечное существование, но не слиться с ним.Религия же призывает к тождеству с высшим миропорядком.

Формируются высшие атрибуты человеческойдуховности – идеальные верования, предельные проблемы, вопрос о смысле бытия. Мы становимсяспособными переживать себя в качестве надприродного, надсоциального существа (сакрального,таинственного). В религиозной философии возникает идея Бого-человека (Вл. Соловьев, Н. Бердяев). Здесьи наступает исторический синтез сознания и человеческой духовности.

См. об этом: Книгин А.Н. Проблемысознания. Томск: Изд-во Том. унт-та, 1992. С. 11 – 12.56Юнг К. Г. Психология и поэтическое творчество С. 116.33его с экстазами великих мистиков»57. Зачастую проблема жертвенностиявляется составной частью других вопросов – для Волошина болеезначимых. Идея жертвенности связана с народностью настоящего искусства.Волошин рассматривает проблему индивидуальности художника в связи спонятием народности в ряде статей: «Осколки святых чудес» (1904),«Индивидуализм в искусстве» (1906), «“Ярь”. Стихотворения СергеяГородецкого», «Организм театра» (1909), «Чему учат иконы?» (1914) и др.Художник должен отринуть индивидуализм, пожертвовать своим именемрадиискусства:«Ноиндивидуальностьдолжнапреодолетьсилусамосохранения и добровольной жертвой, добровольным отказом от своейличности найти свое высшее самоутверждение»58.

Из этого положения ивытекает превознесение Волошиным средневекового искусства: как правило,оно анонимно. Понятие жертвенности также возникает в контексте проблемысоотношения ролей автора и реципиента, проблемы восприятия текста:«Восприятие – это жертва. Нельзя быть потрясенным, не отдав душу своюцеликом вихрю драматического действия»59.И Юнг, и Волошин, обратившись к бессознательному, приписываюттворчеству свойства сновидения: «Великое произведение искусства подобносновидению, которое при всей своей наглядности никогда не истолковываетсебя само и никогда не имеет однозначного толкования. Ни одно сновидениене говорит: “ты должен”, или “такова истина”; оно выявляет образ, какприрода выращивает растение, и уже нам предоставлено делать из этогообраза свои выводы»60. Однако Юнг, используя метафоры и сравнения, темне менее, стремится к точности и раскрывает свой тезис, объясняяпроводимую параллель между творчеством и сновидением их наглядностью,образностью.

Волошин, напротив, не имеет такой цели и не дает разъяснения57Волошин М.А. Эмиль Верхарн // Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 4. Переводы / Сост. А.В. Лавров;подготовка текста и коммент. П.Р. Заборова, М.Ю. Кореневой, Д.В. Токарева. М.: Эллис Лак, 2006. С. 19.58Волошин М.А. Индивидуализм в искусстве // Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 5. С. 65.59Волошин М.А. Разговор о театре // Там же. С.

197.60Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры ХХ века:мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. С. 118.34своим положениям, о чем свидетельствуют статьи «Аполлон и мышь» (1911),«Театр как сновидение» (1912/13), набросок «Об оккультизме» (б/д).Онейрический компонент как явление подсознания или сверхсознаниянастолько актуализирован в модернистском искусстве, что ряд текстов этуспецифику художественного восприятиявоспроизводит самой своейприродой61. Текст становится сновидческим пространством, содержание –виртуальной реальностью, «четвертым измерением», в которое погружен«воспринимающийсубъект»ивкоторомразворачиваетсяэкзистенциалистские мотивы62.

Примером могут послужить целиком «КотикЛетаев» (1917 – 1918, 1922) А. Белого, целиком «Чертухинский балакирь»(1926) С. Клычкова, сознание Парнока в «Египетской марке» (1927) О.Мандельштама, произведения В. Розанова, сновидческая реальность прозыА. Ремизова и др.

Речь идет не о сновидении как фрагменте или жанре, а оспецификетворческой рецепции и сновидческой поэтике, выраженнойпрежде всего в фонетике, ритме, синтаксическом построении фразы,лейтмотивности, сюрреалистической, импрессионистической образности,версейности абзацев или мозаичности минимальных эпизодов – «камушкахи лоскутках»63 текста.

Сопоставление сна и текста – тема научных изысканийВ.П. Руднева. Как он пишет: «Сновидение более отчуждено от сознаниячеловека, чем его личные воспоминания. Оно представляет собой текст.Текст взывает к своему пониманию и, стало быть, истолкованию»64.Эстетическая перспективность соположения сна и текста отмечена Н.Нагорной:«Добавим,чтовпостмодернистскойлитературе,манипулирующей разными культурными кодами, снимается оппозицияжизни и текста. Не только культура и текст ставятся на один уровень, но и61О сновидческой поэтике: сб. «Сон – семиотическое окно.

Сновидение и событие. Сновидение и искусство.Сновидение и текст. ХХVI Випперовские чтения». М.: Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина,1993. 280 с.62Нагорная Н.А. Онейросфера в русской прозе ХХ века: модернизм, постмодернизм. М.: МАКС-Пресс,2006. С. 22, 23.63Ремизов.

А.М. Взвихренная Русь. М.: Советский писатель,1991. С. 70.64Руднев В.П. «Толкование сновидений» (1899) // Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XXвека. М.: Аграф, 2001. С. 478.35реальность и текст, соответственно, сон и текст. Поэтому по отношению кней можно говорить не только о тексте сна, но и о сне как о тексте»65.Проблема сновидения и творчества отмечена и И.Б. Ничипоровым в статье«Миф об Андрее Белов в художественном сознании М.

Цветаевой» (2002):«В цветаевском контексте сновидческое пространство увидено как инобытиепоэта (цикл “Бессоница”, 1916),как мифопорождающее начало (“Стихи кБлоку”), путь к преодолению “разрозненностей” в пространстве и времени(цикл “Провода”, 1923), но при этом – и как предельная обнаженностьвнутренней сущности»66.Философия творчества выделяет классическую и неклассическуюпарадигмы художественности67, сущностная разница которых заключается вовзаимоотношенияхавтораисубъектавосприятия.Неклассическаяпарадигма предполагает расширение роли реципиента. В.И. Тюпа считает,что в неклассической парадигме «художественная деятельность мыслитсяотныне деятельностью, направленной на чужое сознание; истинный предметтакой деятельности – ее адресат, а не объект воображения или знаковыйматериалтекста.Субъектхудожественнойдеятельности<…>этоорганизатор коммуникативного события»68.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
431
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее